Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной, проворной рукою:
Хочу для грядущих столетий
Покорно и честно служить…
К. Бальмонт
Мы все мечтаем о хорошей школе, о том, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребенка. И огромная неоценимая роль в этом отводится классному руководителю. От того, как будет чувствовать ребенок себя в школе, будет зависеть и успешность его образования, а значит, возможность найти свое место в нашем прекрасном мире. Самому ребенку войти в самостоятельную жизнь трудно. Научить, направить, помочь, посоветовать может классный руководитель. Это он – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей
Свою воспитательную работу я представляю как Вселенную. Презентация
В её центре - личность ребенка, вступающая во взаимодействие с окружающим миром. Этот мир на схеме передаётся образом земного шара, который строится на принципах: принятие ребенка как данности, субъективность, ориентация на общечеловеческие ценности.
Мой ребенок шагает в большой мир, не забывая, что он личность, часть общества, радость и благо своей семьи. На схеме - это основные направления моей воспитательной работы – индивидуализация, самоуправление, семья.
Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков.
Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию. Формы и методы индивидуальной работы с учащимися различны.
- Это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности;
- рисуночные методики "Нарисуй человека", "Несуществующее животное", "Метод пиктограмм";
- анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
- индивидуальные беседы с учащимися - “Посекретничаем?”;
- коллективные беседы или “Поговорим начистоту”: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “Культура мира. Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”, “Настоящий мальчишка, какой он?” и др.; “Поезд настроения”; классные часы.
Изучение особенностей каждого ученика помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность.
Хочу поделиться с вами своими находками.
Упражнение “Снежинка” можно предложить как детям, так и родителям в 1-м классе.
- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
Продолжите, пока будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Об этом я веду разговор и с детьми и с родителями, учу их быть терпимыми к недостаткам других.
Передо мной мои первоклассники. Первые встречи и первые трудности: дети такие разные. Почему так нелегко моим первоклассникам? В чем причина, что Стас беспечно бросает портфель, Юля до сих пор не нашла себе подругу, а Роман сидит как мышка, вжавшись в парту? На помощь приходит “Поезд настроения”. Он каждое утро встречает моих малышей. В окошко глядят 22 ученика (фотографии). Ребята вставляют в свое окошко воздушный шарик такого цвета, с каким настроением они пришли в школу. По окончании учебных занятий, ученики могут изменить цвет шарика в зависимости от настроения. Это помогает мне подойти индивидуально к каждому, вызывает на откровенность. Помогают и принципы классного руководителя, рожденные самой жизнью:
- Хочу, чтобы школа стала для детей школой успеха. Постараюсь все сделать для этого.
- Хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду относится к детям так, как бы хотела, чтоб они ко мне относились.
- Так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
- Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому буду стараться понимать и принимать детей.
- Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому буду терпелива к ошибкам детей.
- Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому позволю детям приобретать собственный опыт.
- Черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
- Не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому буду стараться смягчить удар.
- Чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
И чтобы это у меня получалось, я не забуду:
- входить в класс с улыбкой;
- при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;
- буду всегда выдержанна, терпелива, уравновешенна, внимательна;
- вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;
- что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности;
- постараться вселять в ребенка веру в себя;
- радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;
- не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей;
- жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.
- нести детям добрую энергию.
Воспитание и обучение – неразделимые понятия. Маленькие открытия во время урока помогают делать большое дело. Минутками праздника стал придуманный мною прием “Портрет”.
Как быстро запомнить имена товарищей по классу и подружиться? Дарим на уроке обучения грамоте портреты детей с их именами, веселыми стихами.
Алёна, Аленочка
Милая девчоночка,
Смешливая, задорная
И в труде упорная!
Алина любит танцевать
Любит школу посещать
Любит маму целовать
И с сестричкою играть
Мои первоклашки с таким нетерпением ждали дня, когда будем знакомиться с буквой, на которую начинается их имя, и они получат портрет в подарок! Наконец, с самой первой встречи со своими воспитанниками я веду дневник классного руководителя. Здесь вся необходимая информация о ребенке, которая пополняется по ходу проведения диагностик, анкет, наблюдений, бесед и т.д. Вся информация о классе заложена в компьютер. Это позволяет автоматизировать процесс учета данных об учениках, родителях, проводить мониторинги успеваемости и заболеваемости, иметь постоянно перед глазами объемный материал.
Первое знакомства в первом классе свершилось. Я вижу, что у меня в руках необыкновенно разноцветная палитра детских душ. У кого-то уже заметны способности к музыке - Горбатенко Елизавета и в музыкальную школу ходит, кто-то любит рисовать – Хухаева Настя и Маслова Анна не пропускают ни одного занятия в Школе искусств. Юлиана с Александрой танцуют все переменки, отрабатывают танцевальные движения – они ведь занимаются в студии “Надежда”. А вот Денис очень подвижный, суетливый, но теперь я уже могу предположить источник его поведения и направить в нужное русло. У каждого человека есть талант. Его только надо “откопать”. А для этого у каждого школьника надо выявить не только интересы, наклонности, способности, но и, наконец, таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственно-этическую, оздоровительную. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Один в поле не воин – гласит пословица. Один человек вообще не может быть. Самоуправлению ученического коллектива отвожу одно из первых мест.
Придерживаюсь принципа: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”
Как сделать так, чтобы учиться было интересно? В конце каждого учебного года я провожу интеллектуальные игры, и дети настроены на них с самого начала учебного года. Так, заканчивая 1-й класс, мы провели Гиннес-шоу “Самый, самый…”, во втором классе “Самый умный ученик 2-го класса”. Строгое жюри, родители, назвали самых ловких, умных, воспитанных, аккуратных и т. д. ребят, вручив диплом каждому.
Учимся не только ради отметок. Так уже с первого класса ребята ведут переписку с авторами учебников УМК “Перспективная начальная школа” и стали активными членами клуба “Ключ и заря”. Дети отвечают на олимпиадные вопросы, рисуют, делятся своими впечатлениями о прочитанном с героями учебников, принимают заочное участие в заседаниях клуба “Ключ и заря”. Маслова Анна в этом году начала вести переписку по Интернету. Участвуем в Интернет- игре “Эрудиты планеты".
Третье направление в моей воспитательной системе – это "семья – первая ступенька социализации и самосознания ребенка", и она играет главенствующую роль. Добиваясь сознательного отношения к учебе, труду, поступкам от детей, я и с родителями начинаю работу с создания родительского самоуправления. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет, и создаются группы: “Творчество”, “Фонд класса”, “Наш дом”, “Услуги”, которыми руководит председатель родительского комитета класса. Родительский актив сменный т. е. меняется ежегодно. Каждый родитель поработает в составе родительского комитета, раскроет свои способности. Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.
Мои принципы общения с родителями
- Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Стараюсь использовать различные формы работы с родителями - собрания – конкурсы, праздники, круглые столы, встречи за чашкой чая, Дни открытых дверей. Только нашими “семейными” праздниками считаю “День моей семьи”, “Мир наших увлечений и взаимоотношений”, на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования.
Новой формой проведения родительского собрания считаю медиасобрания. В процессе подготовки родительского собрания я собираю, обобщаю материал по теме собрания, готовлю интерактивную презентацию с фотографиями, графиками, диаграммами. Такая форма позволяет родителям увидеть направления нашей совместной работы. “Воспитай отличника”, “Гиперактивный ребенок”, “Воспитание сознательной дисциплины”, “Здравствуй, страна Знаний!”, “Прощай, 2 класс!”- тематика собраний разнообразна и вытекает из пожеланий, вопросов родителей.
Провожу родительские собрания и консультации через районную общественно-политическую газету “За новую жизнь” (родители говорят, что читают эти статьи всей семьей), газету “Первое сентября” , на сайте Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2003-2007г.
В любом доме есть свои традиции, есть они и в нашем лицее. Мы не прерываем связь с дошкольными учреждениями. Желанные гости у нас в классе воспитанники детских садов. Для них ребята проводят праздники “Мы школьниками стали”, экскурсии по школе. А праздник “Прощание с начальной школой” проводится для всех параллельных выпускных классов. Каждый классный руководитель готовит буклеты для своих выпускников: собранные за четыре года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это оформляется в красочный альбом и является неожиданным сюрпризом для детей. На праздник приходят все родители, подводится итог за четыре года совместной работы.
Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах. В этом году принимали участие в празднике “С днем рождения, лицей” 5 семейных команд класса. “ Мы очень болели за наших мам и пап! Как же здорово соревноваться с родителями!”, “Я тоже захотела поучаствовать с папой в конкурсах. Уговорю его на следующий год обязательно!” - это строки из школьных сочинений.
Особое место в работе с родителями отводится мониторингу. На протяжении всего периода начальной школы ведется сбор информации через анкеты, тесты, диагностики. Он помогает увидеть проблемы семей, выявить недостаточные знания по каким-либо вопросам, предотвратить нежелательный результат. Системное проведение диагностик помогает установить между мной и родителями отношения доверия, искренности.
При переходе детей в среднюю школу, разрыва в наших отношениях не происходит. И, что интересно, меня они уже воспринимают не как учителя-наставника, а как своего старшего авторитетного товарища, к которому можно всегда обратиться за советом.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души. Ведь я – классный руководитель - посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей. И очень хочется, чтобы в наших жизненных условиях профессия классного руководителя не теряла своего особого значения и призвания “сеять в душах благодать”!