Технические средства обучения в кабинете иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Наблюдения оказывают, что кабинет иностранных языков в школе нужен. Создание кабинета – одна из главных трудностей в работе учителя. При оборудовании и оформлении кабинета иностранного языка надо соблюдать пять основных принципов: принцип систематизации, принцип новизны или сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности.

Принцип систематизации. Всем известно; чтобы в доме был порядок, нужно каждую вещь класть на своё место. Методический порядок в кабинете обеспечивается только при условии, если, во-первых, для каждой вещи,  наглядных пособий, учебных папок по годам обучения, раздаточного материала, учебников, словарей, технических средств и т. д. определяется своё постоянное место и, во-вторых, если в кабинете имеется соответствующий каталог учебно-методической литературы.
Чёткая систематизация материала поможет более эффективной организации классной и внеклассной работы.

Принцип новизны или сменности наглядного и раздаточного материала. Стенды, помещённые на стенах кабинета, в папках, в «раскладушках» следует менять через определённые промежутки времени. Это не относится к некоторым таблицам, на которых приведены лингвистические, речевые и страноведческие реалии, константные во времени. Таковыми, могут быть, например, таблицы неправильных глаголов в английском языке, портреты известных писателей, поэтов и т. д., чьи биографии и произведения изучаются.
Некоторые стенды, которые подолгу находятся на виду у ребят, со временем перестают оказывать на них какое-либо учебное и воспитательное воздействие, устаревая, как морально, так и эстетически.

Принцип целенаправленности. Всё оформление и оснащение кабинета направлены на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения иностранному языку. Н. П. Гмызина справедливо отмечает, что в кабинете не должно быть ничего лишнего. Кабинет – это рабочая лаборатория и этому всё подчинено.

Принцип научности. Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса. Несмотря на финансовые трудности, необходимо стремиться к тому, чтобы кабинеты иностранных языков в приоритетном порядке обеспечивались телевизорами, видеомагнитофонами, компьютерной техникой, смарт-досками и другой новейшей и исключительно современной техникой. Как показывает практика, например, использование ЭВМ в преподавании неродного языка является сильным средством мотивации его изучения. Такое положение дел обязывает учителя приобретать навыки компьютерной грамотности, необходимые ему в учебном процессе.

Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. В кабинете должно быть уютно. На общую атмосферу благоприятно воздействуют, к примеру, цветы. Атмосфера дома и доверительный стиль работы педагога раскрепощают учеников, создают условия для самовыражения, помогают регулировать отношения партнёрства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Главное, чтобы ученики чувствовали психологическую раскованность, находясь в этом уютном уголке своей школы.

Кабинет иностранного языка требует правильного методического оборудования, и оформления с соблюдением определённых правил эстетики.

С методической точки зрения в кабинете необходимо иметь:

1) учебно-методическую литературу: учебники (книги для учащихся) по годам обучения в достаточном количестве, различные учебные пособия, словари, справочники, грамматические таблицы, литературу страноведческого характера;
2) учебно-наглядный материал : карты стран изучаемого языка, необходимые стенды, «раскладушки», портреты и т.д.
3) раздаточный материал (помимо учебно-методической литературы);
4) технические средства обучения. Кроме традиционных средств(магнитофона, фильмоскопа, диапроектора, проигрывателя) следует стремиться к приобретению видеомагнитофона, компьютера последней модификации, смарт-доски и т.д.

Следует избегать большого многообразия ярких красок. Это может раздражать и отвлекать учащихся, создавая психологические помехи в учебном процессе.

Как лучше оформить кабинет иностранного языка в школе?

Начнём с передней стены. Центральное место здесь принадлежит доске. На передней же стене рекомендуется размещать материал, регулярно используемый на уроках.

Справа или слева от доски можно поместить таблицу чтения гласных в различных типах слогов (открытом или закрытом). Можно повесить стенд «Today at the lesson», на котором выписаны ключевые слова и речевые образцы к уроку.

На одной из боковых стен желательно поместить стенд “Learn to Study”. Учащимся помогут советы – рекомендации для самостоятельной работы над языком.

Желательно иметь в кабинете стенды, имеющие профориентационное назначение. Это такой стенд, как, например, “Knowledge is Power”, на котором представлены фотографии лучших учащихся, отмечен перечень профессий, требующих знания иностранного языка.

В некоторых школах много места уделяется отечественному страноведению. Если эта информация в кабинете есть, то она должна:

  • регулярно обновляться;
  • занимать незначительное место;
  • быть новой и интересной.

Например, на стенде “Today in the World” можно выделить кармашек, в который будет вкладываться материал о жизни в нашей стране.

На задней стене кабинета размещают страноведческий материал: портреты знаменитых писателей, поэтов, художников англоязычных стран.

На этой же стене можно повесить карту мира на английском языке с надписью “The English language in the World” и обвести фломастером все государства, в которых английский язык является государственным. Здесь же хорошо разместить небольшие стенды “Great Britain”, “The USA”, “Canada”, “Australia”, “New Zealand”.

Особый интерес у школьников вызывает информация об английских музыкантах, современных рок-группах, классической музыке. Совсем недавно считалось, что «рок», «диско» и другие  современные музыкальные стили и направления оказывают на ребят отрицательное воздействие.

Сегодня взгляды меняются. Современные музыкальные стили являют пример оптимальной организации коллективного творческого взаимодействия. Повсеместно проводятся музыкальные фестивали на общеевропейском и мировом уровнях, на которых с успехом выступают и наши исполнители.

Создание в кабинете уголка игр стимулирует у детей интерес к изучению иностранного языка. Желательно, чтобы в уголке игр имелись куклы – персонажи сказок, пальчиковые и перчаточные куклы. С помощью них учитель восполнит дефицит общения на уроке, снимет психологический барьер между собой и учащимися. Используя куклы на уроке, учитель создаёт учебно-игровые ситуации, в которых ученик становится не пассивным зрителем, а частником представления.

В уголке игр в распоряжении ребят должны быть также ребусы, кроссворды, загадки, игры на развитие филологического кругозора (по типу «Поля чудес»).

Среди всех вариантов оформления учитель имеет возможность выбрать для своего кабинета то, что представляется ему более эффективным, нужным для работы и поддержания у детей интереса к иностранному языку. Профессиональное мастерство учителя, эрудиция, умение включать в работу учащихся – всё это поможет ему в создании и оформлении кабинета.

Таким образом, при изучении иностранного языка результаты труда и учителя, и учащихся в значительной мере зависят от того, какими средствами обучения располагает учитель и насколько умело он использует их в ходе обучения предмету.