Программа элективного курса "Экскурсионная работа с иностранными туристами в г. Калининграде"

Разделы: Иностранные языки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Программа элективного курса

“ИНТЕГРАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ПРИКЛАДНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОСВОЕНИЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ “ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ ТУРИСТАМИ” представляет собой документ, включающий разделы:

  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
  • образовательные результаты учащихся по завершении изучения ими настоящего курса;
  • формы контроля.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Настоящая программа элективного курса предназначается для учащихся 9, 10, 11 классов и рассчитана на 70 часов классной работы. Кроме того, она может быть использована на курсах иностранных языков.

Программа состоит из 2х разделов:

  1. Универсального лингафонного курса разговорного английского языка.
  2. Основного историко-краеведческого курса, включающего справочно-методический материал по историческим и памятным местам г. Калининграда.

ЦЕЛЬ КУРСА - подготовка старшеклассников для экскурсионной работы с иностранными туристами в г. Калининграде.

Задачи курса.

Обучение по данному курсу в лицее преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей задачи.

Практическая задача заключается в обучении школьников общению на иностранном языке. В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности – аудированием, говорением (устной речью) и чтением.

Комплексная реализация воспитательных, образовательных и развивающих задач осуществляется в процессе работы, основные цели которой:

  1. Дать учащимся глубокие знания страноведческого и краеведческого характера по теме “Калининград – исторический и культурный центр”.
  2. Познакомить учащихся со сложной драматической историей города, достижениями и проблемами в послевоенный период, перспективами функционирования города в условиях особой экономической зоны.
  3. Способствовать воспитанию уважения и результатам деятельности человека, запечатленных в структуре города, исторических и архитектурных памятниках.
  4. Расширить культурный кругозор учащихся.
  5. Увлечь учащихся краеведческой и поисковой работой.

Данный курс предполагает обращение к сведениям географического, конкретно-исторического, искусствоведческого характера. Эти межпредметные связи носят взаимодействующий характер: с одной стороны, знания, полученные по другим предметам, переносятся и применяются в процессе обучения иностранному языку, а с другой – информация, полученная с помощью иностранного языка в ходе обучения, обогащает и расширяет знания по другим предметам.

Основное содержание курса
70 часов

1. Универсальный лингафонный курс разговорного английского языка. (36 часов) ставит своей задачей овладеть разговорной речью на уровне, достаточном не только для изложения собственных мыслей на определенные темы, но и для понимания беглой речи носителей языка. Универсальный лингафонный курс разговорного английского языка состоит из 12 тем. Каждая тема включает разговорные диалоги двух типов: учебные (предназначенные для заучивания наизусть) и естественные (предназначенные для аудирования - приобретения навыков восприятия живой речи). Естественные диалоги представляют собой отступление от нормативной фонетики и грамматики, демонстрируя широкий спектр различных акцентов, междометий, просторечных выражений, и американских заимствований.

2. Основной историко-краеведческий курс, включающий справочно-методический материал по историческим и памятным местам г. Калининграда (материал на английском языке 34 часов) ставит своей задачей:

а) познакомить с лексикой исторического, географического, искусствоведческого, общественно-политического характера;
б) изучить историко-краеведческий материал на англ. языке и подготовить учащихся к самостоятельному чтению оригинальных текстов по специализации “Английский язык для экскурсоводов”;
в) развить навыки устной речи на основе показа мест и объектов, связанных с историческими и памятными событиями;
г) научить применять прием сравнения сведений о родном крае и зарубежной стране.

Тематический план универсального лингафонного курса разговорного английского языка.

№ темы

Кол-во часов

Темы

Тема 1

3

Информация о себе. Как рассказывать о себе. Как давать свой адрес и номер телефона. Как произносить своё имя по буквам.

Тема 2

3

Путешествие самолётом. Как заказывать авиабилеты. Объявления о посадке на рейс. Объявления о задержке рейса. Объявления о прибытии рейса. Объявления о разыскиваемых пассажирах. Объявления о посадке самолёта. Как справляться о потерянном багаже.

Тема 3

3

Путешествие поездом. Как справляться о расписании поездов. Как покупать билеты на поезд. Объявления на железнодорожном вокзале. Объявления в поезде.

Тема 4

3

Путешествие автомобилем. Как предлагать подвезти. Как покупать бензин. Как платить за парковку.

Тема 5

3

В гостинице. Как снимать номер. Как заказывать номер по телефону.
Как сообщать о потерянных вещах.

Тема 6

3

Как спрашивать дорогу на улице. Как спрашивать дорогу в здании. Как описывать дорогу.

Тема 7

3

В автобусе.

Тема 8

3

Как брать такси.

Тема 9

3

В ресторане. Как заказывать еду. В баре.

Тема 10

3

Как делать покупки. В универсальном магазине. Как покупать одежду, обувь. Как просить посмотреть что-либо. Как спрашивать о цене.

Тема 11

3

В банке.

Тема 12

3

В кабинете врача. Как жаловаться на
здоровье. Во время осмотра.

Итого

36 час.

 

Тематический план основного историко-краеведческого курса, включающего справочно-методический материал по историческим и памятным местам г. Калининграда.

№ темы

Кол-во часов

Темы

Тема 1

2

Основание Кенигсберга. Основание Замка. Кафедральный собор. И. Кант-известный мыслитель Европы.

Тема 2

2

Фондовая биржа Кёнигсберга. Концертный зал. Южный вокзал. Район Хаберберг. Замковый пруд (“Паркотель”, “Штадтхалле”).

Тема 3

2

Бранденбургские ворота. Кёнигсбергская крепость. Понарт. Бранденбургер – штрассе. “Лихтбильдбюне”.

Тема 4

2

Закхаймские ворота. Королевские ворота. Аэропорт.

Тема 5

2

Росгартенские ворота. Бастион “Грольман”. Казарма “Кронпринц”.

Тема 6

2

Башня Дона. Музей янтаря.

Тема 7

2

Кранцер – аллее. Район Марауненхоф. Верхнее озеро.

Тема 8

2

Башня Врангеля. Галерея искусств. Немецкая Восточная ярмарка. Палестра Альбертина.

Тема 9

2

Ганза-плац. Штадтхауз. Северный вокзал. Бронзовая скульптура “Два зубра”.

Тема 10

2

Район Хуфен. Штаб Балтийского флота. Драматический театр. Стадион “Балтика”. Памятник Шиллеру. Зоопарк.

Тема 11

1

Российская земля на берегах Балтики

Тема 12

3

Богатства природы Калининградской области

Тема 13

3

Экономика Калининградской области

Тема 14

3

Социальная сфера Калининградской области

Тема 15

2

Резервное занятие

Тема 16

2

Резервное занятие

Итого

34 часа

 

Учебная работа по данной программе характеризуется своей комплексностью и проходит по тем же основным линиям, что и в предшествующих классах.

Обучение учащихся устной речи по-прежнему остается важной задачей, которая осуществляется в процессе работы над новыми темами. Совершенствованию устно-речевых навыков учащихся и развитию их речемыслительной деятельности способствует устно-речевая практика на основе ситуаций.

Задача совершенствования навыков учащихся в аудировании решается в процессе выполнения или устно- речевых упражнений, а также при слушании речи учителя.

Развитие и совершенствование навыков учащихся читать про себя составляет важную задачу. В процессе чтения решается еще одна задача: накопление и расширение пассивного словаря, а также развитие догадки о значении новых слов по контексту, по созвучию с аналогичными словами в родном языке, по конверсии и с опорой на знакомые учащимся средства словообразования. Обогащение активного словаря учащихся происходит за счет использования или в речи наиболее употребительной части пассивной лексики.

В условиях последних двух лет обучения особую задачу составляет усиление самостоятельной работы учащихся над языком в классе и при выполнении домашних заданий, что обеспечивается опорами и справочным материалом.

Лексика, осваиваемая учащимися, составляет три группы. В первую группу входят слова по теме “Исторические и памятные места Калининграда”, основную часть которой характеризует ее тематическая направленность. Некоторые, же из осваиваемых слов носят общий характер и могут быть широко использованы за пределами этой темы. Вся эта лексика активно усваивается учащимися устно и в чтении. Вторую группу составляют слова индивидуального использования, которые вводятся в индивидуальном порядке по запросам учащихся, желающих расширить свои высказывания. Примером такой лексики могут служить названия достопримечательностей г. Калининграда. Лексика пассивного словаря, составляющая третью группу, накапливается, как и ранее, в процессе экстенсивного домашнего чтения. Объем этой лексики не регламентируется, ее состав определяется повторяемостью в текстах.

Образовательные результаты

В результате изучения курса учащиеся должны:

- овладеть разговорной речью на уровне, достаточном не только для изложения собственных мыслей на определенные темы, но и для понимания беглой речи носителей языка;
- познакомиться с лексикой исторического, географического, искусствоведческого, общественно-политического характера;
- изучить историко-краеведческий материал на англ. языке и подготовиться к самостоятельному чтению оригинальных текстов по специализации “Английский язык для экскурсоводов”;
- развить навыки устной речи на основе показа мест и объектов, связанных с историческими и памятными событиями;
- научиться применять прием сравнения сведений о родном крае и зарубежной стране.

Формы текущего контроля:

  • оценка аналитической работы учащихся;
  • оценка сообщений, докладов;
  • оценка проектов, презентаций.

Форма итогового контроля – зачёт (итоговая конференция по изученным вопросам).

Приложение