Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: познакомить детей с особенностями храмов второй половины 12 века и ролью князей Андрея Боголюбского и Юрия Долгорукого в культурном становлении Владимиро-Суздальского княжества.

Задачи урока:

  • на примере храмов научить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • воспитание уважения к культуре наших предков через эмоциональный рассказ об иконе «Владимирской Богоматери» и о князе Андрее Боголюбском;
  • учить детей рассуждать и размышлять об артефактах.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного.

Последние два урока мы говорили о двух одноименных храмах. Где они находятся? Назовите их. (2 Софии, Киевская и Константинопольская).

Что объединяет оба храма? (Роль центра общественной жизни).

Мы с вами из середины 11 века увидели только 2 храма, является это доказательством того, что они были единственными храмами в городе? Что же случилось с другими храмами? (Летописцы: 400 храмов было в Киеве при Ярославе Мудром).

3. Объяснение нового материала.
Итак, 2 Софии- середина 11 века.
Какой исторический процесс произойдет на территории Киевской Руси 100 лет спустя, то есть во второй половине 12 века? (Феодальная раздробленность).
Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что же будет объединять людей?
Что же явится отрицательной стороной феодальной раздробленности? (Набеги.)
Где же люди будут прятаться? То есть, церкви начинают выполнять новую роль-роль крепости.
А какие требования мы предъявляем к крепости? И вот в 4 км от Суздали в Кидекше Юрий Долгорукий строит первый белокаменный храм. Это церковь Бориса и Глеба.

Рисунок 1. Диапозитив «Церковь Бориса и Глеба»

Какое впечатление храм производит? Красив? Дайте характеристику храму (1-купольный, 1-апсидный, 4-хстолпный). Чем он украшен?

А вот постройка сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.

Рисунок 2. Диапозитив «Церковь Покрова на Нерли

Это церковь Покрова Богородицы на Нерли. А этот храм, какое впечатление производит? У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте присмотримся. Если он устремлен вверх, значит есть вертикальные линии - где они? (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна).

Давайте сравним эти два храма. (Показать одновременно оба храма.)

Итак, что общего у них?

  • Белый камень.
  • Куб.
  • Лопатки.
  • Аркатурный пояс.
  • 1-купольный, 1-апсидный, 4-хстолпный.

В чем различия?

  • Закомары.
  • Более красив.

Чем это можно объяснить? (Храм А. Боголюбского - это не просто крепость, это памятник, которым можно любоваться и получать эстетическое наслаждение. Это шедевр).

Я вам подскажу. Интересы Юрия Долгорукого были направлены на получение власти в Киеве, он трижды борется за киевский престол, а князь Андрей Боголюбский рожден в Суздале, он хочет остаться на этих землях и воссоздать Киев здесь на северо-восточных землях.

Это была общая тенденция. Князья на своих землях пытались отстроить новый Киев. А центром общественной жизни - мы помним об этом - был храм, поэтому князья украшают храм и украшенный храм является зримым доказательством богатства князя. Мы это посмотрим сегодня на примере искусства Владимиро-Суздальского княжества. Итак, тема урока «Искусство Владимиро-Суздальского княжества».
Как мы уже сказали, сердце Андрея Боголюбского не лежит к Киеву, рожденный в Суздале, он хочет остаться здесь. Он едет в Киев, с тяжелым сердцем, не может признаться отцу, что за Киев бороться не будет, идет в собор Святой Софии и молится. Его поражает одна икона.
Вот она.

Рисунок 3. Диапозитив «Владимирская Богоматерь»

Князь Андрей уговаривает священника Микулицу выкрасть эту икону и не знает куда ехать. В Ростов? Но кони, не доезжая до Владимира, встали, и икона начинает творить чудеса. Для нее Андрей строит Успенский собор, 1-купольный, 1-апсидный ,4-хстолпный.

Вы помните, через что проходил торжественный въезд в Киеве? (Через Золотые ворота.)

Андрей строит Золотые ворота во Владимире, вводит местный праздник «Покрова Богородицы». В честь этого праздника строит церковь «Покрова на Нерли». Жизнь князя Андрея оборвалась трагично. Он желал править единовластно. Глухой июньской ночью его закалывают и выбрасывают тело во двор резиденции В последующую неделю бояре грабят резиденцию и не позволяют предать тело земле. Микулица надевает черную ризу, берет в руки икону «Владимирскую Богоматерь» и идет по домам бояр. Как вы думаете, где похоронят тело Андрея Боголюбского? К власти приходит князь Всеволод «Большое гнездо». Надо отдать ему должное - он продолжает дело Андрея Боголюбского. Успенский собор горит, и на его месте на береговой круче Всеволод строит новый Успенский собор.

Какой красавец! Дайте ему характеристику, чем он украшен? (Все те же черты + шлемовидные купола).

На таком поразительном взлете зодчества искусство Владимиро-Суздальского будет прервано татарским нашествием. 300 лет спустя, летом, во время эпидемии чумы, сюда приедет Андрей Рублев восстанавливать фрески стен и сводов.

Как вы думаете, заболеет ли кто-нибудь из иконописцев?

В своих тетрадях запишите тему урока и характерные черты Владимиро-Суздальского княжества.

Давайте проверим.

А закончить мне хочется на лирической ноте. (Просмотр видеофильма о церкви Покрова на Нерли).

4. Подведение итогов.