В данных рекомендациях даны советы по
организации конкурсов, раскрыто содержание
краеведческих заданий, дана методика
использования различных игровых приемов при
организации их как в условиях школы, так и в УДО.
Организаторам школьного конкурса следует
дополнительно подобрать вопросы по истории
родной школы, своего микрорайона ил поселка.
Данный краеведческий материал может стать
основным при выполнении командами домашнего
задания.
В соревнованиях могут принять участие ребята
разного возраста. Задача организаторов – верно
подобрать вопросы с учетом знаний ребят в
соответствии со школьной программой.
«Знаем ли мы свой край?» – этот вопрос могли бы
задать не только ребята, но и педагоги, которые
проверили свои знания в области краеведения.
Участники соревнований:
1 группа – учащиеся 5–6-х классов (дети 1 и 2 года
обучения).
2 группа – учащиеся 7–8-х классов (дети 2 и
последующих лет обучения).
Время проведения (примерное):
5–6 классы – 24 января
7–8 классы – 26 января
Условия соревнований:
В каждом классе выбирается команда из 5 человек,
избирается капитан команды. Все участники
соревнований за 10 дней до начала соревнований
посещают учебу по краеведческим направлениям:
история, природа, экономика, культуру родного
края (занятия проводят методисты по краеведению
и ТКД).
Каждой команде дается домашнее задание в период
подготовки к соревнованиям.
Каждая команда имеет свое название, девиз,
эмблему.
Содержание соревнований:
В соревнование «Знаешь ли ты свой край?» включаются различного рода конкурсы. Например:
– Разминка.
– Фотоконкурс.
– Блиц-турнир.
– Конкурс путешественников.
– Конкурс капитанов.
– Защита творческих работ (домашнее задание).
Участники показывают знания по истории, культуре, природе родного края. Жюри оценивает ответы ребят по 5-ти бальной системе, за нарушение командой правил конкурса снимает очки.
Подведение итогов:
Жюри наглядно отражает итоги отдельных конкурсов, в конце игры (по сумме набранных баллов) объявляется команда-победитель. Она имеет право участвовать в межшкольных городских соревнованиях.
Советы организаторам:
- При проведении учебы для участников игры методисты должны раскрыть содержание различных тем, а не давать готовые ответы на поставленные вопросы.
- Время проведения соревнований не должно превышать более полутора часов.
- По окончании каждого конкурса жюри анализирует ответы команд и дает правильные ответы.
- Нужно обязательно поощрить как отдельных участников соревнований, так и команду в целом.
Содержание разделов конкурса «Знаешь ли ты свой край?»
История родного края
– История родной школы.
– Твой поселок, микрорайон, история его
памятников, предприятий, улиц.
– Возникновение, основные этапы развития
Альметьевска.
– Развитие промышленных предприятий города.
– Памятные места Альметьевска и Альметьевского
района (своего города).
– Знатные люди города, района.
– История Татарстана в годы Великой
Отечественной войны.
Природа родного края
– Географическое положение района.
– Водные артерии города, озера.
– Природные заказники.
– Животный мир.
– Лекарственные растения.
– Экология, способы определения загрязнения
окружающей среды.
– Народные приметы.
Культура родного края
– Промыслы республики.
– Устное народное творчество.
– Традиционный татарский костюм, быт народа.
– Татарские праздники: Сабантуй, Байрам, Навруз.
Обряды, связанные с ними.
– Культурные центры Татарстана.
– Отражение жизни татарского народа в
литературе (стихи, повести, песни).