Разработка урока математики во 2-м классе по теме "Решение задач на сравнение величин"

Разделы: Начальная школа


Тема: Решение задач на сравнение величин.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с новым видом задач на сравнение величин, формирование способности к построению нового способа действия, организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи;
  • развивать математическую речь, логическое мышление, абстрактное мышление, воображение, творческие способности;
  • содействовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, чувств товарищества и интереса к предмету.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация, сундучок для шариков, 3 синих и 1 красный шарики.

Для учащихся: простые карандаши, линейки, сигнальные карточки, карточки с текстом задач (индивидуальные для каждой группы).

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- У нас на уроке наш старый знакомый, Смайлик. Чем же мы сегодня займемся? Можно порисовать, или поиграть в мяч, а можно узнать что-то новое и интересное. Что же мы выберем? (Приложение 1, Слайд 2)

Нам предстоит сделать научное открытие. Вы готовы?

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И недосуг дуть
На корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Для открытия новых знаний мы вместе со Смайликом попробуем «собрать» все синие шарики, чтобы повторить все необходимые знания. (Слайд 3)

Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

Устно:

1) У Винни Пуха на 2 конфеты меньше, чем у Пятачка. Сколько конфет должен взять из вазы Винни Пух, чтобы у него стало на 6 конфет больше, чем у Пяточка?

2) В двух вазах поровну конфет. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4 конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе вначале?

3) У Винни Пуха на 2 конфеты больше, чем Пятачка, А у Иа на 2 конфеты меньше, чем у Пятачка. Как сделать так, чтобы конфет стало поровну?

(Слайды 4, 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

Составить задачи по схемам.

- Что значит «на в меньше»? (Столько же, но без в.)
- Что значит «на в больше»? (Столько же и еще в.)
- Что значит, «в 5 раз больше»? (По столько же 5 раз.)

 (Слайд 8)

Работа по группам (задание на индивидуальных карточках).

1) Днем Копатыч съел на 3 бочонка мёда больше, чем утром, а вечером на 2 бочонка больше, чем днем. На сколько бочонков Копатыч съел больше вечером, чем утром?

 2) Вечером Крош и Ёжик рассказывали страшные истории. Крош рассказал на 3 истории больше, чем Ёжик. Сколько историй рассказал каждый из друзей, если известно, что вместе они рассказали 19 историй?

3) Друзья Ёжик и Крош открыли тайное общество и отправились закапывать секретики. Если друзья закопают одинаковое количество секретиков, то у Кроша останется ещё 6 секретиков. Сколько секретиков у каждого из друзей было вначале, если всего у них 24 секретика?

Проверка. Ответственные у доски. Остальные сигналят сигнальными карточками.

(Слайды 9, 10, 11)

- Посмотрите, сколько шариков мы собрали. Что помогало решать задачи? Что же мы повторили? Ох, какой красивый шарик! У нас такого нет. Как вы думаете, сможем ли мы и его положить в свою корзинку? (Слайд 12)

Русалочка Ариэль в 4 раза старше Мелоди, а вместе им 35 лет. Сколько лет Ариэль и сколько её дочери? (Слайд 13)

Самостоятельная деятельность. Проверка. (Дети сигналят карточками: зеленый – справились, красный – нужна помощь)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Чем эта задача отличается от предыдущих? Какой вопрос будем сегодня исследовать?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие знания мы собрали? Что помогало нам в этом? (Схемы)
- Что может помочь в решении данной задачи? (Построение схемы)
- Что значит в 4 раза больше? (По столько же 4 раза)

(Слайд 14)

- Рассмотрите внимательно схему. Что заметили? (5 равных частей составляют 35)
- Что можно узнать? (Одну равную часть: сколько лет Мелоди)
- Если знаем сколько лет Мелоди, можно узнать возраст Ариэль?

5. Реализация построенного проекта.

Оформление решения и запись в тетрадь. Составление плана решения подобных задач.

Физкультминутка.

(Слайд 15)

За тучку солнце спряталось
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку:
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Звучит мелодия «Звуки леса».

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 - Что ж шарик почти у нас в руках, осталось только проверить, как вы усвоили новые знания.

 Решение задач по вариантам. (Слайд 16)

1) В коллекции Нюши 32 бантика. При чём белых бантиков в 3 раза меньше, чем розовых. Сколько у Нюши белых, а сколько розовых бантиков?

2) Бараш написал 27 стихов. При чём утром он написал в 2 раза больше, чем вечером. Сколько стихов Бараш написал утром, а сколько вечером?

Проверка. Сигнальные карточки. (Слайды 17-18)

 Гимнастика для глаз.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Молодцы. Вот и шарик, а с ним и новое умение.

Итак, внимание!
Последнее задание!
Вы задачи решите,
Нас знаниями своими поразите!

Задача для самых сообразительных, попробуйте применить новые знания.

Гусеницы Вупсень и Пупсень завтракали свежими листочками. Вупсень съел в 4 раза больше, чем Пупсень. Сколько листочков съел каждый, если Пупсень съел на 21 листочек меньше, чем Вупсень? (Слайд 19)

- Что значит, на 21 меньше? На какие части разбит отрезок? (На равные.)
- Чему равна одна часть? (Количеству листочков, съеденных Пупсенем.)

(Слайд 20)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сообщение оценок, полученных за урок.

- Какие новые знания мы сегодня открыли на уроке? (Научились решать задачи нового вида на сравнение величин.)
- Что помогло нам при решении таких задач? (Схема.)

Ну и напоследок вам задание от Смайлика. На вот этих красивых разноцветных листочках вам нужно будет записать свою задачу изученного вида и мы вместе со Смайликом выберем и решим самые интересные из них. (Слайд 21)