Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Материалы и оборудование:
- проекционный аппарат, экран, компьютер (ноутбук) для учителя;
- компьютеры для учащихся с установленной программой Macromedia Flash-8;
- Flash-ролик “Координатная плоскость” [3] (Приложение 1) для изучения и первичного закрепления нового материала;
- раздаточный материал (Приложение 2).
Знания и умения учащихся:
- знать основные понятия:
- координатная прямая,
- координата точки на координатной прямой,
- начало координат,
- положительные, отрицательные числа, число ноль;
- уметь:
- строить координатную прямую,
- определять координаты точек, отмеченных на координатной прямой,
- строить точки на координатной прямой по заданным координатам.
Предварительная работа:
- установка программы Macromedia Flash-8 на все компьютеры (если такова не установлена);
- установка Flash-ролика [3] (Приложение 1) на все компьютеры;
- установка проекционного аппарата, экрана (при необходимости).
Структура урока:
- Организационный этап:
- Этап повторения и актуализации опорных знаний по теме “Координаты на прямой”
- Этап изучения нового материала
- Этап контроля первичного усвоения знаний
- Этап предъявления домашнего задания
- Этап подведения итогов урока
– приветствие;
– постановка целей урока.
Ход урока
I. Организационный этап:
– приветствие;
Мы с вами уже знакомы с координатной прямой, знаем как она выглядит, как строится, обозначается. Кроме это, знаем как отмечать на ней точки по заданным координатам и как узнать координаты точек, отмеченных на координатной прямой. Тема сегодняшнего урока – “Координатная плоскость”. И ваша цель на сегодня:
– постановка целей урока (для ученика):
- понять основные понятия темы “Координатная плоскость”;
- научиться строить точки по заданным координатам и определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости;
- учиться сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
- совершенствовать умение формулировать ответы, используя строгость математического языка;
- учиться работать в группах;
- совершенствовать навыки работы с электронными пособиями.
II. Этап повторения и актуализации опорных знаний по теме “Координаты на прямой”
Фронтальная работа.
Работаем устно.
На боковой доске чертеж координатной прямой (Рисунок 1) с отмеченными на ней точками. (Можно этот чертеж продемонстрировать через проектор, вставив в слайд презентации)
Работая с чертежом, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
– Что изображено на доске?
– Что такое координатная прямая?
– Какая точка является началом координат?
– Что называют координатой точки на прямой?
– Какими числами являются координаты точек на прямой, расположенных:
а) справа от начала координат;
б) слева от начала координат?
– Какую координату имеет начало координат?
– Назвать координаты точек, отмеченных на координатной прямой.
III. Этап изучения нового материала
(Используется интерактивный подход в обучении – работа в малых группах.)
На этом этапе предполагается групповая (по 2-3 человека) работа учащихся за компьютерами с Flash-роликом “Координатная плоскость” [3] (Приложение 1) в разделах “Теоретический материал” и “Примеры”. Перед работой учащиеся получают устные инструкции от учителя и раздаточный материал с вопросами и заданиями. Учитель на этом этапе является координатором деятельности учеников, помогает ученикам в возникших затруднениях.
Инструкция учителя (может сопровождаться демонстрацией на экране):
На рабочем столе компьютера находится Flash-ролик “Координатная плоскость”, который нужно запустить. При работе с ним в разделах “Теоретический материал” и “Примеры” составляется конспект по вопросам, записанными у вас на розданных листочках (вопросы зачитываются вслух учителем, учащиеся сверяют правильность написанного у них на листочках с тем, что зачитывает учитель (Приложение 2)):
– Какие прямые называют системой координат на плоскости?
– Под каким углом они пересекаются?
– Какую точку называют началом координат?
– Какую плоскость называют координатной?
– Как называется пара чисел, определяющая положение точки на плоскости?
– Как еще называют координаты точки на плоскости и координатные прямые?
– Построить в тетради точки по заданным координатам из Примера 1, обращая внимание на все обозначения
После выполнения работы по составлению конспекта, сообщить об этом учителю для получения дальнейших инструкций.
IV. Этап контроля первичного усвоения знаний
(Используется интерактивный подход в обучении – работа в малых группах.)
На этом этапе продолжается работа учащихся в группах по 2-3 человека за компьютерами с Flash-роликом [3] (Приложение 1) в разделе “Проверь себя”. При работе учащихся в этом разделе, они сами проверяют, насколько правильно ими понята тема урока. Учитель на этом этапе также является координатором деятельности учеников, помогает ученикам в затруднительных ситуациях.
Рекомендации учителя для учеников (тоже можно сопроводить демонстрацией на экране): чтобы правильно выполнить задания из раздела “Проверь себя 2”, вы должны для наглядности у себя в тетрадях на координатной плоскости построить точки, с которыми вам предстоит работать в этом задании. Строить не обязательно всем. Можно построить кому-нибудь одному, остальные помогают. Но чертеж должен быть! Внимательно читайте правила ввода текста ответа на поставленные вопросы!
V. Этап предъявления домашнего задания
Домашнее задание задается учителем на его усмотрение.
Если Вы работаете по учебнику “Математика 6 класс”. Н.Я. Виленкин и др. [1] можно предложить следующее задание:
п. 45, выучить основные понятия темы;
для сильных учащихся – №№ 1401, 1398(1);
для учащихся среднего уровня обучения – №№ 1402,
1398(1)
VI. Этап подведения итогов урока
Фронтальная работа.
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Вопросы могут быть теми же, по которым учащиеся составляли конспект:
- Какие прямые называют системой координат на плоскости?
- Под каким углом они пересекаются?
- Какую точку называют началом координат?
- Какую плоскость называют координатной?
- Как называется пара чисел, определяющая положение точки на плоскости?
- Как еще называют координаты точки на плоскости и координатные прямые?
- Расскажите, как найти абсциссу и ординату точки расположенной на координатной прямой.
Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, анонсирует другой урок по этой теме.
Список литературы, электронных пособий, используемых при подготовке и проведении урока:
- Математика: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – Изд. 4-е. – М.: Издательство “Русское слово”, 1998.
- Зубарева И.И. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
- авторский Flash-ролик “Координатная плоскость” из Единой коллекции ЦОР (koordinatploskost (N 50586)): http://collection.cross-edu.ru:81/catalog/res/d42773eb-4b7e-100d-e4c4-a344150b8646/?interface=pupil&subject=28941
- Вместо Flash-ролика “Координатная плоскость” можно использовать электронное учебное пособие “Интерактивная математика 5-9”, © “ДОС”, 2002, © “Дрофа”, 2002.