Цели:
- Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей.
- Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
- Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: индивидуальная, групповая
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
ХОД УРОКА
Презентация. Слайд 1
Слайд.
Учитель математики:
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня 6 февраля,
День недели – среда.
Сегодня проведём
У вас урок такой,
Который будет посвящён
Интересной особе одной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.
Что же это за особы, о которых пойдёт речь?
Ответы учеников: Дроби. Слайд
Учитель: Да, конечно же, это дроби. А что вы уже знаете о дробях? Давайте с вами поработаем устно. Слайд
- Устный счёт
Задание 1. Из предложенных дробей, назовите правильные дроби, а теперь неправильные дроби. Итак , ….Слайд
Задание 2. Даны дроби. Расположите дроби в порядке возрастания, а затем – в порядке убывания. Слайд
Задание 3. Слайд. Определите координаты точек на данном координатном луче: дан координатный луч с началом в точке и имеющий координату 0, единичный отрезок равен семи клаткам. Определите координаты точек А, В, С, и Е.
Итак, точка А имеет координату …
- точка В имеет координату …
- точка С имеет координату…
- точка Е имеет координату…
Ответьте мне на такой вопрос:
- Где на координатном луче располагаются натуральные числа?
- Где обыкновенные дроби?
- А где смешанные числа?
- Задание 4. Из предложных чисел назовите натуральные числа, обыкновенные дроби и смешанные числа. Слайд.
Слайд. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби.
Слайд. Современное обозначение дробей берет свое начало в странах Древнего Востока. В древнем Египте дроби записывали в виде палочек – это были целая часть, а палочки в два раза меньше – означали дробные части. В Древнем Китае впервые появилась черта дроби.
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский в 1002 году. У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.
– Что же это за числа? Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока. Слайд
- Организация учащихся по принятию познавательной задачи
Итак, записываем в тетради число, классная работа
- О чём же сегодняшний урок?
- Что мы хотим узнать о десятичных дробях?
Одной из учениц нашего класса было заранее дано дополнительное задание: подготовить сообщение об истории десятичных дробей. И так Наташа пожалуйста ….
Слайд. Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:
2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Слайд. Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в 15 веке. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 – 14 веках.
Слайд. Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге французского математика Ф.Виета десятичная дробь записана так
2 135436 – дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Слайд. Лишь в конце 16 века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла Симону Стевину. Он излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании “устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов.”
Слайд. 1571г – Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592 г. – в записи дробей впервые встречается запятая. 1703г – в России учение о десятичных дробях М.В. Ломоносов.
Слайд.
Учитель математики: давайте и мы с вами попробуем поработать с десятичными дробями и ответим на вопрос действительно ли “устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов” как говорил и писал Симон Стевин.
- Усвоение новых знаний.
Выполним математический диктант. Слайд.
- Проверим себя, правильно ли вы справились с заданием? Слайд.
- Чем похожи эти числа?
- Назовите целую и дробную часть каждого числа. Слайд. (Числа со знаменателем 10, 100, 100 и т.д, условились записывать без знаменателя).
- Как же записать и прочитать десятичную дробь
Работа над алгоритмом строится как своеобразный диалог между учителем и учеником, в котором компьютер служить демонстратором.
- Первичное применение приобретённых знаний. Слайд
- Применение учащимися знаний в нестандартных условиях. Слайд.
Учитель информатики:
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Дружно встали.
Пересели?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов продолжать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Все ль правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Перед вами на мониторе несколько пользователей. Входи в пользователь “Ученик”. Теперь на рабочем столе нашли папку “Давай повторим”. Открыли её. Вам предложено два задания.
Первое задание тестовое Слайд.
Задание 1. Дана следующая таблица. Необходимо найти правильную запись десятичной дроби и выписать соответствующую ей букву в специально отведённую для ответа ячейку.
Что же будет являться вторым заданием? Для этого давайте повторим с вами ранее изученный материал
В Древней Руси в качестве единицы измерения длины применялась косая сажень, а для измерения массы – золотник.
- А какие сейчас существуют единицы измерения длины, массы и времени?
Единицы измерения. Слайд.
Длины | Массы | Времени |
1 км = 1000 м | 1 т = 1000 кг | 1 час = 60 мин |
1 м = 100 см | 1ц = 100 кг | 1 мин = 60 сек |
1 см = 10 мм | 1 кг = 1000 г | 1 час = 3600 сек |
Слайд. Вернёмся ко второму заданию. Рассмотрим на следующем примере как его выполнять
Итак:
- Какую птицу называли птицей легендой?
Вам дано 7 м…. Вы должны выполнить цепочку математических действий, но при этом не забыть о единицах измерения длины. Полученное вами числовое значение и будет ответом на поставленный вопрос.
Выполните похожее на персональном компьютере. При этом обратите внимание, что к соседу смотреть не стоит, у него совсем другое задание. Слайд с музыкой.
Итак, проверяем вашу выполненную работу. Пожалуйста, первый вариант …, Слайд. Второй вариант …. Слайд. Третий вариант … Слайд
Слайд . Ребята нам остался последний этап: оценить свою работу.
- Кто оценил свою работу на “отлично”?
- Кто оценил свою работу на “хорошо”?
- Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
Нажмите на надписи соответствующие вашей самооценке. Приложение 2
- Обобщение изученного материала. Задание на дом.
Учитель математики: Слайд
- Вернёмся к поставленным в начале урока целям.
- Какие из них мы выполнили?
- Что мы мы ещё делали? (Работали на компьютере)
Мы с вами сегодня не только разобрали как читать, записывать десятичные дроби, но и использовали современные компьютерные технологии при закреплении изученного материала
- А вот вашим домашним заданием. Слайд
- Подведение итогов работы на уроке. Слайд
Учитель математики:
Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать задачи по данной теме.
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!
Урок окончен. Презентация. Заключительный слайд.