Методическая разработка игры-конкурса "Знаешь ли ты свой край?"

Разделы: Внеклассная работа


В данных рекомендациях даны советы по организации конкурсов, раскрыто содержание краеведческих заданий, дана методика использования различных игровых приемов при организации их как в условиях школы, так и в УДО.
Организаторам школьного конкурса следует дополнительно подобрать вопросы по истории родной школы, своего микрорайона ил поселка. Данный краеведческий материал может стать основным при выполнении командами домашнего задания.
В соревнованиях могут принять участие ребята разного возраста. Задача организаторов – верно подобрать вопросы с учетом знаний ребят в соответствии со школьной программой.
«Знаем ли мы свой край?» – этот вопрос могли бы задать не только ребята, но и педагоги, которые проверили свои знания в области краеведения.

Участники соревнований:

1 группа – учащиеся 5–6-х классов (дети 1 и 2 года обучения).
2 группа – учащиеся 7–8-х классов (дети 2 и последующих лет обучения).

Время проведения (примерное):

5–6 классы – 24 января
7–8 классы – 26 января

Условия соревнований:

В каждом классе выбирается команда из 5 человек, избирается капитан команды. Все участники соревнований за 10 дней до начала соревнований посещают учебу по краеведческим направлениям: история, природа, экономика, культуру родного края (занятия проводят методисты по краеведению и ТКД).
Каждой команде дается домашнее задание в период подготовки к соревнованиям.
Каждая команда имеет свое название, девиз, эмблему.

Содержание соревнований:

В соревнование «Знаешь ли ты свой край?» включаются различного рода конкурсы. Например:

– Разминка.
– Фотоконкурс.
– Блиц-турнир.
– Конкурс путешественников.
– Конкурс капитанов.
– Защита творческих работ (домашнее задание).

Участники показывают знания по истории, культуре, природе родного края. Жюри оценивает ответы ребят по 5-ти бальной системе, за нарушение командой правил конкурса  снимает очки.

Подведение итогов:

Жюри наглядно отражает итоги отдельных конкурсов, в конце игры (по сумме набранных баллов) объявляется команда-победитель. Она имеет право участвовать в межшкольных городских соревнованиях.

Советы организаторам:

  1. При проведении учебы для участников игры методисты должны раскрыть содержание различных тем, а не давать готовые ответы на поставленные вопросы.
  2. Время проведения соревнований не должно превышать более полутора часов.
  3. По окончании каждого конкурса жюри анализирует ответы команд и дает правильные ответы.
  4. Нужно обязательно поощрить как отдельных участников соревнований, так и команду в целом.

Содержание разделов конкурса «Знаешь ли ты свой край?»

История родного края

– История родной школы.
– Твой поселок, микрорайон, история его памятников, предприятий, улиц.
– Возникновение, основные этапы развития Альметьевска.
– Развитие промышленных предприятий города.
– Памятные места Альметьевска и Альметьевского района (своего города).
– Знатные люди города, района.
– История Татарстана в годы Великой Отечественной войны.

Природа родного края

– Географическое положение района.
– Водные артерии города, озера.
– Природные заказники.
– Животный мир.
– Лекарственные растения.
– Экология, способы определения загрязнения окружающей среды.
– Народные приметы.

Культура родного края

– Промыслы республики.
– Устное народное творчество.
– Традиционный татарский костюм, быт народа.
– Татарские праздники: Сабантуй, Байрам, Навруз. Обряды, связанные с ними.
– Культурные центры Татарстана.
– Отражение жизни татарского народа в литературе (стихи, повести, песни).

Приложение