В 7 классе в курсе истории учащиеся изучают Смутное время в России. Они знакомятся с ролью спасителей Отечества К. Минина и Д. Пожарского в формировании ополчения, освободившего столицу от интервентов.
Программа курса знакомит школьников с главными моментами жизни князя Пожарского, связанными с краем Владимирским. Усыпальница Д. М. Пожарского была разрушена в Суздале в 1930 годы. Теперь идёт сбор средств на её восстановление. Курс сейчас особенно актуален.
Программа не только помогает школьникам углубить знания, раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10-11 классах гуманитарного профиля.
Особенность курса в том, что помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания. В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи. На занятиях решаются теоретические и практические задачи, школьники приобретают опыт выражения своих мыслей и суждений.
Программа рассчитана на 10 часов, предназначена для 7-классников.
Цели курса:
- Знакомство детей с историческими событиями.
- Работа по формированию патриотизма современных школьников.
- Работа с документами 17 в., развитие речи учащихся.
- Формирование культуры речи учащихся.
Курс связан с работой школьников в творческом объединении «Первопроходцы». Задачи курса связаны с работой объединения:
- расширение представлений о СМИ;
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие культуры речи учащихся;
- расширение представлений учащихся о русской культуре, быте, православии;
- содействие личностному росту учащихся.
Особенности данного курса. В нём реализуются следующие методические принципы:
- личностно- ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы;
- деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
- поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному»;
- принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
- организация обучения как творческой деятельности;
- формирование творческого отношения к работе;
- развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
- обучение средствам выразительности речи;
- совершенствование умения работать в коллективе;
- способствование личностному развитию учащихся;
- возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности.
Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:
- основные даты, события Смуты;
- роль Д. М. Пожарского в ополчении;
- особенности российского погребения, важность часовни-усыпальницы для православного сознания;
- связь князя Пожарского с нашим регионом.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- выполнять творческие задания;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.
Тематический план.
Тема |
Количество часов |
1.Смута в России |
1 |
2. Личность в истории. Д. М. Пожарский |
2 |
3. Первое и второе ополчение.Освобождение Москвы. |
1 |
4. Д. М. Пожарский и православие. |
2 |
5. Родовая усыпальница. |
1 |
6. 20 век и Д. М. Пожарский. |
1 |
7. Возрождение всероссийской святыни. |
1 |
8. День народного единства. Итоговое занятие. |
1 |
Содержание курса.
Тема 1. Смута в России. Урок-лекция.
Тема 2. Личность в истории. Д. М. Пожарский. Князья Стародубские. Личность Д. М. Пожарского. Урок-путешествие.
Тема 3. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы. Призыв К. Минина. Два ополчения. Попытка покушения на Д. М. Пожарского. Благословение старца Иринарха. Урок и домашнее задание- реферат или презентация.
Тема 4. Д. М. Пожарский и православие. Род Пожарских. Синодик семьи.
Тема 5. Родовая усыпальница. Погребение князя. Часовня-усыпальница. Урок-лекция.
Тема 6. 20 век и Д. М. Пожарский. Разрушение святыни. Музейная экспозиция в Суздале. Просмотр презентаций.
Тема 7. Возрождение всероссийской святыни. Призыв «Русского Афонского общества». Роль Д. А. Медведева в возрождении часовни-усыпальницы. Лекция учителя и работа в Интернете.
Тема 8. День народного единства. Итоговое занятие. Выпуск газеты. (проводится накануне Государственного праздника)
Варианты заданий. (К теме №8.) Оформите газету, посвященную Дню народного единства:
а.) изучите исторический и фактический материал;
б.) придумайте заголовок;
в.) распределите место в газете;
г.) оформите «шапку» и заголовки для тематической газеты;
д.) сделайте рисунки;
е.) оформите материалы;
ж.) проверьте ошибки.
Восстановление усыпальницы Д. Пожарского – дело всей России.
Линейка для учащихся 5-8 классов. Сценарий.
Составитель С. Н. Рябова, учитель МОУ СОШ №1 г. Петушки.
1 ученик. Все мы знаем о великой роли гражданина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в освобождении России от интервентов в 1612 году.
2 ученик. Край Владимирский, град Суздаль- место последнего покоя героя 1612 года, освободителя Москвы Д.М. Пожарского. Он был похоронен в Спасо-Ефимиевском монастыре – родовой усыпальнице князей Пожарских.
3 ученик. В Суздале исстари хоронили представителей рода Пожарских. Выступив с ополчением, Д. Пожарский «сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов». Могила князя Пожарского была открыта «графом Уваровым в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале». 1
4 ученик. В 19 в. величие подвига Дмитрия Михайловича понимали в нашем крае. В 1872 г. городской голова П. И. Белов писал владимирскому губернатору по вопросу возможности строительства железной дороги: «Что же, ужели город, которым так много интересуются любители отечественной старины… в котором такой величавый собор и Спасо-Евфимиевский монастырь и драгоценныя в нём могила избавителя России, князя Дмитрия Михайловича Пожарского и многие другие изящные постройки, ужели такой город не стоит внимания правительства?» 2
5 ученик. Родина помнит о подвиге Д. М. Пожарского. В Спасо-Евфимиевском монастыре «в бывшей Благовещенской надвратной церкви развёрнута музейная экспозиция «Дмитрий Михайлович Пожарский – национальный герой русского народа»(1986), включающая вклады Пожарских в Суздальские монастыри, а на место захоронения Пожарского открыт мемориал(скульптор Щербаков Н. А., архитектор Гунст И. А.)3
Звучит Гимн России.
1 ученик. 4 ноября Указом Президента России Владимира Владимировича Путина стал Днём народного единства. «11 июля 2007 года «Русское афонское общество» выступило с призывом о сборе пожертований на восстановление усыпальницы князя на месте его захоронения». 4
2 ученик. 4 ноября 2007 года г. Суздаль посетил Д. А. Медведев.Тогда он работал Первым Вице-премьером Правительства России. «Немногим известна реальная история, связанная с нашей областью. 4 ноября, в День народного единства он посетил Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь – одну из крупнейших православных обителей России, где планируется восстановить усыпальницу на месте могилы князя Дмитрия Пожарского. «Я считаю, что это дело нашей чести – возродить этот памятник. Такая инициатива уже есть, деньги собираются, есть и необходимые спонсоры, и просто пожертвования людей,»- сказал Первый Вице-Премьер, ни словом не обмолвившись о том, что именно он является одним из инициаторов возрождения суздальской и всероссийской святыни».5
3 ученик. Дмитрий Анатольевич Медведев сказал : "Нам нужно эту традицию восстановить, средства собрать, и воссоздать ту усыпальницу, которая была. И сейчас такая инициатива есть. Есть набор спонсоров и просто обычных пожертвований, которые и тогда были. Тем же самым методом, как это происходило в XIX столетии. Я считаю, что это дело нашей чести".6
4 ученик. Откликнулась вся Россия.
5 ученик. В школе №1 г. Петушки в декабре 2008 г. был объявлен сбор средств. Коллектив школы провёл акцию «Поможем!», призвал к этому благому делу жителей района, первым в районе откликнувшись на страницах газеты «Вперёд».
1 ученик. Строительные работы поручено выполнять ООО «Творческие мастерские «Китеж». Они же займутся горельефной обработкой мрамора. Художественное литьё из металлов выполнит Российская академия художеств. На восстановительные работы потребуется 150 млн. руб.
2 ученик. Заказчик работ – Владимиро-Суздальский музей-заповедник, инвестор проекта – «Русское афонское общество», на счёт которого и поступают пожертвования от граждан и юрлиц(…) Все жертвователи получат памятные сертификаты. Для этого надо проинформировать о вашем пожертвовании Попечительский Совет. Кроме того, в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале установлена дарохранительница. Каждый даритель, опустивший в неё деньги, также получает памятный сертификат, а его имя будет внесено в книгу дарителей». 7
3 ученик. Сбор средств продолжается. Мы надеемся увидеть усыпальницу восстановленной и обязательно там побывать.
4. Ученик. Слава великому подвигу К.Минина и Д. Пожарского!
Все вместе. Слава России! Ура!
Звучит хор «Славься!»
1 Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: ООО Пресском, 2002. С. 497.
2 ГАВО. Ф. 397. Ф. 397. Оп.1. Д.6. Л.5.
3 Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь/ Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры.- Владимир, 2002 .С. 344.
5 Г. Григорьев. «Преемник Владимира Путина и соавтор стабильности». «Вперёд». №10 9 февраля 2008 г. С.1.
7«Филиппов дал миллион». Призыв №40 5-12 марта 2008 г. С. 2.