Цель праздника: формирование межкультурного общения родителей и детей через совместное творчество.
Задачи праздника:
- воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, дедушкам, бабушкам;
- развивать творчество учащихся;
- расширять знания о прошлом семьи;
- формировать культурные традиции в общении между детьми и взрослыми.
Ход праздника
На фоне мелодии “Родительский дом”
Учитель: Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, папы и мамы, девочки и мальчики. Сегодня мы проведём семейный праздник “Корабль друзей”. Всех нас объединяет одно слово, которое часто будет звучать на вечере – “семья”. У каждой семьи есть своя история, своя родословная.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был показать своё дворянское происхождение, доказательством которого и служило рыцарское родословное дерево. Вот что оно из себя представляет. Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делится на две условные ветви: справа рисовался герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской линии. Для того, чтобы составить своё родословное дерево, нужно было хорошо знать семьи своих предков. Вот и пригласили мы целые семьи, чтобы дети увидели, как папам и мамам, дедушкам и бабушкам интересно быть рядом всей семьёй. А что такое семья?
Ученики (мальчик и девочка):
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает , украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
Учитель: Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Семья, по определению, данному в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, - это группа живущих вместе близких родственников. Сколько же их этих родственников? Давайте считать.
Ученик: (читает стихотворение “Раз, два, три, четыре” А. Кардашова)
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавицы живут
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой зовёт её другой.
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей.
И называет мамой
Мужчина младший самый.
Учитель: Дома вы нарисовали свои генеалогические древа. На каждом из них ваши близкие родственники и предки. А знаете ли вы их, мы сейчас и проверим.
Загадки о домочадцах. (Приложение 1.)
Мы разделились на 4 команды-семьи, и в каждой команде есть мама, папа, бабушка, дедушка, сын и дочь. Вам было дано задание придумать название и девиз вашей семье и составить небольшой рассказ о ней. Члены каждой семьи попробуют примерить на себе такие социальные роли, которые до этого только представляли себе со стороны. А наши мамы, папы, бабушки и дедушки вам в этом помогут. А еще у нас есть помощник, он живет в каждой семье.
Домовенок Кузя: Привет ребята, здравствуйте дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здравствуйте дорогие гости! Мы вам рады! Молодцы, что пришли! Все тут. Ну, папа, мама - это все знают, а вот у моего начальника Нафани даже дядя есть!
Учитель: Ой, нашел, чем хвастать. Да ребята лучше Нафани знают своих родственников, правда, ребята?
Конкурс 1. “Семейный кроссворд” (команда получает по баллу за каждое угаданное слово) Приложение 2.
- Теща - это ... жены.
- Сестра мужа.
- Муж дочери.
- Отец жены.
- Брат мужа.
- Дочь брата или сестры.
- Мать мужа - “святая кровь”.
- Сестра жены.
- Сестра мамы или отца.
Домовенок Кузя: Какие умницы! Да, оказывается, у нас много ребят из больших семей, которые ценят и уважают своих родственников. Людмила Валентиновна, как вы думаете, а наши семьи так дружны, что понимают друг друга с полуслова?
Учитель: Не знаю, но это можно легко проверить.
Домовенок Кузя: Заставить выучить азбуку Морзе?
Учитель: Зачем?
Домовенок Кузя: Ну, чтобы понимать без лишних слов, по жестам.
Учитель: Ни к чему тут азбука Морзе, сейчас мы проверим сплоченность наших семей.
Домовенок Кузя: Ой, а как это?
Управдом: Вот, например, папы редко помогают на кухне, поэтому наш первый конкурс для них.
Конкурс 2. “Папа может все, что угодно” (задание выполняют “мальчики-папы”, проверяют настоящие папы). Задание исполняется под фонограмму песни “Папа может…” Представьте себе такую ситуацию: маму срочно вызвали в командировку, и все домашние обязанности легли на папу. А утром дочку нужно вести в детский сад. А ребенок должен быть аккуратно одет и причесан. А времени на все это очень мало. Папам нужно за две минуты заплести дочек. (“Папы-мальчики” заплетают косички дочек-девочек.)
Домовенок Кузя: Зато у наших мам золотые руки, они не только стирают, чистят, моют, но и кормят всю семью, и приготовить пищу могут даже с закрытыми глазами.
Конкурс 3. “Лучше мамы друга нет” (отвечают “девочки-мамы”, проверяют настоящие мамы). Импровизированные тарелки (одноразовые) разбиты на две части. На одной части написано начало рецепта, на другой - окончание. Задача “мам-девочек” - правильно соединить рецепты с закрытыми глазами.
Учитель: Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет. “Мама” - первое слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя. Мать любит своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бездарного, окруженного славой и неудачника. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. Самая бескорыстная любовь — любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, редкое исключение, ошибка природы. “Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем”- гласит мудрое старинное изречение.
Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна, Всех дороже мне она.
Люблю тебя, мама, За что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и свету, и дню,
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама, Ты лучший мой друг.
Ни усталости не зная, Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила, У кровати пела нам.
Первой нас она учила Добрым, радостным словом.
Кто кручинится, когда мы отчаянны подчас.
Сколько радости у мамы, Если кто–то хвалит нас
Сколько мук ей было с нами, И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы – О любви своих детей.
Исполнение песни “Мама” из кинофильма “Волк и семеро козлят”.
Домовенок Кузя: Кто больше всех любит деток? Конечно же, наши бабушки!
Сценка двух бабушек. Приложение 3.
Конкурс 4. “Бабушкины загадки” (команда получает по баллу за каждую угаданную загадка). Приложение 4.
Игра “Лучики”. На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам ласковое слово и рисует лучик.
Учитель: Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек на всей планете. На нашем семейном празднике присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков не меньше, чем бабушки. А внуки в свою очередь дорожат их вниманием.
Ученик:
Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!
Конкурс 5. “Дедушкины пословицы, или народная мудрость гласит”. (Учащиеся собирают пословицы и получают по 1 баллу за каждую правильно собранную пословицу)
Каждой команде дано по три пословицы, нужно их собрать. Приложение 5.
- “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
- “Дом без хозяйки сиротка”.
- “Не нужен клад – коли в семье лад”.
- “Кто детям потакает – тот потом слезу проливает”.
- “Дом вести – не бородой трясти”.
- “Семья сильна – когда над ней крыша одна”.
- “Семья в куче – не страшна и туча”.
- “В хорошей семье – хорошие дети растут”.
- “Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Конкурс 6. “Поющая семья” (конкурс оценивается по пятибалльной системе)
Спеть всей семьей с караоке детскую песню.
- 1 команда — “Вместе весело шагать по просторам”
- 2 команда — “Улыбка”
- 3 команда — “Когда мои друзья со мной”
Домовенок Кузя: Семейная жизнь - необыкновенный труд. Иногда, сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми, где-то даже дерзкими и часто своим поведением или словом огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить свое поведение по отношению к близким людям. Я хочу каждому подарить памятку “Правила заботливого и любящего сына (дочери)”. Приложение 6. И мы говорим нашим дорогим трудолюбивым “пчелкам”, то есть родителям, огромное спасибо, что вырастили и воспитали таких замечательных, талантливых детей.
Учитель: И недаром русский народ посвятил семье такие пословицы и поговорки:
- - Семья в куче — не страшны и тучи.
- - На что и клад - коли в доме лад.
- - Когда семья вместе - так и душа на месте.
- - В семье и каша гуще.
- - Один в поле не воин.
- - Хорошо в гостях, а дома лучше.
- - Дома и стены помогают.
- - Мой дом - моя крепость.
Учитель: Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи.
Конкурс 7. “Юные поэты” (конкурс оценивается по пятибалльной системе).
Домовенок Кузя: Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
А пока семьи стараются стать поэтами, мы побеседуем со зрителями.
- Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).
- Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).
- Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).
- Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна) .
- “Чем меньше женщину мы любим, тем…” (легче нравимся мы ей.).
- Закончите известное выражение М. Горького “Дети – это живые цветы…” (земли).
- Автор “ Свадебного марша”? (Мендельсон).
- Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
- Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).
- Кто такая свояченица? (сестра жены).
- Что такое бутоньерка? (маленький букет).
- Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).
Домовенок Кузя: Заслушаем, что у нас получилось, (семьи читают стихи). Молодцы, у всех получилось просто замечательно. Не всегда получается быть улыбчивым, но этому можно научиться. Неплохой тренировкой этого качества являются частушки. В исполнении наших детей прослушайте частушки о семейных делах. Приложение 7.
При подведении итогов можно провести дополнительный конкурс “Устами младенцев”, когда маленькие дети пытаются объяснить понятия “дом”, “семья”, “родители”, “бабушка”, “дедушка”, “домочадцы”, “домашний очаг”, команды должны угадать, о каком понятии идет речь.
Учитель: Семья - высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть -
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
На этом наше семейное плавание подошло к концу. Спасибо за ваши улыбки и счастливый смех. Берегите свою семью! Сделайте своих близких счастливыми! А пока мы подводим итоги нашей семейной регаты, в исполнении всех ребят прозвучит песня “Дом родной” о любимой школе, ставшей для всех вторым домом. Приложение 8.
Домовенок Кузя: Ну а мы желаем вам огромного семейного счастья, попутного ветра, семь футов под килем, пусть в вашем доме никогда не смолкает детский смех и не гаснут огоньки ваших лучезарных глаз.
Баллы команд записываются в сводную таблицу игры. Приложение 9.
До новых встреч!
Библиографический список
- Внеклассные мероприятия: 6-й класс/ Авт.-сост. О.Г.Черных. -М.:ВАКО, 2008.-256с.
- Малкова Н.Г.Классный час и в шутку и всерьез, Ярославль, Академия развития, 2006.-144с.
- Остер Г. Вредные советы
- Смешные рассказы о школе для КВН/ авт.-сост. В.Надеждина.-Минск: Харвест, 2007.-64с.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М.: “Академия”, 1996.-216с.