1. Пояснительная записка.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Цель программы: создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей. Развитие эстетических и этических качеств и способностей школьников с нарушением зрения, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- развитие внутренних способностей к диалогу с культурой;
- расширение поэтического и музыкального кругозора;
- развитие творческих способностей и возможности для выступления на профессиональной сцене;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества;
- воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
- получение дополнительного музыкального образования, профессиональной подготовки.
Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных слепотой. Данная программа призвана решать следующие коррекционные задачи:
- развитие музыкально-певческих навыков;
- развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);
- развитие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание);
- развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции);
- коррекция эмоционального состояния.
Вся деятельность вокально-хоровой студии «Поющие сердечки» происходит под руководством педагога дополнительного образования, деятельность которого строится на следующих принципах:
- обучение на основе данных диагностических исследований психических процессов и личностных качеств учащихся;
- осуществления дидактических принципов: доступности, последовательности, систематичности;
- свобода выбора репертуара;
- открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с учреждениями культуры (ЦЭВ, дом-музей поэта В.Калмыкова, детским домом №8, школой-интернатом №1).
Программа предполагает занятия с детьми группами и индивидуально.
Групповые занятия делятся на этапы:
І этап – подготовительная группа, 1 час (учащиеся 1 класса, вновь прибывшие дети с посредственными музыкальными способностями, возраст 7–11 лет).
ІІ этап – младшая группа, 3 часа (ансамбль «Светлячок», возраст 9–12 лет).
ІІІ этап – старшая группа, 3 часа (возраст 13–18 лет).
Большое значение для творческого роста хора имеют его выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные моральные качества. Здесь особое значение имеет чувство меры руководителя, его позиция как воспитателя.
По окончанию обучения учащиеся должны:
- иметь представление о вокально-хоровом исполнении;
- применять практические навыки вокального и хорового исполнения;
- слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
- вести здоровый образ жизни.
2. Примерные учебные планы работы вокально-хоровой студии.
Подготовительная группа
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
Вокально-хоровая работа |
23 |
3 |
20 |
1. Пение произведений: |
5 |
1 |
4 |
2. Пение учебно-тренировочного материала |
3 |
– |
3 |
4. Слушание музыки |
3 |
1 |
2 |
Итого: |
34 |
5 |
29 |
Младшая и старшая группы
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
Вокально-хоровая работа |
20 |
2 |
18 |
1. Пение произведений: |
|
|
|
2. Пение учебно-тренировочного материала |
8 |
1 |
19 |
3. Пение импровизаций |
6 |
3 |
5 |
4. Слушание музыки |
3 |
1 |
2 |
5. Музыкальная грамота |
|
|
|
6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера |
2 |
– |
2 |
7. Концертная деятельность |
2 |
– |
2 |
Итого: |
102 |
12 |
96 |
Индивидуальные занятия
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
Вокально-хоровая работа |
|
|
|
1. Пение произведений: |
|
|
|
2. Пение учебно-тренировочного материала |
42 |
2 |
40 |
3. Пение импровизаций |
14 |
2 |
12 |
4. Слушание музыки |
20 |
5 |
15 |
5. Музыкальная грамота |
14 |
6 |
8 |
6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера |
6 |
– |
6 |
7. Концертные выступления |
10 |
– |
10 |
Итого: |
366 |
35 |
331 |
Количество часов индивидуальных занятий зависит от количества учащихся.
3. Методические рекомендации по работе с детьми в вокально-хоровой студии.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.
При приеме в младший или подростково-юношеский хор сначала выявляют состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
В подростково-юношеский хор дети переводятся в основном из младшего (после обязательной проверки). К этому времени они уже приобретают определенный певческий стаж.
Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные занятия пением по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам: а) одинаковый возраст; б) тембр голоса; в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость; г) индивидуальные особенности.
Эффективным дополнением к первым двум формам работы можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.
Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие – основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.
Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.
Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.
Дети, подростки, юношество не должны петь без перерыва. Непрерывное пение допустимо не более 10 минут. После этого должна следовать небольшая разрядка, краткое переключение на другой вид деятельности или зарядка. В качестве примера последней предлагается одно из простейших упражнений, заимствованное из литературы, для повышения работоспособности детей. Дети стоят прямо, спокойно глядя перед собой. Подняв вверх руки над головой, сгибают их в локтях, берут кистью правой руки согнутый локоть левой и кистью левой – локоть правой. Живот, естественно, слегка втягивается. Необходимо следить за тем, чтобы голова не прижималась к груди, а спина была очень прямой. При этом у детей часто возникает зевота. В таком положении учащиеся могут находиться около минуты. Затем руки должны быть спокойно опущены через стороны вниз и можно продолжать занятие.
Правильное воспитание певческого голоса учащихся происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового.
Основным способом звукообразования при работе с детьми, подростками и юношеством должна быть мягкая атака. Твердая атака недопустима для детей младшего возраста. Для среднего и юношеского – даже при условии достаточной певческой продвинутости – твердая атака возможна только иногда, как отдельный изобразительный прием. Употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования нарушает равномерную работу дыхания, отрицательно влияет на работу голосовых связок.
Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, подростков и юношества приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.
Сохранение индивидуальности звучания детского голоса при занятиях в хоре приобретает особое значение. Как известно, от профессионального хора требуется слияние звучания по его окраске, а не только по силе, интонации, строю и т.д. В коллективе, состоящем из взрослых певцов-профессионалов, чьи голоса могут быть подобраны по тембру, такое требование – явление нормальное. Механическое же перенесение его на детский, подростковый и даже юношеский хор нельзя считать правильным. Поскольку голоса участников хоров находятся в той или иной стадии формирования, необходимо создание таких условий, которые способствовали бы его максимальному расцвету, а не нивелировке.
Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает общехорового звучания, но и обогащает его. Удаляя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуковысотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования.
Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы с хором, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха.
Следует помнить, что вокальные навыки формируются постепенно и это находит свое отражение в качестве тембра голоса: звонкость, полетность, вибрато – объективные показатели развитости певческого голоса, но и объективны ориентиры – сигналы, настаивающие деятельность голосового аппарата.
Степень владения певческим дыханием – один из основных признаков продвинутости учащихся. Его развитие происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении могут быть следующими: вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.
Активность, эмоциональность в меру – условия, необходимые детям для работы. Постепенно, в процессе тренажа, такой настрой становится привычная состоянием.
В целом вся работа должна строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношества. При этом необходимо подчеркнуть, что в специальном певческом мутационном режиме нуждаются не только мальчики, но и девочки, начиная с предмутационного и включая весь постмутационный период до полного психофизиологического созревания девушек и юношей.
Большую роль в обучении хорошему пению играет пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса учителя. Эта форма специфична для форового пения. Именное пение без сопровождения, как никакой другой вид музыкальных занятий, способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор. Несмотря на то что пение а капелла – это не только высшая форма хорового искусства, но и наиболее органичное, чистое, естественное его проявление, одновременно это и наиболее трудный вид хорового исполнительства.
Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры участников хоров. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.
Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Целесообразно также в целях экономии времени так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не только одну учебную задачу, хотя акцент надо делать на главном. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение задач вокального развития детей «в чистом виде» и концентрация их внимания только на этих задачах.
Наряду с тем, что разучивание произведений в какой-то мере возможно по слуху (это хорошо развивает память и умение быстро ориентироваться в произведении), все большее значение придается обучению детей чтению нот. Очень благоприятен для этого младший возраст. Поэтому на постановку этого дела в младшем хоре следует обратить особое внимание. Руководителю хора надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на этот курс.
Литература
- Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей. – ВОС, 1976.
- Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. – М., «Профиздат», 1986.
- Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М., изд. «Советская Россия», 1983.
- Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Ленинград, изд. «Музыка», 1985.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., «Просвещение», 1985.
- Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения.- ВОС, 1985.
- Петров Ю.С., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие. – М.: 1989.
- Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1985.
- Способин И.В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 1967.
- Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.
- Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство «Музычна Украйина».