Тема четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
Тип урока: урок расширения и углубления в тему.
Жанр урока: урок-драматизация.
Форма урока: урок-диалог.
Цель урока: На примере музыкальных произведений, посвящённых осени, помочь учащимся понять, что слова в песне очень важны и, разучивая песни, ребята учатся быть эмоциональными и отзывчивыми, добрыми и дружными, любить природу и радоваться её красоте.
Задачи урока:
- воспитательные: воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, привить интерес и любовь к высокохудожественной поэзии и музыке;
- образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Учить понимать органическую связь литературы и музыки. Учить делать выводы, выделять главное;
- развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать, синтезировать и интерпретировать различного рода информацию. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания и исполнительства, ассоциативных связей между поэзией и музыкой, музыкально-творческих способностей и формирование художественного вкуса.
Зрительный ряд:
- Выставка рисунков учащихся на тему «Осень»;
- Плакаты на доску с названием урока «Поэзия и музыка осени»;
- Портреты поэтов: С. Есенина, А. С. Пушкина, Ф. Тютчева и др.;
- Портреты композиторов: П. И. Чайковского, Г. Пономаренко;
- Репродукции: Левитан « Золотая осень», И. Бродский «Летний сад;
- осенью», И. О. Остроухов «Золотая осень», В.Ельницкая «Осенний лес»;
- В. Кузнецов «Осенний пейзаж» и др.
Музыкальный ряд:
- «Осень» В.Харитонов, В.Радзноковский;
- «Песенка о дружбе Поэзии и Музыки» Л. Сидоренко;
- «В сентябре на танцплощадке» С.Гребенников;
- «Осенняя песнь» П.И.Чайковский;
- «Листья жёлтые»;
- «Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко, С.Есенин;
- «Осень» Исаковский.
Материалы и оборудование:
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- диски и кассеты с записями музыкальных произведений;
- нотные записи: «Песенка о дружбе Поэзии и Музыки»;
- «Отговорила роща золотая»;
- раздаточный материал на парты со словами песни
- «Отговорила роща золотая»;
- конверт с посланием злого волшебника Урагана;
- костюм волшебницы Осени;
- букеты осенних листьев на парты.
План урока
I. Организационный момент
- Вход учащихся под музыку;
- Музыкальное приветствие.
II. Вступление
- Беседа учителя;
- Музыкальная разминка.
III. Экспозиция (постановка проблемы)
- Сообщение цели урока;
- Сюрприз (появление волшебницы Осени).
IV. Разработка
- «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла
- «Времена года» – слушание;
- Беседа с учащимися о чувстве и настроении, вызванном этой
- музыкой, и средствах музыкальной выразительности, которые
- использовал композитор;
- «Листья жёлтые» – пластическое интонирование под музыку;
- Стихотворения об осени в исполнении учащихся;
- «Отговорила роща золотая» муз. Г.Пономаренко
- (исполнение вокализом, т.е. без слов)
V. Кульминация
- Послание волшебника Урагана;
- «Отговорила роща золотая» муз. Г.Пономаренко сл.С. Есенина
- (исполнение со словами – раздаточный материал на партах).
VI. Финал
- Вывод.
- Выставление оценок.
- Выход учащихся под музыку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учащиеся входят в класс под музыку («Осень» В. Харитонова, В. Радзноковского).
Учитель и учащиеся исполняют музыкальное приветствие (приложение № 1).
II. Вступление
Учитель: Садитесь, пожалуйста. Тема нашего сегодняшнего необычного урока: «Поэзия и музыка осени». Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в удивительной стране, где жили и сказочные герои, и писатели, и поэты, и музыканты. А правили этой страной две сестры Поэзия и Музыка. Они очень любили и хорошо понимали друг друга. Жители этой страны говорили о том, что, хотя речь человека – универсальный язык нашего общения между собой, не всё можно передать словами, и тогда на помощь приходит музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают весь этот сложный духовный мир человека. Всем было понятно, что музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.
И часто жители этой страны слышали, как две сестры напевали такую песенку.
(Учитель исполняет «Песенку о дружбе Поэзии и Музыки» – приложение №2)
Какое чувство и настроение вызывает эта песенка?
Давайте попробуем повторить её также, как пели Поэзия и Музыка (исполнение).
Вот и жители этой страны, также как и вы, весело и задорно пели её вместе с сёстрами.
III. Экспозиция (постановка проблемы)
Но тут случилось непредвиденное. Злой волшебник Ураган решил разлучить сестёр. Он закружил Поэзию в вихре и унёс далеко-далеко. Все были в растерянности и не знали что делать.
Ребята, если бы вы были жителями этой страны, что бы вы стали делать? Как бы вы смогли помочь? А песни исчезли бы? Для чего нужны слова в песне, что они помогают понять, чему учат песни? (Сообщение цели урока).
Вот на сегодняшнем уроке мы вместе постараемся это понять.
Но не будем забывать, что речь у нас идёт о сказочной стране. И, как бывает во многих сказках, на помощь приходит добрая волшебница. И, о чудо, я уже слышу её шаги.
(Сюрприз. Появляется добрая волшебница Осень под фонограмму песни С. Гребенникова «В сентябре на танцплощадке».)
Осень: Здравствуйте, ребята! Я добрая волшебница Осень. Я узнала, что злой волшебник Ураган похитил у жителей сказочной страны Поэзию. Да, это, конечно, большая потеря, но я, если вы мне поможете, постараюсь всё уладить.
Природу рисуют художники, о ней пишут поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже можно прекрасно рисовать природу. Я принесла с собой замечательное произведение, которое написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
Учитель: Да, произведения П. И. Чайковского отличаются невероятной живописностью и красочностью. А какое именно произведение Вы нам принесли?
Осень: Пьесу из цикла «Времена года». А вот какую именно, я пока вам не скажу.
Ребята, попробуйте сами догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.
IV. Разработка («Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание.)
Какое чувство вызывает эта музыка?
Какое передаёт настроение?
Какие звуки природа вы представили, слушая музыку?
Какими музыкальными красками пользуется композитор?
Так какое же время года изобразил композитор?
Как бы вы назвали эту пьесу?
Осень: Да, Пётр Ильич Чайковский посвятил её осеннему месяцу октябрю и назвал «Осенняя песнь».
Учитель: Уважаемая Осень! Пьеса называется «Осенняя песнь», но слов в ней нет.
Может быть, пока Вы к нам спешили, Вы их потеряли?
Осень: Конечно же, нет! Композитор написал только музыку. Но всё же эпиграф к своей пьесе он подобрал.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего нужен эпиграф? О чём он мог бы быть?
(Ответы учащихся).
Осень: Эпиграф звучит так:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…»
Учитель: Ребята, давайте с помощью движений попробуем изобразить, как кружатся над городом листья, а Осень нам поможет.
(Пластическое интонирование. Учащиеся под фонограмму песни «Листья жёлтые» выполняют движения с осенними листьями в руках.)
Учитель: Спасибо, Осень, за замечательную песню. Благодаря тебе, мы представили себя в красивом осеннем парке.
Ребята, а почему вы выбрали именно такие движения? Помогли ли вам слова песни?
«Листья жёлтые над городом кружатся, тихим шорохом нам под ноги ложатся».
Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений.
Наблюдая за осенней природой, замечаешь, что осень не только унылая, но и красивая пора! Давайте вспомним несколько замечательных стихотворений об осени.
(Учащиеся читают стихотворения.)
Учитель: Вот видишь, Осень, какие замечательные стихотворения знают о тебе ребята.
Осень: Спасибо вам, ребята! Как жаль, что жители сказочной страны не слышали больше ни стихотворений, ни песен, а откуда-то доносилась лишь печальная мелодия вокализа. Ребята, а вы знаете, что такое вокализ? (Ответы учащихся).
Учитель: Ребята, давайте для нашей гостьи исполним вокализ, который мы выучили на предыдущем уроке. («Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко. Исполнение без слов на гласную «А»). (Приложение №3)
Осень: Да, эта музыка вызывает очень грустные и печальные чувства.
(Раздаётся стук в дверь). Кто это там стучится? (Идёт к двери, открывает её и берёт положенный на пол конверт). Это, наверно, мой знакомый – тёплый осенний ветерок принёс послание.
Учитель: Но от кого оно?
Осень: Сейчас посмотрим. (Открывает конверт).
V. Кульминация.
Учитель: Да здесь какое-то стихотворение! (Читает.)
Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть.
Тяжёлое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей,
И чистоту поэзия святая,
И мир отдаст причастнице своей!
Так и быть,отдаю я жителям Поэзию! Ведь без песен стал мне мир неинтересен, а из песен слов, как говорится, не выкинешь. А в благодарность за то, что вы помогли мне это понять, я посылаю слова для песни «Отговорила роща золотая».Это замечательное стихотворение написал Сергей Есенин. Оно напомнило мне дни моей молодости, когда я был весел и беспечен и ни о чём не задумывался.Так будьте же весёлыми и счастливыми и пойте, как можно больше, хороших песен!
Полечу я вслед за ними,
Погружуся в них душой,
В очарованном забвеньи
Позабуду мир земной.
Ураган.
Учитель: Вот видите, Ребята, нам с вами удалось способствовать возвращению Поэзии! Ведь настоящее искусство может победить зло и несправедливость, способно творить чудеса! (на парты раздаются листы с текстом песни «Отговорила роща золотая».) Давайте прочитаем эти замечательные строки, написанные Сергеем Есениным. (Приложение №4)
Какое чувство вы переживаете, когда читаете эти строки?
О чём или о ком они нам рассказывают?
Так давайте ,исполним песню «Отговорила роща золотая» со словами.
(Исполнение песни).
Как зазвучала уже знакомая нам мелодия, когда мы исполнили её со словами?
Сергей Есенин находит чёткие и ёмкие образы, неожиданные контрасты, раскрывающие сложные лирические переживания, красоту человеческой души.
В этом произведении поэтом овладевает скорбь о быстротечности человеческой жизни.Поэт прожил всего 30 лет и незадолго до смерти он написал такие строки:
«Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бранные пожитки собирать.Милые берёзовые чащи,
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой, на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».
Учитель: Да время неумолимо и быстротечно. Вот и подходит к концу наш сегодняшний урок.
VI. Финал.
Ребята, вам понравился урок? Что вы можете сказать об уроке?
(Сегодня на уроке я: понял…, почувствовал…, научился…, узнал…, меня взволновало…, заставило меня задуматься…)
ВЫВОД:
Учитель: Давайте попробуем сделать вывод.
Важны ли слова в песне? (Ответы учащихся). Что помогают понять слова в песне?
Песня нас учит? Чему? О чём может рассказывать песня?
Так музыка и поэзия должны быть вместе, как они дополняют друг друга и что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Мне хотелось бы поблагодарить нашу уважаемую гостью- добрую волшебницу Осень, которая помогла понять, что два таких замечательных искусства как музыка и литература должны быть всегда вместе. .Хотелось бы поблагодарить вас, ребята, за активное участие на уроке. (Выставление оценок).
Осень: А мне, в свою очередь, хотелось бы сказать огромное спасибо и учителю, и вам, ребята, за прекрасные стихотворения и песни, которые вы исполняли с большим эмоциональным подъёмом и искренним чувством. Мне хотелось бы, чтобы вы оставили на память о сегодняшнем уроке те осенние букеты, которые стоят у вас на партах, а нашим уважаемым гостям я хочу подарить картины, изготовленные из осенних листьев.
Учитель: А главное, хотелось, чтобы вы оставили на память те чувства,те переживания, то настроение, которое вы испытали на уроке от соприкосновения с прекрасным искусством!
Музыкальное прощание (приложение №5). Выход (песня «Осень» М. Исаковского).
К уроку прилагается презентация.