Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы.
Задачи:
- Образовательная– дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении.
- Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
- Развивающая – выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.
Оборудование, инструменты, материалы: рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики.
Наглядные пособия: образцы мозаики, инструкционные карты.
Ход урока
Организационная часть
Подготовить необходимые инструменты и материалы.
Ознакомление с новой темой
«Искусство коим был прославлен Апеллес
и коим ныне Рим главу свою вознёс,
коль пользы от Стекла приобрело велики,
доказывают то Финифти, Мозаики,
которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
приятность нежную и красоту девиц,
чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся….»
Ломоносов.
Мозаика – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения фонтанов, создание картин.
Мозаика (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.
Пользуясь приемами мозаики, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.
Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Виды мозаики
В зависимости от используемого материала мозаику можно разделить на следующие виды:
- Мозаика из скорлупы;
- Мозаика из злаковых культур;
- Мозаика из бумаги;
- Мозаика из стекла;
- Мозаика из полимеров и т. д.
Мозаика из скорлупы по способу выполнения подразделяется на два вида:
- мозаика соединительная;
- мозаика насыпная.
На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения мозаики из скорлупы Образцы перед вами. (Приложение 1)
Скорлупа – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её белая поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы при растушовывании.
История изготовления мозаики уходит далеко вглубь веков. Вот послушай как Виктор ГЮГО рассказывал о мозаике: «...Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории искусства…. Внутри собора было темно и сумрачно. Боковые продолы заволокло тьмой, лампады мерцали, как звёзды. Так глубок был мрак, окутавший своды, лишь большая розетка фасада. Разноцветные стекла которой купались в закатном луче. Переливалась во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба…»
Каждый народ ищет свой материал, свои способы работы. Например, в городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо – желтой, голубой, белой, синей глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.
Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создаёт радостное , торжествующее настроение.
Для работы используют осколки различных материалов: стекла, керамики, камня, полимера, бумагу и другие.
Декоративные свойства мозаики: разнообразие материалов, цвета.
При проведении работ невыполнимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с инструментом для укладывания мозаики, технологическим стеклом. (Приложение 2)
Технология выполнения работы
Последовательность создания мозаики:
- Выбор рисунка
- Заготовка материала – картон, копировальная бумага, скорлупа, кисточка. Клей ПВА, приспособление для составления мозаики, гуашь, стакан с водой.
- Перевод рисунка на картон
- Растушовывание скорлупы, в зависимости от цвета на рисунке
- Составление мозаики, начинают с мелких фрагментов рисунка
- Предварительно покрыть небольшой участок картона клеем ПВА, при помощи кисточки
- При составлении мозаики, необходимо точно придерживаться цветовой гаммы изображенной на рисунке
- Величина осколков скорлупы, зависит от размера рисунка, в пределах одной работы, можно использовать несколько величин осколков
- При завершении работы можно ещё раз гуашью произвести растушовывание
- Работу установить в рамку.
Кроме красоты и разнообразия, есть еще одно важное качество мозаики: неразрывная связь её с местом, для которого она предназначена. Народ никогда не будет делать её там, где её будет плохо видно или она будет мешать. Это очень важно. « Не обмолачивайте хлеб резными цепями, не украшайте мельничные жернова рельефами», писал английский художник Джон Рескин.
Закрепление нового материала
Вопросы учащимся:
- Какие виды мозаики вы узнали?
- Назовите разновидности мозаики по способу выполнения.
- Какой материал можно использовать при составлении мозаики?
Подведение итогов.
Практическая работа учащихся
Выполнение мозаики из скорлупы
Текущий инструктаж. Проверка правильной организации рабочего места, выполнении работы согласно инструкционной карте.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения мозаики
Заключительная часть урока
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание: доделать фрагмент рисунка. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения мозаики.
Уборка кабинета.