Цели урока:
- Сформировать способность к сравнению долей.
- Тренировать навыки решения примеров на деление и умножение многозначных чисел.
- Развивать такие операции мышления как анализ, обобщение, сравнение, классификация.
- Воспитывать у учащихся интерес к математике, чувство товарищества, математически грамотную речь.
Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):
- научиться сравнивать доли;
- закрепить изученные приемы деления и умножения многозначных чисел.
Оборудование:
- Л.Г. Петерсон, математика, 4-й класс. Учебник-тетрадь в 3-х ч., издательство “Ювента”, 2002.
- лист белой бумаги (квадрат размером 16х16),
- ножницы,
- два цветных карандаша (синий и красный).
- лист бумаги с числовым отрезком.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (1–2 мин.)
- Над какой темой мы работаем? (Доли).
- Как вы считаете, вы все уже знаете про доли? (Нет).
- Правильно, ребята! Мы еще не все знаем про доли. Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще одно открытие про доли, а какое вы об этом узнаете позже.
- Прочитайте высказывание Нивена: "Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед".
- Как вы его понимаете? (Чтобы понять новый материал, нужно самому активно работать на уроке, а не смотреть, как это делает твой сосед).
- Да, ребята, нельзя изучать математику, не включаясь в работу, а наблюдать со стороны как это делает твой сосед.Тогда за работу!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности (5–6 мин.)
а) Актуализация мыслительных операций.
– На доске записаны выражения:
36 : 2 | 36 : 4 | |
738 : 123 | 738 : 6 | |
288 : 12 | 288 : 24 |
- Что общего в этих выражения? (все выражения на деление, делимое в выражения одинаковые)
- Чем они отличаются? (разные делимые)
– Не вычисляя, сравните выражения.
- 36 : 2 > 36 : 4
- 738 : 123 < 738 : 6
- 288 : 12 > 288 : 24
– Каким правилом вы пользовались? (При одинаковых делимых, чем больше делитель, тем частное меньше) .
б) Тренировка в записи, чтении и изображении долей на числовом отрезке.
- – Что называют долями? (Равные части целой мерки).
- – Прочитайте доли? (Запись на доске 1/25, 1/6, 1/10, 1/3, 1/18).
- – Как по-другому можно назвать полрубля, полночь? (Половина или )
- – У вас на столах листочки с числовым лучом. Отметьте на нем .
- – Как по-другому можно назвать четверть литра, четверть часа? (Четвертая часть или ).
- – Отметьте на луче .
в) Индивидуальное задание:
– Молодцы! Вы хорошо разобрались, что такое доли, умеете их читать и изображать на числовом отрезке. А теперь я предлагаю вам решить самостоятельно следующую задачу.
Дыня весит 7 кг. Что тяжелее этой дыни или ? (ПРОБЛЕМА!!!)
- – Итак, что тяжелее? < , > )
- – Мнения разделились. Кто же из вас прав?
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (1–2 мин).
- – Какое задание вы выполняли? (Сравнивали и ).
- – Почему это задание вызвало затруднение? (Мы не умеем сравнивать доли).
- – Значит, какую цель мы должны достичь на уроке? (Научиться сравнивать доли).
- – Кто назовет тему урока? (Сравнение долей).
4. Построение проекта выхода из затруднения (8–10 мин).
- – У вас на столах лист бумаги и ножницы. Как вы думаете для чего? (Для работы).
- – Правильно. Представьте, что это наша дыня. Как нам найти ? (Согнуть лист пополам).
- – А ? (Еще раз согнуть лист пополам).
- – Закрасьте часть синим цветом, а - красным цветом и вырежьте их.
- – Каким способом предлагаете их сравнить? (Наложением).
- – К какому выводу пришли?( > ).
- – Какое правило можно вывести для сравнения долей? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля. Чем меньше долей, тем больше каждая доля).
- – Сравним наше правило с правилом учебника на с.68. Оно у нас совпало? (Да).
- – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить из заготовок эталон к нашему правилу. (1/м > 1/б).
- – Вернемся к нашей задаче. Так кто же из детей прав? (Тот у кого > ).
- – А теперь посмотрите на наш числовой отрезок. Скажите, а он мог нам как - либо помочь? (Да. Чем левее число на отрезке, тем оно меньше, чем правее, тем больше)
5. Физминутка ( 2–3 мин).
6. Первичное закрепление во внешней речи (4– 5
мин).
– Мы с вами сделали открытие, а теперь цель
нашей работы? (Потренироваться).
- № 4(а). Расположи в порядке возрастания числа. Ответ: 1/15, 1/12, 1/10, 1/7, 1/5, 1/3.
- № 4(б). Расположи в порядке убывания числа: Ответ: 1/2, 1/3, 1/4, 1/8, 1/9, 1/16,1/25.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4–5 мин.)
- – Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальней шей работы? (Проверить свои знания).
- – А как мы их будем проверять? (Выполним самостоятельную работу).
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, по окончании работы сравнивают свою работу по эталону).
1 вариант. | 2 вариант | |
Сравни |
||
1/6 и 1/18 (>), 1/100 и 1/25 (<), | 1/19 и 1/3 (<), 1/37 и 1/60(>), | |
и 1/20 (>), | и 1/10 (>), | |
1/а и 1/с, где а > с (<) | 1/б и 1/ д, где б>д (<) |
- – Выполнили работу? Что будем делать дальше? (Проверять работу). Для чего нужно проверять свою работу? ( Чтобы убедиться правильно мы ее выполнили или допустили ошибки).
- – Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “+” или “?”
- – Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…). В чем причина?
- – Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон)
- – Исправьте их. Поднимите руки, у кого все верно.
- – Вы молодцы! Поставьте себе “+”.
8. Включение в систему знаний и повторение( 4–5 мин).
– Мы с вами хорошо потрудились над новым материалом, и я предлагаю вам вспомнить материал прошлых уроков и выполнить на повторение № 14 на с.69. У доски работает ….
Вычисли:
- 186438 : 46 = 4053
- 8090 * 2005 = 16 000 000
9. Рефлексия учебной деятельности.
- – Какую цель мы ставили вначале урока? (Научить сравнивать доли).
- – Достигли мы ее? (Да).
- – Какое правило мы получили? (Чем меньше долей, тем больше каждая доля).
- – Что вам помогло при выполнении с.р.? (Эталон).
- – Кому на уроке было трудно? Вы преодолели свою трудность?
- – Попробуйте оценить свою работу? Работу класса?
- – Покажите жестом, понравился ли вам урок.
- – Спасибо.