Задачи мероприятия:
- Воспитательная.
- Учебная.
- Развивающая.
Ребята подготовили две презентации в программе POWERPOUNT, содержащие материал о биографии Владимира Высоцкого, его творчестве, а также видеоролик с песнями певца в программе Windows Movie Maker, плакат в Adobe Photoshop.
Стоит отметить, что презентации выполнены на высоком уровне, сопровождаются звуком и анимацией. Также была проведена предварительная работа по поиску информации в Интернете в ходе подготовки к данному мероприятию.
План мероприятияВ мероприятии участвуют ученики 10-11-х классов. Их выступление сопровождают слайды (Приложение 1).
Он – одинокий волк, медведь-шатун, изгой, штрафник, заложник. Он – беззаконная комета. В самые мутно-застойные годы – он пробил стену! Огни, воды, медные трубы прошёл. Он – Владимир Высоцкий. Километры магнитофонной ленты с его песнями тянутся от Калининграда до Владивостока. Его “Охота на волков” неслась из динамиков, выставленных на подоконнике, и пронзала людей насквозь.
“Поющий нерв эпохи”, он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель – “до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней – немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та…”.
И снизу лёд и сверху – маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
- Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.
- Отец Высоцкого, Семён Владимирович, был военнослужащим, связистом.
- Мать, Нина Максимовна, пережила сына на 23 года.
- 1941 – 1943 годы – Владимир Высоцкий и Нина Максимовна в эвакуации, в деревне недалеко от города Бузулук Оренбургской области.
- 1946 – с этого года Высоцкий живет с отцом и мачехой, Евгенией Степановной Лихалатовой.
- 1947 – 1949 годы – отец служит в Германии, город Эберсвальд, куда увозит и семью.
- 1949 год – после возвращения из Германии семья поселилась в Москве, в Большом Каретном переулке.
- 1955 год – закончив среднюю школу №186, Высоцкий по настоянию родителей поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева, но бросает его, проучившись полгода. Известно, что решение оставить инженерное дело пришло к будущему барду в новогоднюю ночь с 1955 на 1956-й. Им с однокурсником пришлось тогда полночи рисовать чертежи, без которых не допускали к сессии.
- 1956 – 1960 годы – учеба на актёрском отделении школы – студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко. Дебютом Высоцкого-актёра стала роль Порфирия Петровича в “Преступлении и наказании” на сцене Московского дома учителя. Во МХАТе Владимир Семёнович знакомится со своей первой женой, Изой Жуковой, тоже студенткой, которая была младше на несколько курсов.
- 1959 год – дебют в кинематографе, роль в фильме “Сверстницы”.
- 1960 – 1964 годы (с небольшими перерывами) – Высоцкий работает в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. На это же время приходятся первые эпизодические роли в кино. Тогда, в шестидесятых, появляются и первые песни Владимира Высоцкого.
- Своим учителем Высоцкий считал Булата Окуджаву, которому позже будет посвящена “Песня о Правде и Лжи”.
- 1960-е годы – один за другим снимаются, и выходят кинофильмы с участием Владимира Высоцкого (“Карьера Димы Горина”, “713-й просит посадку”, “Грешница”, “Наш дом”, “Стряпуха”, “Вертикаль”, “Саша - Сашенька”, “Короткие встречи”, “Служили два товарища”, “Хозяин тайги”, “Опасные гастроли” и др.). К некоторым фильмам актёр Высоцкий пишет песни. (стихотворение “Я не люблю”.)
- 1962 год – на съёмках фильма “713-й просит посадку” Высоцкий знакомится со своей второй женой, Людмилой Абрамовой. Вскоре они поженились. Абрамова родила Высоцкому двух сыновей, Аркадия и Никиту.
- 1964 – 1980 годы – Высоцкий работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке (главный режиссёр Ю. Любимов). Среди прочих ролей наиболее заметными были: Галилео Галилей (из пьесы “Галилей” Б. Брехта), Хлопуша (“Пугачёв” по С. Есенину), Лопахин (“Вишневый сад” А.П. Чехов).
Гамлет – самая значительная роль, сыгранная более трехсот раз. Последней работой была роль Свидригайлова в спектакле “Преступление и наказание”.
Звучит стихотворение “Мой Гамлет”.
- 1965 год – Высоцкий начинает петь со сцены. Сначала он выступал с друзьями по театру на Таганке, позже вышел с сольными песнями.
- 18 января 1967 года – первое сольное выступление Владимира Высоцкого. Это произошло в Ленинграде, в клубе “Восток”.
- Лето этого же года – выходит фильм “Вертикаль” с песнями Владимира Семёновича. К Высоцкому приходит известность, а немного позже, в 1968 году первая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма “Вертикаль”. (рассказ о стихотворении “Если друг оказался вдруг”).
- В 1967 году произошло еще одно событие в жизни Владимира Семёновича. На экране, в фильме “Колдунья”, он увидел Марину Влади (французская актриса, дочь эмигрантов из России Марина Владимировна Полякова), после чего много месяцев мечтал о встрече.
- 1968 – 1969 годы – нападки в прессе. 1970 год – Владимир Семёнович женится на Марине Влади. Спустя несколько месяцев, получает право выезжать за рубеж. Был с гастролями в Болгарии, Франции, Канаде, Германии, США; в Венгрии участвовал в киносъёмках.
- 1970-е годы – Высоцкий продолжает активно сниматься в кино: “Четвёртый”, “Плохой хороший человек”, “Единственная дорога”, “Бегство мистера Мак-Кинли”, “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил” и др. Как композитор выступил в кинолентах “Одиножды один”, “Ветер “Надежды”, “Вооружён и очень опасен”, “Точка отсчёта” и др.
- 1977 год – выходит пластинка “Алиса в стране чудес” с песнями Высоцкого. В этом же году во Франции были выпущены три авторских диска Владимира Семёновича. (звучит песня “Он не вернулся из боя”).
- 1979 год – Высоцкий принимает участие в издании неофициального альманаха “Метрополь”.
- Этот же год – снимается фильм “Место встречи изменить нельзя”, в котором Высоцкий сыграл Глеба Жеглова, свою самую известную роль. Между тем, на месте Владимира Семёновича в фильме мог быть и другой актёр. Высоцкий отказался сниматься, “тратить год жизни на эту роль”, даже Марина Влади уговаривала режиссёра снимать другого артиста, но Станислав Говорухин остался непреклонным.
- 14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен “Грусть моя, тоска моя ... Вариация на цыганские темы”. Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв).
- 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей известной роли “В театре на Таганке”, в роли Гамлета – одноименной постановке по Шекспиру.
- 25 июля 1980 года в 4.10 утра Владимир Семёнович Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от инфаркта миокарда.
Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьёзное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнен милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось. И тем не менее, на “Таганке”, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: “Умер актёр”.
Похоронен Владимир Семёнович 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.
Ни один человек не сдал обратно билет на спектакль с участием Высоцкого, который должен был состояться 25 июля. Каждый хранит билет у себя как реликвию.
Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья “застоя”, выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.
У нас остались его фильмы, его песни, его стихи (перечисление его ролей в театре и кино).
Поэт, бард, актёр. Его песни – моно спектакли, в которых автор вживается в образы, созданных им персонажей, является одновременно драматургом, режиссёром, исполнителем. Его песни похожи на роли. Роли из никем не поставленных и более того – никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра или послезавтра. Но он не хотел ждать завтра! Он хотел эти роли сегодня, сейчас, немедленно!
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.
Исполняя песни, Высоцкий был таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда, и рухнет потолок, и разорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Владимир Высоцкий был невероятно популярен. Достать билет на спектакль или концерт было намного труднее, чем пробиться летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым …
В ролях и песнях Владимира Высоцкого есть память. Память пройденных дорог и помчавшихся лет. Наша с вами память…