На протяжении всего существования школа №832 – центр различных педагогических исследований. Она славится традициями. Одна из главных задач школы была всегда и остаётся – это воспитательная работа.
В школе давно существует и отработана система воспитательной работы, которая включает следующие направления:
- Художественно-эстетическое и игровое.
- Гражданско-патриотическое.
- Нравственно-правовое.
- Работа с родителями и с общественностью.
- Спортивно-оздоровительное.
Мы рассматриваем работу школы как единое целое, где осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания через конкретные дела и в интересах ребёнка.
Все элементы воспитания – это не дань моде, а традиция нашей школы.
Красной нитью проходит через все направления системы воспитания – патриотическое воспитание. Вопросы патриотического воспитания были актуальны всегда, но особенно остро они встают сегодня – в годы перемен, когда рушатся установленные связи и массовое сознание подвергается испытанию новизной. Именно в это время, мы считаем, важно не растерять накопленное, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей Родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у учащихся качеств гражданина, патриота.
Данные качества включают в себя:
- любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;
- чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;
- сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину;
- трудолюбие, решительность;
- предприимчивость, хозяйственность;
- уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности.
Формирование в учащихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач и требует для своего решения определённой системы. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки. культуры и спорта создают реальные предпосылки для разработки мероприятий по патриотическому воспитанию.
Основные задачи патриотического воспитания в
нашей стране в последние годы решались в ходе
реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001–2005 годы», основной целью которой
было создание системы патриотического
воспитания. В целях выполнения данной
государственной программы была принята
городская программа «Патриотическое воспитание
молодёжи Москвы на 2001–2005 годы», и подпрограмма
Южного округа «Сыны Отечества».
Программы ориентированы на совершенствование
системы патриотического воспитания молодёжи
Москвы и определяют основные пути её развития и
основные компоненты, позволяющие формировать
готовность молодёжи к служению Отечества. При
этом учитываются опыт и достижения прошлого,
современные реалии и проблемы, тенденции
развития нашего общества.
На основе Государственной и городской программ, подпрограммы Южного округа в нашей школе разработана своя Программа патриотического воспитания.
Основные направления программы:
Направления |
Цель, задачи |
1. Духовно-нравственное | Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. |
2. Историко-краеведческое | Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. |
3. Гражданско-патриотическое | Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга |
4. Военно-патриотическое | Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотическог8о сознания. Идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. |
5. Героико-патриотическое | Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропоганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. |
6. Спортивно-патриотическое | Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины. |
Если целью патриотического воспитания является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше, то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей учащихся.
В начальной школе задачи патриотического воспитания включает:
- понятие о большой и малой Родине. Первоначальные знания о её истории, о людях, её делающих;
- формировать бережное и уважительное отношение к жизни и ко всему живому;
- привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
- формирование уважительного отношения к общественной собственности. К собственности другого человека;
- воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;
- воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.
В среднем звене в качестве основных воспитательных задач ставим следующие:
- знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;
- воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям;
- формировать понятие о труде на благо Родины;
- воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей, воспитывать чувство коллективизма.
Старший возраст учащихся требует более сложных воспитательных задач:
- воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;
- формировать высокий уровень духовного развития;
- воспитывать понимание наивысших ценностей и роли Росси в судьбах мира;
- воспитывать личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;
- помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;
- воспитывать способность к взаимодействию с окружающим миром.
Основные направления организации патриотического воспитания учащихся в школе:
Воспитание гражданских качеств:
- Урок (общественно-гуманитарный цикл).
- Формы внеурочной работы:
- факультативы и спецкурсы;
- экскурсии и походы;
- поисковая и научно-исследовательская деятельность;
- тематические классные часы;
- месячники (декады) военно-патриотической работы;
- проведение Вахты Памяти;
- встречи с ветеранами ВОВ;
- конкурсы, уроки мужества праздники… .
- Система дополнительного образования.
- Музей Боевой славы имени 6 бомбардировочного авиационного корпуса (6 БАК) под руководством Героя Советского Союза Полбина И.С.
Осуществлению этой программы способствует:
- наличие в школе музея Боевой славы;
- использование государственной символики в дни торжества;
- воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда, к пожилым людям;
- тесное взаимодействие с семьёй;
- проведение традиционных праздников: «день Знаний», «День города», «День защитника Отечества», «День Победы»;
- проведение традиционного смотра строя и песни; конкурса инсценированной военной песни;
- уход за могилой девушек-зенитчиц, оборонявших Москву;
- спортивные секции и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу и др.;
- участие в Московском городском конкурсе «Юные таланты Московии»;
- встречи с ветеранами войн, уроки мужества и классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне;
- тематические классные часы, посвящённые Дням Воинской Славы;
- связь с музеями Москвы; с музеями имени Полбина И.С. школ города Москвы и г. Барнаула;
- сотрудничество с ветеранами 2 Воздушной армии 6 БАК;
- акции «Милосердие», благотворительная деятельность;
- взаимодействие школы с другими учреждениями г.Москвы;
- допризывная подготовка юношей;
- туристические походы, поездки, экскурсии.
Всё это, является основой для высоконравственного человека, патриота своей Родины, человека-гражданина.
Результатом реализации данной программы является:
- степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- проявление гордости за своё Отечество. За символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
- их умением сочетать общественные и личные интересы;
- присутствие толерантности у учащихся;
- нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
- внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.