Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на примере внеклассного занятия

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Дидактическая: учить последовательно и правильно излагать свои впечатления и суждения в устной форме.
  • Развивающая: развивать речь, творческие способности детей через основные психические процессы.
  • Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, чувство коллективизма.

Оборудование: плакаты с надписью темы, эпиграфа; приглашение; карточка со словарным словом «юбилей»; ножницы; цветные карточки; «открытка»; карточки со словами для поздравления; телеграмма; посылка; карточки со сказками; книжная выставка; аудиозапись «Зимний лес»; магнитофон; интерьер избушки Бабы Яги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа над темой

1. Сообщение темы и цели

- Тема нашего урока: «Встреча в русской избушке на лесной опушке».

- А эпиграф к нашему уроку такой:

Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- Сегодня мы с вами будем учиться правильно, точно выражать свои мысли.

2. Приглашение Бабы Яги

- Наше сказочное занятие мы проведем в русской избушке на лесной опушке, потому что наш класс сегодня приглашен на день рождения Бабы Яги.

- Вспомните, кто такая Баба Яга? Где она живет? Какие сказки о Бабе Яге вы знаете?

- А теперь послушайте, какое приглашение она нам прислала:

Приглашение

Дорогие ребята!
Я решила отпраздновать свой юбилей в русской избушке на лесной опушке и по этому поводу приглашаю вас к себе в гости. В честь своего дня рождения я хочу навести порядок в сказках и подружить всех сказочных героев, чтобы во всех сказках царили только мир, добро и справедливость.
Баба Яга

- Как вы думаете, мы примем приглашение Бабы Яги? Почему? Вы ее боитесь? Любите?

- Мы, конечно же, принимаем приглашение Бабы Яги, с удовольствием поздравим ее с юбилеем и поможем ей навести порядок в сказках тем, что будем внимательно слушать и правильно сидеть на уроке.

3. Новизна урока. Развитие лексики

- Подумайте и скажите, что означает слово «юбилей»? Как вы его понимаете?

Объяснение слова:
Юбилей – это празднование годовщины или какой-то круглой даты. Празднуют 5 лет – пятилетний юбилей, 10 лет – десятилетний юбилей и т.д.

- Очень интересно, какой юбилей Баба Яга отмечает?

- Да, Баба Яга древняя, она очень старая.

4. Развитие сенсорных эталонов. Задание «Цветок для Бабы Яги»

А) Развитие мелкой моторики

- Подумайте и скажите, что принято дарить в день рождения?

- До прихода нашей именинницы осталось еще немного времени. И за это время мы успеем подготовить подарок Бабе Яге.

- Вспомните основные правила пользования ножницами:

  • Как нужно передавать ножницы?
  • Как нужно держать ножницы во время работы?
  • В каком виде должны лежать ножницы на столе?

- У каждого на столе лежит цветная карточка. Вырезайте фигуру на карточке по контуру.

Б) КТД. Аппликация

- Девочкам, мамам, бабушкам в день рождения всегда дарят цветы. И хотя на улице зима, мы тоже с вами подарим нашей имениннице цветок небывалой красоты.

- А как вы думаете, для чего мы вырезали фигуры?

(Выставляется «открытка» с обозначенными на ней контурами.)

- По очереди приклейте свои лепестки на открытку. Назовите цвет своего лепестка.

- Вот какой у нас получился волшебный цветок. Посчитайте, сколько цветов использовано для лепестков? Назовите наш цветок.

5. Развитие творческого мышления. Игра «Вставь нужное слово»

- Кроме цветов, также дарят слова поздравления. Мы тоже подарим Бабе Яге слова от всего сердца.

(Учитель переворачивает открытку)
- Ну, вот , пока мы составляли цветок некоторые слова из текста выпали. Я сейчас буду читать слова, а вы назовете те, которые подходят по смыслу.

Поздравление

Дорогая … !  (Баба Яга, Хаврошечка, Мальвина)
Поздравляем тебя с днем … (8 Марта, рождения, учителя).  Желаем тебе … (доброты, коварства, хитрости) и … (болезни, печали, здоровья).

6. Картинное аналитическое описание. Задание «Угадай сказку»

- Вот и закончены все приготовления. С секунды на секунду появится наша именинница.

(Стук в дверь.)

- А вот и она…

(Открывается дверь, почтальон говорит.)

- 1-Б? Вам телеграмма и посылка. Распишитесь!

- Сейчас узнаем от кого.

(Учитель читает телеграмму.)

Телеграмма

Баба Яга в плену. Если хотите мира в сказках выполняйте задание.
Нечистая сила

- Так вот что случилось! Бабу Ягу захватила в плен нечистая сила. Будем выручать ее из беды.

- В этой посылке лежат карточки с рисунками. Мы поможем Бабе Яге выбраться из плена, если кто-то один из вас опишет то, что нарисовано на картинке, а вы назовете сказку.

7. Аутотренинг

- А теперь немного отдохнем. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь.

(Звучит аудиозапись «Зимний лес».)

8. Развитие творческого воображения

- Нарисуйте то, что вы увидели в своих снах.

(Дети выполняют рисунки на альбомных листах.)

- А теперь устно опишите сны по своим рисункам.

9. Развитие слуховой памяти

- Итак, задание нечистой силы мы выполнили, отдохнули, с силами собрались, а теперь пришла пора встречи с Бабой Ягой. Давайте ее позовем.

Ба-ба-ба    Где ты Бабушка Яга?
Би-би-би   Поскорее к нам иди!
Бя-бя-бя   С нетерпеньем ждем тебя!       

(Дети повторяют чистоговорку за учителем.)

III. Подведение итогов

(Слышится грохот, появляется Баба Яга.)

Баба Яга:Здравствуйте, мои милые, хорошие, дорогие гости! Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение и пришли на мой юбилей. Спасибо, что вызволили меня из плена. Отныне во всех сказках добро будет побеждать зло. А вам желаю быть всегда дружными, здоровыми, честными и трудолюбивыми.

Учитель: Спасибо, Баба Яга, за добрые слова. Только мы сегодня были не только дружными, но и еще мы учились правильно, точно выражать свои мысли. А что еще мы с вами делали на уроке?

(Дети поздравляют Бабу Ягу и дарят ей открытку.)

Баба Яга: Ну, что ж, закачу на радостях пир горой. А вот и моя волшебная скатерть-самобранка (достает).

IV. Организация на перемену

- Ребята, а пока мы отдохнем, Баба Яга все приготовит к праздничному столу.

(Занятие заканчивается чаепитием)