Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.
Задачи:
- образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
- воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
- развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.
Методы: частично-поисковые.
Место урока в системе: 1.
Оборудование и средства:
- видеопроектор;
- презентации.
Оформление доски:
- Тема урока.
- Предложение для синтаксического разбора.
Этапы урока:
- Организационный момент. Работа над ошибками.
- Новая тема.
- Закрепление материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
I) Работа над ошибками.
На пошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.
На другой части доски записаны предложения из текста предыдущей проверочной работы, вызвавшие затруднения в постановке знаков препинания.
Далее идёт работа по презентации «Тире между подлежащим и сказуемым».
Дома доделаем работу над ошибками, а теперь смотрим на доску, где ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.
Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор:
(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).
Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи:
Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?
II) Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам).
- Почему?
(Главные члены входят в грамматическую основу предложения).
-А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).
III) Изучение новой темы:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока:
- Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.
- Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять:
- способы выражения дополнений;
- дополнения прямые и косвенные.
2) Словарная работа.
Прежде чем перейти к новой теме параграфа №16 (откроем учебник на странице 75; Русский язык, 8 класс, С.Г. Бархударов и др. «Просвещение», 2004) обратим внимание на словарные слова, которые нам будут нужны для работы. В тетради запишем их:
(Догадываются, что последние три – синонимы). Один ученик получает задание на дом: посмотреть в словаре лексическое значение слова «резолюция».
3) Повторение.
- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).
- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения:
- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).
- К какому члену предложения относится оопределение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).
Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.
4) Изучение теории: чтение по учебнику стр. 75.
Фронтальный опрос:
- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?
(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).
5) Закрепление материала: работа по презентации «Дополнение».
Обсуждение и запись в тетрадь первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. После этого оставляем две строки чистыми. Далее примеры косвенных дополнений. Узнаём новые сведения со страницы76 учебника (две минуты). Примеры презентации.
- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?
(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).
Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76.
6) Выводы.
- Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).
7) Закрепление.
Выполнение упражнения №163. Первое предложение заранее записано на доске с обратной стороны. Его рассматриваем устно: разбираем и работаем над орфограммами.
Далее пишем в тетрадях.
(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного).
- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет, не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).
Выполнение упражнения №167. Задание по рядам. Самостоятельная работа по образцу, ученики обозначают тип дополнения. Затем читают вслух.
-Ребята, ещё раз посмотрите на схему. Все ли примеры прямых дополнений мы рассмотрели?
(Нет, не рассмотрели ещё примеры, когда прямое дополнение в форме родительного падежа стоит при переходном глаголе с НЕ).
Этой части правила посвящено упражнение №168. Работа у доски.
8) Выводы: учащиеся сообщают, что нового они узнали о дополнениях.
9) Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.
- Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.
Объяснение учителя:
- Запишем следующее предложение:
- Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.
Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа.
10) Самостоятельная работа: далее весь класс, кроме ребят первой группы, делают самостоятельные пробные предложения №1 и №3 из упражнения №168.
Запись в тетрадях:
Учащиеся делают вывод, что в первом предложении прямой порядок слов, а в третьем – обратный, это и играет смыслоразличительную роль.
Пока класс делал эту работу, ребята 1-й группы продумывают задание повышенной трудности к упражнению №164 и во 2-м предложении находят дополнение. Учитель контролирует и помогает правильно задать вопрос к дополнению в случае затруднения.
11) Взаимопроверка: учитель диктует словосочетания. Задание: определить типы дополнений. После того, как работа проделана, учащиеся меняются тетрадями. Ребята проверяют работы, сравнивая с презентацией.
12) Оценивание работы с комментариями.
13) Домашнее задание (дифференцированное):
1 группа - №164 2), №165 1), 2)№ 166 5,6.
2 группа - №168 8), №167 4), №168 4), №170 1,2.
3 группа - №163 4),5), № 167 4) №168 3.
Выучит теоретические сведения о дополнении со страниц 75-76 учебника.