Перспективный план студии по методу Монтессори – педагогики “Помоги мне это сделать самому”.
Цель студии:
- Формирование у дошкольников культуры питания;
- Привитие навыков культурного поведения за столом;
- Развитие коммуникативных качеств у детей;
- Развитие координации и мелкой моторики;
- Развитие самостоятельности у детей;
- Воспитание социально – активной, интеллектуально развитой творческой личности.
Срок проведения | Тема |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
.Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
- Интегрированное занятие: “Путешествие в мир овощей”.
Цель:
- сформировать у детей представление об овощах блюдах как полезных и вкусных.
- закрепить гигиенические навыки, связанные с приемом пищи, -способствовать освоению простейших кулинарных навыков.
Оборудование: столы, разделочные доски, ножи, овощи вареные, вилки, салфетки, фартуки, косынки.
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в овощную страну. Но чтобы попасть туда, нужно отгадать загадки:
- -Над землёй трава, под землёй - алая голова (свекла)
- -Весной одну закапывают, а осенью семью получают (картофель)
- -Как на нашей грядке выросли загадки, сочные да круглые красивые и крупные (помидор)
- -Сто одежек и все без застежек (капуста)
- -Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)
Воспитатель: Молодцы! А вы любите овощи? Расскажите, какие овощи у вас самые любимые?
Дети перечисляют названия любимых овощей.
Воспитатель: Да, ребята, ведь и лук и морковь и свекла, капуста, картошка, чеснок, помогают нам быть сильными и крепкими. И только овощи помогают нам стать красивыми. Вот такие замечательные овощи и полезные и вкусные на нашем столе (показ рисунков). А вы, знаете где выращивают овощи? (в огороде, в теплице). А какие блюда можете приготовить с использованием моркови? Свеклы? Картофеля и т.д.?
Дети перечисляют известные им блюда.
Воспитатель: Очень много блюд вы знаете. Но одно из них вы называли чаще всего. И это не случайно. Называется это блюдо -салат, в нем встречается сразу несколько овощей. Поэтому салат очень полезный и есть его нужно каждый день. Обычно салат едят за обедом.
Я предлагаю сегодня вместе с вами приготовить салат “Винегрет”.
Дети надевают косынки, фартуки, моют руки. Подходят к заранее подготовленным столикам где лежат необходимые для этого инструменты и овощи. Дети приступают к шинковке овощей после показа воспитателя. Воспитатель разъясняет ход работы, что за чем кладется, как размешивается. После того как салат готов, воспитатель вместе с детьми украшают салаты, (зверюшки из овощей: заяц, снеговик, цветы) и т.д. Затем приглашают гостей, проводится дегустация. Используют только специальную салатную ложку для того, чтобы положить салат себе в тарелку.
Воспитатель: Наше путешествие по овощной стране закончилось. Мы узнали много интересного об овощах, научились готовить салаты.
- Интегрированное занятие: “Отличные пшеничные”
Цель: Привить детям трудолюбие, умение работать в коллективе, знать про профессию пекаря.
Оборудование: столы, доски разделочные, скалки (каждому ребенку), чепчики, вырезные фигуры, посуда для теста, счетные палочки. Продукты :яйца, масло, сахар, мука, соль.
Методика проведения: Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, вопросы детям, чтение стихов, экскурсия в кондитерский цех (по месту работы одного из родителей).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто работает ночью? (ответы детей). А вот вы ночью что делаете?
Дети: Спим!
Воспитатель: А кто не спит?
Дети: Пожарные, милиция, скорая помощь!
Воспитатель: - Если вы встанете и включите свет, то ваша лампочка загорится. Электрический ток бежит по проводам беспрерывно. Мощные машины электростанций снаружи похожи на огромных черепах. Под их стальным панцирем скрыты турбины. Они вращаются и вырабатывают ток. Их нельзя остановить ни на секунду. Значит, здесь всю ночь работают механики.
- - На вокзале жизнь не затихает ни днем, ни ночью. Машинами управляют машинисты.
- - Если кому-то ночью станет плохо, если кто-нибудь заболел, врач скорой помощи мчится по вызову, не теряя ни минуты.
- - Всю ночь работают хлебозаводы. Ведь хлеб надо испечь к утру и развезти по магазинам. Тесто здесь месят машинами, но управляют этими машинами рабочие завода. Им ночью не до сна. И вот готовы румяные караваи и булочки!
Воспитатель беседует с детьми о хлебе. Что можно испечь из муки? Какие мучные изделия вы знаете? Сколько нужно вложить труда до того, как хлеб будет на нашем столе?
Игра “Назови каким бывает хлеб”.
Хлеб бывает: пшеничным, полезным, ароматным, ржаным, пышным, свежим, аппетитным, хрустящим, поджаренным, мягким, душистым, вкусным, сухим, пахучим, черствым.
Чтение стихов о хлебе.
Ребенок 1:
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый золотистый, словно солнцем налитой.
Ребенок 2:
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила наша,
В нем чудесное тепло.
Ребенок 3:
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна, хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно, потрудились на земле.
(Н.Семенова “Хлебушко”)
Ребенок4:
Поварята, по местам! Всем работу я задам.
Кастрюли несите,и сладости варите,
Муки не жалейте, яиц не жалейте,
Сметаны и сливок побольше налейте!
(А.Новаковская.)
Воспитатель дает задание детям написать слово “хлеб” из счетных палочек.
Физ.минутка:
Все, что только захотим,
Мы из теста смастерим, (хлопки в ладоши)
Руслан лепит колобок, (ладошки сложить “ковшиком”, и как бы лепить колобок)
А Дианка теремок, (соединить прямые ладони над головой, “крыша”)
Эльвина лепит разных рыб, (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо, влево)
Ну а Света – белый гриб.(одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки, “шляпка грибка”)
Воспитатель: Приступаем к приготовлению печенья!
Воспитатель напоминает что, готовить надо чистыми руками, и распределяет работу. Показывает замес теста. Готовое тесто делится на кусочки и раздается детям. Дети сами раскатывают его, сами вырезают фигурки. Потом угощают готовыми печеньями своих родителей.
- Развлечение с родителями “Вкусные истории”.
Ведущий: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на игровой программе “Вкусные истории”. Сегодня, когда то и дело встречаешь хмурые и озабоченные лица, видеть людей с доброй, приветливой улыбкой, счастливым взглядом всегда радостно и приятно! И так начинаем нашу программу. Я рада представить вам наших гостей (аплодисменты) и наши команды (аплодисменты). Команды я представлять не буду, они сейчас сами познакомят нас с собой (девиз, имена). Спасибо! Перед нами замечательные команды. Жюри.
Начинаем 1 конкурс: “Витаминная страна”
Ведущий: По названию нашей программы вы уже догадались, мы будем говорить о культуре еды, о культуре поведения, об этикете. Представьте, что мы попали в сказочную страну, где во всех словах есть звук “С”. В этой стране в первую очередь гостеприимные хозяева накрывают на стол, приглашают своих гостей. Вот сейчас нам нужно накрыть стол с теми предметами и продуктами, а которых есть звук “С” (картины и слова). Побольше фантазии.
Накрывают столы. Соки - апельсиновый, сливовый, ананасовый. Сухарики, сливы, сушки, сахар, арахис, сухофрукты (чернослив., абрикосы),сыр, сырники, салат из капусты. Конфеты - “Ласточка”, “Барбарис”.
Ведущий: В нашей сказочной стране угощают гостей начиная со старших. К взрослым надо обращаться по имени — отчеству: Какие вы правила знаете во время застолья ?
Дети и родители:
- “Когда я ем я глух и нем”,
- “говорить можно только после того, как прожевал”,
- я ем с закрытым ртом”,
- “локти на стол не клади”,
- “ешь не кроши — съел не проси” и т.д.
2 конкурс: “Сказочное ЛОТО”
Ведущий: Раз уж мы попали в сказочную страну, вы знаете много сказок? Сейчас мы сыграем в “Сказочное лото”. Ведущий называет первое слово или слог - дети отгадывают полное название сказки:
1 команда (родители). | 2 команда (дети). |
Сивка-..Бурка. | Гадкий-.Утенок. |
Конек-...... | Царевна-....... |
Дюй -....... | Доктор-...... |
Гуси-....... | Цветик-....... |
Красная-...... | Аленький-........ |
Заюшкина -...... | Бременские -...... |
3 конкурс: “Федорино горе”:
Вашему вниманию предлагается отрывок из детской сказки К. Чуковского “Федорино горе”.
И ответила посуда
“Было нам у бабы худо.
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!”
Ведущий: Угадайте, почему они убежали? (обсуждение родителей и детей)
Ведущий: Вам еще предстоит встреча с загадочной гостьей. Узнать ее вам поможет загадка:
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: “ Куда - куда?”
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда
Но отлично все кончается
Все на место возвращается
Все виновную прощают
Сладким чаем угощают.
Раздается стук, входит Федора.
Федора: Здравствуйте, Детки, здравствуйте гости ! Я уже поняла к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду и никто не обижается на меня. Посмотрите на меня я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. А сейчас поиграем.
Вам нужно назвать посуду, которая имеется в вашем домашнем хозяйстве. Называйте ласково, с любовью, чтобы посуда от вас не убежала. Молодцы! До встречи !
4 конкурс: “ Вперед по магазинам”.
Ведущий: Что-то вы засиделись. Не пора ли вам сходить по магазинам. Предлагаю, вам отправится в воображаемый магазин за картофелем. Перед вами корзины, в которые ваши дети должны перенести овощи, каждый в свою. Брать картофель надо ложкой, не помогая другой рукой. По количеству купленной картошки начисляется количество очков.
5 конкурс: “Приятного аппетита”.
Ведущий: Сходили по магазинам. Молодцы! Послушайте еще. Игра: “Что приготовить лисятам на обед?” .
Жили были два лисенка - братца. Как их звали? Придумайте, клички сами. Кличка одного лисенка должна быть короткой, другого длинной. Кто догадался, как их можно назвать?
- Уф, Тыш, Тоф, Рыж, Вэл, Тил.
- Рыжулик, Солнышко, Остроносик, Рыжихвостик. Кыш и Рыжулик.
Кыш любил все то, что называлось короткими словами, а Рыжулик с длинными словами.
Много забот у мамы с приготовлением обеда. Что кому готовить не знает помогите ей выбрать первые блюда! Что бы стал есть Кыш (щи, борщ, уха)? Проверяем хлопками ! Рыжулик (свекольник, рассольник, окрошку). Вторые блюда: Кыш - плов, рагу, кашу; Рыжулик - котлеты, голубцы, тефтели, яичницу. А на третье: Кыш - сок, квас, морс; Рыжулик - лимонад, мороженое, компот.
Гимнастика для глаз “Солнышко и тучки”
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)
Солнышко тучки – летучки считало:
Серые тучки, черные тучки,
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небо во всю засеяло, (поморгать глазками)
Продавало солнышко на веселой ярмарке,
Платья разноцветные, яркие – преяркие.
6 конкурс: “Раз-зернышко, два-зернышко”.
- Блиц турнир для детей — нужно определить разновидность круп.
- Блиц турнир для родителей “Полезные советы” - родители делятся советами (по кулинарии).
7 конкурс (для родителей): “Сервировка стола”.
Ведущий: Гости у порога.Самое время заняться сервировкой стола . Кто у вас дома этим занимается, прошу подойти к столу. Стол сервируют папы!
8 конкурс: “Любимые блюда”.
Ведущий: Назовите ваши любимые блюда! (команда родителей-команда детей)
Ритмический Танец “Большая стирка”. (под музыку в стиле диско. Автор – И.Меньшихина)
- Движение основное “Качалка”
- Движение 1 “Стираем”.
- Движение 2 “Полощем”.
- Движение 3 “Выжимаем”.
- Движение 4 “Встряхиваем”.
- Движение 5 “Прищепочки”.
Ведущий: Добра и удачи всем участникам!
Список использованной литературы:
- Богуславская Н.Е., “Веселый этикет”, Екатеринбург, АРД ЛТД: 1998
- Дыбина О.В., “Ознакомление дошкольников с секретами кухни”, М: 2003
- Журнал “Обруч” - №5, 2000
- Картушина М.Ю., “Логоритмические занятия в детском саду”, М: ТЦ Сфера, 2005
- Ляшко Т.В., “Через игру к творчеству”, Обнинск: 1994
- Насоскина С.А., “Уроки этикета”
- Тарабарина Т.И., “Оригами и развитие ребенка”, М: 1997
- Тарловская Н.Ф., “Обучение детей конструированию и ручному труду в мало – комплектном детском саду”, М: 1992