Прошедшие –
В настоящем –
Ради будущего.
Основная идея (задача): провести через всё занятие мысль о том, что если страницы прошлого, нашей истории отражены в музыке, литературе, живописи, то их связь с настоящим нерасторжимее, крепче.
Оформление:
- портреты Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина;
- репродукции картин: А. Корин “Александр Невский”;
- И. Глазунов “Задонщина” (комплект) (Рисунок № 1, 2).
Книги по теме (музыкальный материал):
- А.П. Бородин увертюра к опере “Князь Игорь”.
- Н. А. Римский – Корсаков симфоническая картина “Сеча при Керженце”.
- С.В. Рахманинов “Концерт для фортепиано с оркестром” № 2.
- А. Холминов “Фуга” (исполняет учитель музыки).
- Песни: С. Боханцев “Не подкачай, вороной”.
- М. Грачев “Всадники мчались”.
Урок начинается с того, что учитель предлагает вспомнить и напеть знакомые фрагменты из опер, рассказывающих о борьбе русского народа против завоевателей (под аккомпанемент фортепиано). Песни и вокальные фрагменты разучиваем заранее с основной группой участников встречи.
- “Улетай на крыльях ветра”.
- “О, дайте, дайте мне свободу”.
- “Ты одна, голубка Лада”.
- “Ты взойдешь, моя заря”.
- “На Руси большой, на Руси родной не бывать врагу”.
– Назовите композиторов, названия произведений.
- (1–3) - “Князь Игорь” Бородин – опера
- 4 - “ Иван Сусанин” Глинка - опера
- 5 - “Александр Невский” Прокофьев) - кантата
Эта музыка постепенно начала нас вводить в мир такой далекий по времени, но близкий по своей внутренней наполненности. Принцип “Прошедшее в настоящем” провозгласил Мусоргский. В наши дни он обретает несколько иное, более полное звучание: “Прошедшее – в настоящем – ради будущего”.
– Как вы это понимаете? (Связь времён, когда прошедшее – процесс, начавшийся в определенную эпоху, нацеленный на наше время, наше восприятие и способный развиваться дальше, в будущем, ради будущего).
– Эта связь прослеживается в песне “Не подкачай, вороной”. Исполняем песню. Приложение 1.
Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова. Из них 18 лет с остановками и перерывами сочинялась опера “Князь Игорь” после неожиданной смерти Бородина.
15 февраля 1887г. Римский-Корсаков перевёз к себе все нотные рукописи Бородина. По памяти делал наброски того, что не успел Бородин. Глазунову поручили по памяти записать увертюру к опере “Князь Игорь”, которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которую так и не успел записать. Опера начата в 1869 г., премьера в 1890г.
Издревле Русь испытывала трагические потрясения под ударами степных кочевников. Отстраивалась Русь годами, а разрушалась в одночасье…
В ярких музыкальных образах увертюры предстают перед нами герои оперы. Вот князь Игорь. Медленно проходит тема его печальных размышлений о судьбах Родины.
Темп меняется, приближаются половцы, воинственные трубные сигналы. Возникает пленительная гибкая восточная мелодия – тема Кончаковны, дочери хана Кончака.
И снова Игорь, но не печальный, а бесстрашный. Широко льётся тема любви Игоря и Ярославны (слушаем).
“Сеча при Керженце”
…Мчатся кони ордынские,
скачут полчища со всех сторон...
Через 14 лет после премьеры “Князя Игоря” Римский-Корсаков пишет оперу “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Опера построена на легенде, относящейся к эпохе монголо-татарского ига.
XIII век. Предан, обречен великий град Китеж, нет ему спасения перед несметными полчищами врагов – лиходеев. Ан нет – расступается мать сыра земля и прячет в глубинах своих праведный град, не дает в надругательство злым ворогам жён несчастных да детей малых. Симфоническая картина “Сеча ...” рисует бои русских с татарами.
- – Что будет составлять содержание этой картины? Столкновение 2-х непримиримых образов.
- – Какое будет развитие в музыке, как взаимодействуют темы? Конфликтное развитие, борьба, столкновение.
Верно, в основе симфонической картины – конфликтное сопоставление 2-х начал, 2-х музыкальных образов: русские и татары.
- Песня русской дружины “Поднялася с полуночи”.
- Историческая песня “Про татарский полон” характеризует татарское войско (наигрываю 2 темы).
Начинается “Сеча” темой вражеского нашествия. Затаённая тревога – враг подкрадывается. Музыка напоминает конский топот. Слушаем фрагмент.
Появляется тема русской дружины, затем татар. Обе темы переплетаются, звучат с одинаковой силой. Силы неравны. Бой краток, затихла русская тема. Скорбные суровые вздохи звучат в оркестре, рисуя трагическую картину безмолвного поля брани, усыпанного телами славных китежан – погибших, но не сдавшихся врагу.
– Что увидели, слушая? Римский-Корсаков музыкальными средствами сумел ярко изобразить картину боя, видим атмосферу смертельной схватки с врагом.
“Сечу” называют непревзойдённым по силе и масштабу произведением “батальной” живописи в музыке. (Баталия (франц.) – битва). В середине “Сечи” - темы переплетались, звучали одновременно, это было полифоническое развитие.
– Почему Римский-Корсаков сочинил “Сечу” как симфонический антракт между 1 и 2 картинами 3-го действия? (Разве можно создать большое историческое полотно – картину боя в условиях сцены?). А в симфонической музыке образы получили полную свободу развития.
– Представьте, что вы в театре, занавес закрыт. Каждый зритель и слушатель сам представляет эту картину боя … (Слушаем полностью.)
– Занавес раздвигается, трагический исход боя слушателю уже ясен. Но вступает в свои права легенда, в которой народ творит желаемое, не принимает зло. Китеж становится невидим врагу.
Римский-Корсаков остается верен избранной теме, ставшей лейтмотивом его творчества: преклонение перед величием мира и человека, воспевает идеал, который для него не что иное, как Красота и Добро.
Зло – это разрушение всего – и души, и искусства. Сердце Римского-Корсакова как сердце всего русского народа “не приемлет зла”.
– Что объединяет “Сечу” и оперу “Князь Игорь”? (Героический дух народа, стойкость, любовь к Родине, душевная красота).
– Что объединяет Бородина и Римского-Корсакова? (Любовь к русскому народу, любовь к истории, к народным песням. Оба из “Могучей кучки. Несли людям правду, правдиво передавали историю).
Тему монголо-татарского нашествия и освобождение Руси из-под золотоордынского ига оригинально осмыслил в живописи народный художник И. С. Глазунов. Искусство Глазунова доносит до нас основную правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров.
Живописный язык исторических произведений Глазунова, пожалуй, в наибольшей мере созвучен языку Блоковской поэзии:
Я слушаю рокоты сечи
И трубные клики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Звучит “Фуга” Холминова (Приложение № 2), а на экране сменяют друг-друга слайды “Задонщина” в произведениях И. Глазунова:
“Канун”, “Поединок Пересвета с Темир-мурзой”, “Штурм града”, “Победа”, “Два князя”, “Дмитрий Донской”.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Летописцы, писатели, художники, композиторы предметом своего внимания делают личность конкретного человека, подчеркивают её особую значимость в мироздании, её ответственность за судьбу Отчизны.
Давайте послушаем как эта тема отражена в литературе (см. выставку книг, обзор делает библиотекарь).
Звучит начало концерта № 2 С. Рахманинова.
Вот и опять колокола …Они кричат по дальним весям,
Больнее самых чутких песен опять кричат колокола …
И музыка, и живопись, и литература, прозвучавшие сегодня на нашей встрече рассказали не только о походе князя Игоря, или нашествии Батыя, но о судьбе всего народа. Это они – прославленные князья и безвестные ратники – сохранили в жестоких испытаниях, неравных битвах для нас, их потомков, родную землю. И помогли им в годины лихолетий высокоразвитое чувство долга, мужество, благородство, любовь к родной земле!
…Под небом близким и родным знать, вновь мы что-то потеряли.
И вновь, потерями страдая, взываем в колокол к живым.
Не просим почестей, наград – тревогу лишь и дух нетленный.
Чтоб сердца маленький набат услышался по всей вселенной.
Вот и опять колокола … Они кричат по дальним весям …
Их нет надрывней, нет чудесней.
И |
С Е Р Д Ц Е |
Н Е |
П Р И Е М Л Е Т |
З Л А ! |
“Сердце не приемлет зла” - это, пожалуй, главное сегодня для всех нас.
- Пусть кричат колокола, пусть мчатся всадники, но лишь для того, чтобы гордо и бесстрашно беречь беззащитный сон детей! (Исполняем песню “Всадники мчались”).
"Всадники мчались".
Слова народные. Музыка М. Грачева
Всадники, всадники, по степи да мчались всадники.
По степи да мчались всадники, Эй!
Всадники мчались (3) ой да на рысях,
Наводя на врага в рубке беспощадной
В грозной атаке дрожь и страх!
Для того нам дала Родина шашки,
Для того нам дала быстрых коней,
Чтобы мы гордо и бесстрашно
Берегли безмятежный сон детей! …
Список использованной литературы:
- Л. С. Третьякова “Героика в русской музыке”. – М.: Знание, 1985. – 128 с.
- Б. Григорович “Слово о музыке”, Москва “Просвещение”, 1990г.