Пояснительная записка
Программа «Клио – муза истории» предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся созданием макетов и моделей, исторической реконструкцией предметов быта и костюма различных эпох.
Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые характерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес к прошлому и закладываются основы эстетического восприятия.
Актуальность программы определяется двумя ее аспектами.
- Развитие потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования.
- Воспитание патриотизма.
Аппаратное обеспечение: Наличие необходимых материалов – бумаги, картона, клея, глины, гончарного круга, ткани.
Программа нацелена на использование инновационных методов воспитания и форм обучения, позволяющих детям развить творческие способности.
Цели программы:
- Развитие личности ребенка, его творческих способностей.
- Формирование патриотических ценностей.
Задачи программы:
- Образовательные:
- углубление и расширение знаний о достижениях мировой и отечественной культуры
- ознакомление учащихся с основами исторической реконструкции как средства памяти о культурном опыте человечества.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории, письменности разных эпох и народов.
- развитие личностных качеств детей: трудолюбия, коллективизма.
- пробуждения интереса к созданию творческих работ.
- Расширение навыков:
- формирование навыков исследовательской работы.
- формирование устойчивого интереса к систематизации информации.
Программа реализуется в подростковом объединении исторической реконструкции «Русь».
Программа рассчитана на одон год обучения и предназначена для учащихся 5 классов (10-11 лет). Образовательный процесс предусматривает групповые (до 15-ти человек) формы учебных занятий.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные и практические. Вместе с педагогом дети совершают экскурсии в музеи г.Москвы. Достижения современной техники позволяют использовать в образовательном процессе видео – и мультимедиа пособия.
Особое внимание уделяется стимулированию детей к занятиям. Этому способствует:
- организация выставок, презентаций.
- участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Издательство «Первое сентября»).
Ожидамые результаты реализации программы.
Представления по следующим позициям работы:
- система основных понятий исторической реконструкции;
- процесс проектирования;
- принципы подготовки к выполнению исторической реконструкции;
- правила участия в конкурсах, фестивалях, выставках.
- правила погружения в информацию историко-культурной направленности.
Знания: технология исторической реконструкции.
Умения:
- общение со сверстниками;
- обсуждение особенностей выставки моделей и макетов в стенах школы и за ее пределами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ–МАЙ
№ |
Наименование тем |
всего часов |
в том числе |
||
теория |
практика |
экскурсии |
|||
1. |
Вводное занятия |
1 |
1 |
|
|
2. |
Жизнь первобытных людей |
5 |
|
5 |
|
3. |
Древний Египет |
5 |
|
4 |
1 |
4. |
Древнее Двуречье |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Китай в древности |
4 |
1 |
3 |
|
6. |
Древняя Греция |
13 |
|
13 |
|
7. |
Древний Рим |
5 |
|
5 |
|
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
Всего |
36 |
4 |
31 |
1 |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Блок-тема «Жизнь первобытных людей |
5 |
|
|
1 |
Изготовление макета «Жилище древнего человека». Материалы: глина, камешки, дерево, клей. Коллективная работа |
1 |
|
2 |
Изготовление макета «Орудия труда, предметы быта». Материалы: картон, дерево, клей. Индивидуальная работа |
1 |
|
3 |
Сюжетный рисунок «Пещерная живопись». Наскальные рисунки в пещерах. Альтамиры (Испания), Ласко (Франция). Материалы: бумага, уголь. Коллективная работа |
1 |
|
4 |
Изготовление макета «Стоунхендж». Древнейшая в мире астрономическая обсерватория. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
2 |
|
Блок-тема «древний Египет» |
5 |
|
|
5 |
Изготовление рельефного макета «Долина р. Нил». Материалы: картон, краски. Коллективная работа |
1 |
|
6 |
Реконструкция одежды. Женская –парик, воротник, калазирис, схенти. Материалы: ткань, нитки, бусины. Индивидуальная работа |
2 |
|
7 |
Реконструкция одежды. Мужская – парик, шлем, воротник, доспехи, схенти. Материалы: фольга, ткань. Индивидуальная работа |
|
|
8 |
Изготовление свитка из «папируса». Нанесение иероглифов. Материалы : бумага, уголь, тушь. Индивидуальная работа |
1 |
|
9 |
Экскурсия. ГМИИ им. Пушкина |
1 |
|
Блок-тема «Древнее Двуречье» |
2 |
|
|
10 |
Письменность древних жителей Шумера-клинопись. Коллекции табличек в музеях мира |
1 |
|
11 |
Изготовление глиняных табличек. Материалы: терракотовая глина, палочки из дерева. Индивидуальная работа |
1 |
|
Блок-тема «Китай в древности» |
4 |
|
|
12 |
Письменность древних жителей Китая – иероглифы. |
1 |
|
13 |
Каллиграфия на камне и на бамбуке. Техника письма, построение иероглифов. Материалы: круглые камни, бамбуковые дощечки, тушь. Индивидуальная работа |
3 |
|
Блок-тема «Древняя Греция» |
13 |
|
|
14 |
Сюжетный рисунок. Внешний облик жителей о. Крит. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
15 |
Изготовление дощечек для письма с покрытием воском. Материалы: дерево, пчелиный воск. Индивидуальная работа |
2 |
|
16 |
Сюжетный рисунок. Мифологические персонажи. Материалы: бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
17 |
Изготовление барельефа. Боги и герои древней Греции. Материалы: глина |
1 |
|
18 |
Изготовление макета. Город Олимпия. Материалы: картон, глина, бумага. Коллективная работа |
1 |
|
19 |
Изготовление макета. Парфенон в городе Афины. Материалы: бумага, глина. Коллективная работа |
1 |
|
20 |
Изготовление модели. Греческая бирема. Материалы: картон, бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
21 |
Реконструкция одежды. Женский и мужской костюм. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
2 |
|
22 |
Изготовление макета. Театральное сооружение. Город Дельфы. Материалы: глина, картон. Коллективная работа |
1 |
|
23 |
Изготовление театральных масок (трагические, комические). Материалы : цветная бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
24 |
Изготовление макета. Театральные билеты. Материалы: глина, гуашь |
1 |
|
Блок-тема «Древний Рим» |
5 |
|
|
25 |
Сюжетный рисунок (Свиток). Буквицы на латинском языке. Материалы : Бумага, краски. Индивидуальная работа |
1 |
|
26 |
Изготовление домашней утвари. Светильники, блюда, чаши, вазы-кратеры. Материалы: глина, гипс, краски для керамики. Индивидуальная работа |
1 |
|
27 |
Реконструкция женского костюма. Материалы :ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
28 |
Реконструкция мужского костюма. Материалы: ткань, тесьма. Коллективная работа |
1 |
|
29 |
Изготовление макета. Римский военный лагерь. Материалы: картон, бумага, гуашь, глина. Коллективная работа |
1 |
|
30 |
Итоговое занятие. Презентация макетов и моделей. |
1 |
|
|
|
36 |
|