Урок технологии "Мозаика из скорлупы"

Разделы: Технология


Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения  мозаики из скорлупы.

Задачи:

  1. Образовательная– дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении.
  2. Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
  3. Развивающая – выработать навыки выполнения  мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Оборудование, инструменты,  материалы:  рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики.

Наглядные пособия: образцы  мозаики, инструкционные карты.

Ход урока

Организационная часть

Подготовить необходимые инструменты и материалы.

Ознакомление с новой темой

«Искусство коим был прославлен Апеллес
и коим  ныне Рим главу свою вознёс,
коль пользы от Стекла приобрело  велики,
доказывают то Финифти, Мозаики,
которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
приятность нежную и красоту девиц,
чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся….»
Ломоносов.

 Мозаика  – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения  фонтанов, создание картин.

 Мозаика (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.

Пользуясь приемами  мозаики, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Виды  мозаики

В зависимости от используемого материала  мозаику можно разделить на следующие виды:

  •  Мозаика из скорлупы;
  •  Мозаика из злаковых культур;
  •  Мозаика из  бумаги;
  •  Мозаика из стекла;
  •  Мозаика из полимеров и т. д.

 Мозаика  из скорлупы по способу выполнения подразделяется на два вида:

  •  мозаика соединительная;
  •  мозаика насыпная.

На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения  мозаики из скорлупы  Образцы перед вами. (Приложение 1)
Скорлупа  – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её белая поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы при растушовывании. 

История изготовления   мозаики  уходит далеко вглубь веков. Вот послушай как Виктор ГЮГО рассказывал о мозаике: «...Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории искусства…. Внутри собора было темно и сумрачно. Боковые продолы заволокло тьмой, лампады мерцали, как звёзды. Так глубок был мрак, окутавший своды, лишь большая розетка фасада. Разноцветные стекла которой купались в закатном луче. Переливалась во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба…»  

Каждый народ ищет свой материал, свои способы работы. Например, в городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо – желтой, голубой, белой, синей глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.

Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая  и переливаясь на солнце, создаёт радостное , торжествующее настроение. 

Для работы используют  осколки  различных материалов:  стекла, керамики, камня, полимера, бумагу  и другие.

Декоративные свойства  мозаики:  разнообразие материалов, цвета. 

При проведении работ невыполнимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с  инструментом для укладывания мозаики, технологическим стеклом.  (Приложение 2)

Технология выполнения работы

Последовательность создания  мозаики:

  1.  Выбор рисунка
  2. Заготовка материала – картон, копировальная бумага, скорлупа, кисточка. Клей ПВА, приспособление для  составления мозаики, гуашь, стакан с водой.
  3. Перевод рисунка на картон
  4. Растушовывание скорлупы,  в зависимости от цвета на рисунке
  5. Составление мозаики, начинают с мелких фрагментов рисунка
  6. Предварительно покрыть небольшой участок картона клеем ПВА, при помощи кисточки
  7. При составлении мозаики, необходимо точно придерживаться цветовой гаммы изображенной на рисунке
  8. Величина осколков скорлупы, зависит от размера рисунка, в пределах одной работы, можно использовать несколько величин осколков
  9. При завершении работы можно ещё раз гуашью произвести растушовывание
  10. Работу установить в рамку.

Кроме красоты и разнообразия, есть еще одно важное качество мозаики: неразрывная связь её с местом, для которого она предназначена. Народ никогда не будет делать её там, где её будет плохо видно или она будет мешать. Это очень важно. « Не обмолачивайте хлеб резными цепями, не украшайте мельничные жернова рельефами», писал английский художник Джон Рескин.

Закрепление нового материала

Вопросы учащимся:

  1. Какие виды  мозаики вы узнали?
  2. Назовите разновидности  мозаики  по способу выполнения.
  3. Какой материал  можно использовать при составлении мозаики?

Подведение итогов.

Практическая работа учащихся

Выполнение  мозаики  из скорлупы

Текущий инструктаж.  Проверка правильной организации рабочего места, выполнении работы согласно инструкционной карте.

Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения  мозаики

Заключительная часть урока

Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание: доделать фрагмент  рисунка. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения  мозаики.

Уборка кабинета.