Тип урока: урок-игра.
Форма проведения урока: урок-игра с использованием мультимедийной презентации.
Цели урока:
- Расширить представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.
- Развитие способностей к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебниками, рисунками, таблицами, работе в команде.
- Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях».
Содержание урока
Тема сегодняшнего урока «Отряды птиц». Сегодня на уроке мы вспомним всех изученных нами представителей мира птиц.
Эпиграфом к нашему уроку может быть такое стихотворение:
Между небом и землёй
Песня раздаётся
Бесконечною струёй
Громче, громче льётся
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
К какому отряду относится жаворонок? (Отряд воробьинообразные.)
Цели учебной деятельности:
- Показать многообразие птиц различных отрядов;
- Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни;
- Обосновать роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека;
- Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.
Учащиеся разбиваются на 4 команды по интересам. Команды получают листы бумаги разного цвета, на которой написано название птицы, это название и есть название команды. Теперь в течение 3 мин. необходимо подготовить представление команды, дать характеристику указанной птицы.
Затем следует работа учащихся в командах по решению поставленных биологических задач.
ЗАДАНИЕ № 1
Рассмотрите рисунки птиц разных отрядов. Выполните следующие задания:
- Дать название птицам, изображённым на фото.
- Назвать отряды, к которым относятся данные птицы.
- Назвать признаки отряда (по выбору).
- Какую роль играют птицы данного отряда в природе и жизни человека?
Рисунок 1
ЗАДАНИЕ № 2
На рисунке изображены сова и канюк.
Выберите из списка признаки характерные для этих птиц.
- Прячется в укромных местах.
- Обитает в лесах.
- Охотится в дневное время.
- Охотится в ночное время.
- Летает бесшумно.
- Большие глаза.
- Острое зрение.
- Острый загнутый клюв.
- Острые загнутые когти.
- Хороший слух.
- Мягкое и рыхлое оперение.
- Уничтожает мышиных грызунов.
- Дневной хищник.
- Ночной хищник.
Рисунок 2
ЗАДАНИЕ № 3
По перечисленным некоторым особенностям лесных птиц разделите их на две группы - два отряда:
- Отряд Куриные птицы
- Отряд Дятлообразные
Напротив отряда выпишите те номера особенностей, которые к нему относятся.
- Птицы сравнительно крупные.
- Ростом немного крупнее скворца.
- Крылья широкие, закруглённые.
- Оперение чёрное, с белыми полосками, подхвостье ярко-красное.
- Ноги короткие с загнутыми острыми когтями.
- На ноге два пальца обращены вперёд, два – назад.
- Клюв большой, вершина надклювья заострена и немного загнута.
- Клюв долотообразный, крепкий, заострённый.
- Разыскивают пищу на земле, едят лесные ягоды, почки.
- Язык длинный, гораздо длиннее клюва.
- Гнездятся на земле, на зиму никуда не улетают.
- Перья хвоста твёрдые, упругие.
- Ночуют в дуплах, спят в вертикальном положении.
- Ночуют обычно высоко в гуще ветвей, зимой зарываются в снег.
- С приходом весны токуют.
ЗАДАНИЕ №4
Ответьте на вопросы викторины.
- Какая птица в нашей местности самая маленькая?
- Какие птицы прилетают к нам раньше – стрижи или ласточки?
- Где гнездятся скворцы, кроме скворечников?
- Какой город носит название хищной птицы?
- К названию какой русской реки надо прибавить одну букву впереди, чтобы получить название лесной птицы?
- Люди верили, что крик этой птицы способен разогнать любую нечисть. Что это за птица?
- Так называли на Руси и злобную старуху, и ни в чём не повинную ворону?
- Какому литератору однажды сказали, намекая на его фамилию: «Если вы и птица, то небесная!»
- Хищная птица, изображённая на гербе России?
- Какая птица спасла Рим от галлов?
ЗАДАНИЕ №5. Викторина «Живые синонимы»
Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим «топаешь как медведь», «это и ежу понятно», «голодный как волк».
А с какими птицами сравнивают человека, когда говорят:
- Щебечет, как …
- Ворковать, как…
- Шипеть, как…
- Накаркать, как …
- Долбить (говорить одно и то же), как…
- Надутый как …
- Плыть (идти плавно), как …
Подведение итогов
Подошёл к концу наш урок.
Вам интересно было сегодня работать на уроке?
Что вы узнали нового и интересного?
Домашнее задание
Подготовить сообщение на тему «Страус – самая крупная птица на нашей планете», «Промысловые виды отряда гусеобразные».
Презентация к уроку находится в приложении.