Конспект урока по рисованию "Зимняя сказка" для учащихся 1–2-х классов

Разделы: Начальная школа


Тема:«Зимняя сказка».

Вид урока: рисование по памяти и представлению.

Тип урока: заочная экскурсия с элементами творчества.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.

Задачи:

  • Образовательные:закреплять умение изображать по памяти и представлению; формировать художественно-графические умения; знакомить с произведениями живописи и народного творчества; обучать навыку работы в смешанной технике.
  • Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; развивать ассоциативное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

– Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.

2. Актуализация опорных знаний

– Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.

1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)

2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)

4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)

5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)

Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.

– Какой красивая картина у нас получилась. Теперь можно подобрать название для неё. Как бы вы её назвали?

Зимушка-зима

– Что указывает именно на зимнее время года?
– Итак, вы уже на один шажок приблизились к разгадке темы урока. Ваши рисунки будут связаны с зимним временем года.

3. Вводная беседа в виде заочной экскурсии

– Ребята, а вы любите зиму? Почему?
– Красота русской природы в зимнее время года нашла своё отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов.
– А где можно увидеть произведения изобразительного искусства?
– Ребята, а вы хотели бы побывать на выставке?
– Давайте совершим с вами заочную экскурсию. Представим, что ваши парты превратились в электромобили на воздушной подушке. Построились в ряды и поехали!
– Называется наша выставка:

Зимняя сказка

– Вот и первый зал:

Зал живописи

Живопись – это изображение на плоскости посредством красок.

– Здесь представлены картины Уколова Владимира Алексеевича.

Можно подобрать слайды с картинами другого художника. Во время просмотра слайдов учитель зачитывает отрывки из стихотворений знаменитых поэтов, подходящие к этим картинам.

– Вот мы переходим во второй зал, который называется

«Фотовыставка»

– В третьем зале собраны произведения народного творчества.

Народное творчество

(Показать, например, вологодские кружева.)

– Нам осталось побывать в последнем зале. Здесь представлены работы необычного художника.
Оказывается, и у природы есть свои сказочные картины, и увидеть их можно на оконном стекле. Последний зал называется:

Сказка на стекле

– Пока вы, ребята, рассматриваете эти слайды, я прочитаю вам одно стихотворение.

Какой это мастер на стёкла нанёс
Деревья и травы, и заросли роз?
Сотворил он нежную снежинку,
Из воды создав хрустальный лёд.
На стекле узорную картинку
Кисточкой волшебной создаёт.
На одном стекле начертил узор,
На другом – серебром нанёс пышный бор.
Рано утром подойду к окну,
Буду в том бору слушать тишину.
Увижу, как дрожат веточки берёз.
Сказку на стекле начертил мороз.

– И вам, ребята, предстоит рисовать сказку на стекле. Вот вы и узнали тему урока.
– Сейчас мы будем возвращаться с выставки обратно, но не в класс, а в мастерскую волшебников.
По дороге вы должны немножко отдохнуть, поспать.

4. Физкультминутка – релаксация

Дети слушают классическую музыку, закрыв глаза. Можно включить, например, Свиридова «Зимний путь».

5. Объяснение учителя

– Вот мы и прибыли в мастерскую. Вам нужно, как настоящим художникам, одеться в специальную одежду для работы. А вот и ваши волшебные кисточки.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

– Посмотрите, какие прекрасные рисунки выполнили ребята из другого класса. Я и вас научу так рисовать, только смотрите и слушайте внимательно.
– Проверим, всё ли необходимое есть у вас на парте. В баночках приготовлена белая гуашь – любимый цвет зимы, а также кисточки, губки, салфеточки, трафареты, и модель оконной рамы. (Модели оконных рам выполняются из картонной рамки формата А4 и прозрачного файла)
– Итак, первый способ выполнения работы. Я беру сухую губку, обмакиваю её край в баночку с гуашью и начинаю наносить на прозрачное «окошко» фон.
Затем деревянным концом кисточки начинаю рисовать, пока не высох фон.
– Второй способ – рисование ворсистой стороной кисточки. Сухой кисточкой берём гуашь и мазками рисуем сказочные узоры, снежинки, деревья и т.д.
– Есть и третий способ – набивка по трафарету. Прикладываем трафарет, крепко держим и начинаем губкой выполнять набивку. Затем очень аккуратно убираем трафарет и узор готов.

6. Самостоятельная работа

Учащиеся, под руководством учителя, приступают к выполнению работ.

7. Итог урока

За несколько минут до звонка, учитель вывешивает на доску модель многоэтажного дома с окошками из чёрного картона, на котором будет собрана выставка детских работ.
(Окошки формата А4.)

– Ребята, посмотрите, какие тёмные, мрачные окошки у этого дома. Но мы ведь с вами волшебники и можем нанести сказочные узоры на каждое окошко. Скорее несите свои прекрасные рисунки со сказочными узорами и прикрепляйте на тёмные окошки этого домика. (В это время включить детскую песенку «Где водятся волшебники»)
– Итак, мы возвращаемся из мастерской волшебников обратно в наш класс. Садитесь за свои парты.
– Какая прекрасная выставка у вас, ребятки, получилась.
– А как можно назвать выставку?
– Конечно, «Сказка на стекле», ведь такова была тема нашего урока.
– Вы все, ребята, молодцы. Все выполнили свои работы на «отлично». Вот какие необычные оценки вам передала «Зимушка – зима».

Детям раздаются красивые блестящие снежинки с цифрой «5» в серединке.

– Урок окончен. Всем спасибо.