Современные этапы развития дошкольного воспитания характеризуются повышением его качества. Одним из условий повышения качества является работа учреждений в поисковом режиме осуществлении инновационной деятельности, участие в экспериментальной работе. Сложившаяся ситуация потребовала пересмотра управленческих позиций, поиска вариантов для успешного развития и функционирования дошкольного учреждения. С введением инноваций как руководитель я ставлю цель: получить более высокие результаты, учитывая имеющиеся в ДОУ ресурсы, такие как педагогический коллектив, материально-техническую базу, методическое обеспечение, опыт и традиции детского сада.
Прежде чем вывести педагогический коллектив на путь экспериментирования, необходимо создание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса, включенным в эксперимент. В начале разобрались, что педагоги ожидают от экспериментальной деятельности. Мотивы у педагогов были разные, что показало анкетирование. Одни ждали повышенного статуса; другие социальной защищенности; третьи – научного подтверждения новаторской деятельности.
Как руководитель я понимала, что педагог – экспериментатор, стремящийся получить запланированный результат своей деятельности, должен владеть своеобразным инструментом проектирования и анализа педагогических действий – набором специальных профессиональных понятий.
Но, при условии пониманий педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний. Исходя из этого, в ДОУ были приглашены специалисты института повышения квалификации. На базе ДОУ проведены курсы повышения квалификации " Метод проектов в образовании ".
Как показывает опыт экспериментальной работы - лучший результат достигается, когда педагог имеет свободу выбора, возможность самому определиться и принять возможность самому определиться и принять решение, но при этом важно создать условия для проявления у педагогов внутренней установки, положительной установки к собственному развитию. Это огромный труд администрации учебного заведения по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости и освоения его техники и методологии. Поэтому администрацией был разработан целый комплекс условий для успешной работы в режиме эксперимента.
Так разработка мотивационных условий помогает заинтересовать, вовлечь педагогов в эксперимент.
Создание нормативно-правовой базы помогает защитить всех участников образовательного процесса от возможных негативных проявлений эксперимента, способствует реализации поставленных задач работы в поисковом режиме, выполнению каждым участником определенных задач и обязанностей, локальные акты, разработанные в ДОУ, закрепляют правила персональной ответственности, направлены на достижение конкретных целей и способствуют качественно – новым результатом работы.
Синтез теоретических знаний и практического опыта работы позволяет каждому участнику инновационной деятельности выбрать уникальный индивидуальный стиль. Очень важно, чтобы педагоги ощущали поддержку со стороны администрации, почувствовали доверие и свободу творчества.
Наши педагоги-новаторы всегда вправе рассчитывать на положение особого благоприятствия на материальное и моральное стимулирование своей деятельности.
Готовность коллектива является существенным условием для начала успешной экспериментальной работы. И здесь немного важным фактор – умение педагогов работать в команде (микрогруппе). Каждый должен осознать, что в данный момент все действуют в одной команде, так как весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с учетом базовой программы " Истоки ", реализуется через создание по основным разделам программы комплексы.
Создание команд единомышленников способствовало возникновению творческих групп, каждая из которых работает над реализацией подпроекта, который является составной частью проекта ДОУ " Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра". Цель которого – создание программы развития ребенка дошкольника в условиях Крайнего Севера. Проект ДОУ был утвержден на ученом совете в КГУ ДПО НМИПК и ПК 20 апреля 2006 года. Статус городской экспериментальной площадки был присвоен приказом от 19 января 2007 года, на научно-педагогическом совете города при Управлении общего и дошкольного образования Администрации города Норильска.
Результативность работы во многом зависит от созданных условий, материально-технической базы ДОУ и предметно-пространственной среды для детей. Вся предметно-пространственная среда направлена на реализацию программы "Истоки" и проекта ДОУ и в связи с этим разделена на основные комплексы, соответствующие разделам программы.
Так эстетическое развитие представлено художественно-эстетическим комплексом "Вдохновение", в котором творческая группа педагогов реализует подпроекты "Развития творческих способностей детей через театрально-игровую деятельность и изобразительные средства и их роль в развитии творческих способностей. Комплекс оснащен театральной гостиной, гримерной, с наличием большого количества костюмов, музыкального зала.
Физическое развитие предоставлено физкультурно-оздоровительным комплексом "Крепыш" и реализуется подпроект " Развитие целостного, телесно-духовного организма ребенка, посредством приобщения его к здоровому образу жизни, физической культуры и спорту".
В комплект входят бассейн, физкультурные залы (большой и малый), мини тренажерный комплекс.
Познавательное развитие в ДОУ предоставлено экспериментально-исследовательским комплексом "Почемучка", в котором реализуется подпроект "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера".
Комплекс оборудован большим зимним садом, экспериментальной лабораторией, богатым уголком животных.
Нравственное и социальное развитие в основном реализуется через комплекс граждановедения "Родник" и разрабатывается проект "Формирование образа малой Родины у детей дошкольного возраста".
Такая разнообразная развивающая среда способствует развитию воспитательного потенциала, формирует отношение к базовым ценностям, усвоению социального опыта и приобретению у детей качеств необходимых для жизни.
Вся развивающая среда выстроена комплексно, охватывает все разделы программы, что способствует реализации их в работе с детьми.
Работа в комплексах для реализации основного проекта способствует каждому специалисту найти достойное место в развивающей инновационной системе. Организационно-педагогическая структура дошкольного учреждения.
Нравственное и социальное развитие в основном реализуется через комплекс граждановедения "Родник" и разрабатывается проект "Формирование образа малой Родины у детей дошкольного возраста".
Такая разнообразная развивающая среда способствует развитию потенциала, формирует отношение к базовым ценностям, усвоению социального опыта и приобретению у детей качеств необходимых для жизни.
Вся развивающая среда выстроена комплексно, охватывает все разделы программы, что способствует реализации их в работе с детьми.
Работа в комплексах для реализации основного проекта способствует каждому специалисту найти достойное место в развивающей инновационной системе. Работа, выстроенная через комплексы, педагогически оправдана и целесообразна. Каждый комплекс является частью системы воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Главный принцип работы комплекса – интеграция, взаимодействие всех направлений деятельности, а так же их связь с другими составляющими педагогического процесса. Основная цель работы комплексов развитие познавательной активности.
Организационно-педагогическая структура дошкольного учреждения в ходе работы в экспериментальном режиме была преобразована: созданы советы специалистов и творческие группы, на которые возложены новые функции, обеспечивающие эффективную реализацию идей концепции и объединения педагогического коллектива.
Конечно, в период внедрения экспериментальной деятельности я как администратор и весь педагогический коллектив опирались на собранную группу педагогов - новаторов. Это люди с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их. Но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Таким образом, инновационная деятельность, работа над проектом "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории и развитии Таймыра" - стала средством развития и помогла привлечь интеллектуальные ресурсы для решения актуальных образовательных проблем и развития педагогической системы дошкольного учреждения.
Правда большую исследовательскую деятельность коллектив ДОУ отслеживает многие педагогические позиции, в том числе и те, которые связаны с граждано-патриатическим и нравственным воспитанием, что помогло определить, что нет современных образовательных программ для дошкольных учреждений адаптированных к условиям Крайнего Севера.
Поэтому, мы определили перспективу деятельности ДОУ - через создание региональной программы "Корни". Программа адаптирована к регионам, и будет способствовать не только профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития познавательной активности детей посредством приобщения к истории освоения и развитии Таймыра. Но, и предполагает выработку новых концептуальных подходов к воспитанию патриотических и нравственных качеств у детей, через систематическое программное общение с учетом региональных и локальных актов.
Исходя из опыта внедрения проектной деятельности в учебный процесс дошкольного учреждения, можно с уверенностью говорить о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, участвует в повышении оперативности управленческих решений, но и носит опережающую функцию.