Тема: Решение задач на сравнение величин.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с новым видом задач на сравнение величин, формирование способности к построению нового способа действия, организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи;
- развивать математическую речь, логическое мышление, абстрактное мышление, воображение, творческие способности;
- содействовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, чувств товарищества и интереса к предмету.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация, сундучок для шариков, 3 синих и 1 красный шарики.
Для учащихся: простые карандаши, линейки, сигнальные карточки, карточки с текстом задач (индивидуальные для каждой группы).
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- У нас на уроке наш старый знакомый, Смайлик. Чем же мы сегодня займемся? Можно порисовать, или поиграть в мяч, а можно узнать что-то новое и интересное. Что же мы выберем? (Приложение 1, Слайд 2)
Нам предстоит сделать научное открытие. Вы готовы?
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И недосуг дуть
На корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Для открытия новых знаний мы вместе со Смайликом попробуем «собрать» все синие шарики, чтобы повторить все необходимые знания. (Слайд 3)
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Устно:
1) У Винни Пуха на 2 конфеты меньше, чем у Пятачка. Сколько конфет должен взять из вазы Винни Пух, чтобы у него стало на 6 конфет больше, чем у Пяточка?
2) В двух вазах поровну конфет. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4 конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе вначале?
3) У Винни Пуха на 2 конфеты больше, чем Пятачка, А у Иа на 2 конфеты меньше, чем у Пятачка. Как сделать так, чтобы конфет стало поровну?
(Слайды 4, 5)
(Слайд 6)
(Слайд 7)
Составить задачи по схемам.
- Что значит «на в меньше»? (Столько же, но без в.)
- Что значит «на в больше»? (Столько же и еще в.)
- Что значит, «в 5 раз больше»? (По столько же 5 раз.)
(Слайд 8)
Работа по группам (задание на индивидуальных карточках).
1) Днем Копатыч съел на 3 бочонка мёда больше, чем утром, а вечером на 2 бочонка больше, чем днем. На сколько бочонков Копатыч съел больше вечером, чем утром?
2) Вечером Крош и Ёжик рассказывали страшные истории. Крош рассказал на 3 истории больше, чем Ёжик. Сколько историй рассказал каждый из друзей, если известно, что вместе они рассказали 19 историй?
3) Друзья Ёжик и Крош открыли тайное общество и отправились закапывать секретики. Если друзья закопают одинаковое количество секретиков, то у Кроша останется ещё 6 секретиков. Сколько секретиков у каждого из друзей было вначале, если всего у них 24 секретика?
Проверка. Ответственные у доски. Остальные сигналят сигнальными карточками.
(Слайды 9, 10, 11)
- Посмотрите, сколько шариков мы собрали. Что помогало решать задачи? Что же мы повторили? Ох, какой красивый шарик! У нас такого нет. Как вы думаете, сможем ли мы и его положить в свою корзинку? (Слайд 12)
Русалочка Ариэль в 4 раза старше Мелоди, а вместе им 35 лет. Сколько лет Ариэль и сколько её дочери? (Слайд 13)
Самостоятельная деятельность. Проверка. (Дети сигналят карточками: зеленый – справились, красный – нужна помощь)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Чем эта задача отличается от предыдущих? Какой вопрос будем сегодня исследовать?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какие знания мы собрали? Что помогало нам в этом? (Схемы)
- Что может помочь в решении данной задачи? (Построение схемы)
- Что значит в 4 раза больше? (По столько же 4 раза)
(Слайд 14)
- Рассмотрите внимательно схему. Что заметили? (5 равных частей составляют 35)
- Что можно узнать? (Одну равную часть: сколько лет Мелоди)
- Если знаем сколько лет Мелоди, можно узнать возраст Ариэль?
5. Реализация построенного проекта.
Оформление решения и запись в тетрадь. Составление плана решения подобных задач.
Физкультминутка.
(Слайд 15)
За тучку солнце спряталось
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку:
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Звучит мелодия «Звуки леса».
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Что ж шарик почти у нас в руках, осталось только проверить, как вы усвоили новые знания.
Решение задач по вариантам. (Слайд 16)
1) В коллекции Нюши 32 бантика. При чём белых бантиков в 3 раза меньше, чем розовых. Сколько у Нюши белых, а сколько розовых бантиков?
2) Бараш написал 27 стихов. При чём утром он написал в 2 раза больше, чем вечером. Сколько стихов Бараш написал утром, а сколько вечером?
Проверка. Сигнальные карточки. (Слайды 17-18)
Гимнастика для глаз.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Молодцы. Вот и шарик, а с ним и новое умение.
Итак, внимание!
Последнее задание!
Вы задачи решите,
Нас знаниями своими поразите!
Задача для самых сообразительных, попробуйте применить новые знания.
Гусеницы Вупсень и Пупсень завтракали свежими листочками. Вупсень съел в 4 раза больше, чем Пупсень. Сколько листочков съел каждый, если Пупсень съел на 21 листочек меньше, чем Вупсень? (Слайд 19)
- Что значит, на 21 меньше? На какие части разбит отрезок? (На равные.)
- Чему равна одна часть? (Количеству листочков, съеденных Пупсенем.)
(Слайд 20)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Сообщение оценок, полученных за урок.
- Какие новые знания мы сегодня открыли на уроке? (Научились решать задачи нового вида на сравнение величин.)
- Что помогло нам при решении таких задач? (Схема.)
Ну и напоследок вам задание от Смайлика. На вот этих красивых разноцветных листочках вам нужно будет записать свою задачу изученного вида и мы вместе со Смайликом выберем и решим самые интересные из них. (Слайд 21)