Год Героя Д.М. Пожарского в объединении юнкоров "Первопроходцы"

Разделы: Внеклассная работа


В 7 классе в курсе истории учащиеся изучают Смутное время в России. Они знакомятся с ролью спасителей Отечества К. Минина и Д. Пожарского в формировании ополчения, освободившего столицу от интервентов.

Программа курса знакомит школьников с главными моментами жизни князя Пожарского, связанными с краем Владимирским. Усыпальница Д. М. Пожарского была разрушена в Суздале в 1930 годы. Теперь идёт сбор средств на её восстановление. Курс сейчас особенно актуален.

Программа не только помогает школьникам углубить знания,  раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10-11 классах гуманитарного профиля.

Особенность курса в том, что помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания. В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи. На занятиях решаются теоретические и практические задачи, школьники приобретают опыт выражения своих мыслей и суждений.

Программа рассчитана на 10 часов, предназначена для 7-классников.

Цели курса:

  1. Знакомство детей с историческими событиями.
  2. Работа по формированию патриотизма современных школьников.
  3. Работа с документами 17 в., развитие речи учащихся.
  4. Формирование культуры речи учащихся.

Курс связан с работой школьников в творческом объединении «Первопроходцы». Задачи курса связаны с работой объединения:

  • расширение представлений о СМИ;
  • развитие коммуникативной компетенции;
  • развитие культуры речи учащихся;
  • расширение представлений учащихся о русской культуре, быте, православии;
  • содействие личностному росту учащихся.

Особенности данного курса. В нём реализуются следующие методические принципы:

  • личностно- ориентированный подход  учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы;
  • деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
  • поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному»;
  • принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Для курса характерны следующие особенности:

  • организация обучения как творческой деятельности;
  • формирование творческого отношения к работе;
  • развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
  • обучение средствам выразительности речи;
  • совершенствование умения работать в коллективе;
  • способствование личностному развитию учащихся;
  • возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности.      

Требования к уровню освоения курса.

Учащиеся должны знать:

  • основные даты, события Смуты;
  • роль Д. М. Пожарского в ополчении;
  • особенности российского погребения, важность часовни-усыпальницы для православного сознания;
  • связь князя Пожарского с нашим регионом.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;
  • выполнять творческие задания;
  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
  • уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи;
  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

Тематический план.

Тема

Количество часов

1.Смута в России

1

2. Личность в истории. Д. М. Пожарский

2

3. Первое и второе ополчение.Освобождение Москвы.

1

4. Д. М. Пожарский и православие.

2

5. Родовая усыпальница.

1

6. 20 век и Д. М. Пожарский.

1

7. Возрождение всероссийской святыни.

1

8. День народного единства. Итоговое занятие.

1

Содержание курса.

Тема 1. Смута в России. Урок-лекция.

Тема 2. Личность в истории. Д. М. Пожарский. Князья Стародубские. Личность Д. М. Пожарского. Урок-путешествие.

Тема 3. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы. Призыв К. Минина. Два ополчения. Попытка покушения на Д. М. Пожарского. Благословение старца Иринарха. Урок и домашнее задание- реферат или презентация.

Тема 4. Д. М. Пожарский и православие. Род Пожарских. Синодик семьи.

Тема 5. Родовая усыпальница. Погребение князя. Часовня-усыпальница. Урок-лекция.

Тема 6. 20 век и Д. М. Пожарский. Разрушение святыни. Музейная экспозиция в Суздале. Просмотр презентаций.

Тема 7. Возрождение всероссийской святыни. Призыв «Русского Афонского общества». Роль Д. А. Медведева в возрождении часовни-усыпальницы. Лекция учителя и работа в Интернете.

Тема 8. День народного единства. Итоговое занятие. Выпуск газеты. (проводится накануне Государственного праздника)

Варианты заданий. (К теме №8.)  Оформите газету, посвященную Дню народного единства:

а.) изучите исторический и фактический материал;

б.) придумайте заголовок;

в.) распределите место в газете;

г.) оформите «шапку» и заголовки для тематической газеты;

д.) сделайте рисунки;

е.) оформите материалы;

ж.) проверьте  ошибки.


Восстановление усыпальницы Д. Пожарского – дело всей России.

Линейка для учащихся 5-8 классов. Сценарий.

Составитель С. Н. Рябова, учитель МОУ СОШ №1 г. Петушки.

1 ученик. Все мы знаем о великой роли гражданина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в освобождении России от интервентов в 1612 году.

2  ученик. Край Владимирский, град Суздаль- место последнего покоя героя 1612 года, освободителя Москвы Д.М.  Пожарского. Он был похоронен в Спасо-Ефимиевском монастыре – родовой усыпальнице князей Пожарских.

3 ученик. В Суздале исстари хоронили представителей рода Пожарских. Выступив с ополчением, Д. Пожарский «сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов». Могила князя Пожарского была открыта «графом Уваровым в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале». 1

4 ученик. В 19 в. величие подвига Дмитрия Михайловича понимали в нашем крае. В 1872 г. городской голова П. И. Белов писал владимирскому губернатору по вопросу возможности строительства железной дороги: «Что же, ужели город, которым так много интересуются любители отечественной старины… в котором такой величавый собор и Спасо-Евфимиевский монастырь и драгоценныя в нём могила избавителя России, князя Дмитрия Михайловича Пожарского и многие другие изящные постройки, ужели такой город не стоит внимания правительства?» 2

5 ученик.  Родина помнит о подвиге Д. М. Пожарского. В Спасо-Евфимиевском монастыре «в бывшей Благовещенской надвратной церкви развёрнута музейная экспозиция «Дмитрий Михайлович Пожарский – национальный герой русского народа»(1986), включающая вклады Пожарских в Суздальские монастыри, а на место захоронения Пожарского открыт мемориал(скульптор Щербаков Н. А., архитектор Гунст И. А.)3

Звучит Гимн России.

1 ученик. 4 ноября Указом Президента России Владимира  Владимировича  Путина стал Днём народного единства. «11 июля 2007 года «Русское афонское общество» выступило с призывом о сборе пожертований на восстановление усыпальницы князя на месте его захоронения». 4

2 ученик. 4 ноября 2007 года г. Суздаль посетил Д. А. Медведев.Тогда он работал Первым Вице-премьером Правительства России. «Немногим известна реальная история, связанная с нашей областью. 4 ноября, в День народного единства он посетил Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь – одну из крупнейших православных обителей России, где планируется восстановить усыпальницу на месте могилы князя Дмитрия Пожарского. «Я считаю, что это дело нашей чести – возродить этот памятник. Такая инициатива уже есть, деньги собираются, есть и необходимые спонсоры, и просто пожертвования людей,»- сказал Первый Вице-Премьер, ни словом не обмолвившись о том, что именно он является одним из инициаторов возрождения суздальской и всероссийской святыни».5

3 ученик. Дмитрий Анатольевич Медведев сказал : "Нам нужно эту традицию восстановить, средства собрать, и воссоздать ту усыпальницу, которая была. И сейчас такая инициатива есть. Есть набор спонсоров и просто обычных пожертвований, которые и тогда были. Тем же самым методом, как это происходило в XIX столетии. Я считаю, что это дело нашей чести".6

4 ученик. Откликнулась вся Россия.

5 ученик. В школе №1 г. Петушки в декабре 2008 г. был объявлен сбор средств. Коллектив школы провёл акцию «Поможем!», призвал к этому благому делу жителей района, первым в районе откликнувшись на страницах газеты «Вперёд».

1 ученик. Строительные работы поручено выполнять ООО «Творческие мастерские «Китеж». Они же займутся горельефной обработкой мрамора. Художественное литьё из металлов выполнит Российская академия художеств. На восстановительные работы потребуется 150 млн. руб.

2 ученик. Заказчик работ – Владимиро-Суздальский музей-заповедник, инвестор проекта – «Русское афонское общество», на счёт которого и поступают пожертвования от  граждан и юрлиц(…) Все жертвователи получат памятные сертификаты. Для этого надо проинформировать о вашем пожертвовании Попечительский Совет. Кроме того, в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале установлена дарохранительница. Каждый даритель, опустивший в неё деньги, также получает памятный сертификат, а его имя будет внесено в книгу дарителей». 7

3 ученик. Сбор средств продолжается. Мы надеемся увидеть усыпальницу восстановленной и обязательно там побывать.

4. Ученик. Слава великому подвигу К.Минина и Д. Пожарского!

Все вместе. Слава России!  Ура!

Звучит хор «Славься!»



1 Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: ООО Пресском, 2002. С. 497.

2 ГАВО. Ф. 397. Ф. 397. Оп.1. Д.6. Л.5.

3 Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь/ Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры.- Владимир, 2002 .С. 344.

4 http://www.regions.ru/news/

5 Г. Григорьев. «Преемник Владимира Путина и соавтор стабильности». «Вперёд». №10 9 февраля 2008 г. С.1.

6 http://www.1tv.ru/

7«Филиппов дал миллион».  Призыв №40 5-12 марта 2008 г. С. 2.