Урок по окружающему миру "Исторические события в России", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой и Сталинградским сражением.
  • Показать важность данных событий для истории страны.
  • Воспитывать любовь и гордость детей за страну, в которой они живут, за народ, одержавший великую победу в Великой Отечественной войне, за своих прадедов, принявших участие в войне.

Оборудование:

  • Учебник “ Мы и окружающий мир” Казаков А. Н., Дмитриева Н. Я.
  • С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
  • А. Митяев. Тысяча четыреста восемнадцать дней. Москва. “Детская литература” 1987 год.
  • Использование ИКТ.

Презентация

1.

Введение в урок.

-Как называется день торжества, установленный в честь или в память кого – чего - нибудь?

-Праздников у нас много. Государственные праздники отмечаются всей страной. Семейные праздники - в семье. Но есть очень важный праздник, который отмечают “со слезами на глазах”. Он и государственный, и семейный, так как память о тех событиях хранится в каждой семье.

Праздник
-Как вы думаете, какой это праздник Высказывания детей
2. Актуализация знаний.
  • Конечно, это День Победы. Когда отмечают его?
  • А вы знаете, почему праздник носит такое название? Об этом и поговорим на уроке.
  • 9 Мая
  • Одержали победу над фашистами в Великой Отечественной войне
9 Мая страна отмечает День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 года.

Майский праздник – день Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят

 
-Почему дедушки надевают ордена? -Они воевали, ордена – это их награды. Погибло много людей на войне
3.Тема урока. Сегодня поговорим о важных победах в Великой Отечественной войне.

Тема: Великая Отечественная война. Битва под Москвой и Сталинградом

 
4. Этап усвоения новых знаний.

Презентация (слайды 1–4)

Ранним утром 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. В истории её называют Великой Отечественной войной. Великой, потому что она была очень большой по размаху. Отечественной, потому что весь народ поднялся на защиту своей страны. А страна, как вы уже догадались, по-другому называется Отечество. Внезапный удар фашистов был страшен: десятки тысяч убитых, пропавших без вести красноармейцев и мирных жителей. Словарная работа над понятиями:
  • Немецко-фашистские войска,
  • Великая Отечественная война,
  • страна,
  • Родина,
  • Отечество.
Несмотря на отчаянное сопротивление Красной Армии, фашисты быстро продвигались вперёд. (слайд 2) Битва под Москвой и Сталинградом
В сентябре они подошли к Москве. (слайд 3)  
Гитлеровский офицер писал в письме дяде: “Я вижу в бинокль Кремлёвские башни. Получен приказ готовить парадную форму для торжественного вступления в столицу. Надеемся уже завтра быть в Москве. Обещаю всем прислать богатые подарки”. (слайд 4) Показ на карте.

Москва, чёрные стрелки - фашистские войска, направляющиеся на столицу.

-Москва. Чем она была и есть для советского народа? -Столицей, самым главным городом. Всем городам мать.
- Мог ли позволить русский народ, чтобы на улицах главного города оказались враги?

165 дивизий было направлено на защиту родной столицы.

-Нет
Презентация (слайд 5–10) Создавались народные ополчения из рабочих, инженеров, студентов для защиты города. (слайд 5) Войска, создаваемые в помощь армии на добровольных началах.
Здесь стояли насмерть кавалеристы Доватора (слайд 6), конное войско.
танкисты Катукова (слайд 7),  
воины 8 гвардейской дивизии генерала Панфилова. Город сражался, боролся, оборонялся (слайд 8).

Запомните имена отважных защитников Москвы.

Гвардия - лучшие войска.
Виктор Талалихин. 21 октября 1941 года в ночном бою он таранил фашистского бомбардировщика, который бомбил Москву. В одном из боёв Герой Советского Союза Виктор Талалихин погиб смертью храбрых (слайд 10). Таран - атака противника, нанесение удара самолётом по самолёту врага
Презентация (слайд 11–13) Зоя Космодемьянская.

Всё небо объято грозою,
Стрельба в Подмосковье слышней.
Прощается школьница Зоя
С любимой Москвою своей.
Мешок вещевой за плечами,
Но он не велик, не тяжёл,
Уходит она с москвичами,
Куда приказал комсомол.
Ушла. Ни письма, ни привета
Не шлёт наша Зоя домой.
И вот у Петрищева где-то
Выходит тропинкой лесной.
Идёт на опасное дело
В холодной предутренней мгле.
Синичка спросонья запела,
Петух прокричал на селе.
Немецкие ко Поджечь и скорее уйти.
Но спички в руках не послушны-
Они отсырели в пути.
А мама, наверное, дома.
О, как ты далёк этот дом!
Гори, разгорайся солома,
Высоким горячим костром!
Не солнце встаёт из тумана-
То склады фашистов горят.
Ждут Зою друзья- партизаны,
Но ей не вернуться назад.
Ей руки верёвкой связали,
Её на допрос повели,
Там били её и пытали,
Но волю сломить не могли.
На страшную казнь под конвоем
Босая, ступая на снег,
Шла гордая школьница Зоя,
Российский простой человек!
И взглядом своим, умирая,
Она ободряла народ.
И слава, как песня живая,
В народе о ней не умрёт.

Партизаны - народные мстители, сражающие, на территории, занятой фашистами.
Презентация (слайд 14) 28 героев из дивизии генерала Панфилова сражались на подступах к Москве. Группа истребителей танков заняла позицию у разъезда Дубосеково, что в 118 километрах от Москвы. Прежде, чем они отразить мощную танковую атаку, им пришлось выдержать многочасовую схватку с фашистскими автоматчиками.

Фашисты решили стереть с лица земли окопы, раздавить солдат танками. К бойцам прорвался политрук Василий Клочков. 14 танков подбили панфиловцы, остальные повернули назад.

Не успели отдохнуть, а на них уже лавина из 30 танков движется. Вот тут-то и произнёс Клочков: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”

Всё меньше героев оставалось в живых, но оставшие продолжали сражаться. Победа или смерть, другого выбора у них не было. Почти все герои погибли, но не пропустили фашистов к Москве.

Благодаря самоотверженности и геройству русского народа фашисты под Москвой были разбиты. Рассеялся миф о непобедимости немецко-фашистской армии.

 
(Слайд 15) 5 декабря прозвучал приказ: “Вперёд!”   Советские войска начали контрнаступление -Обратите внимание, рассеялись чёрные стрелки. Видите, красные стрелки идут в разных направлениях от Москвы.

Это наступление советских войск.

5. Закрепление.

1 этап.

(Слайд 17)

Имена, каких героев вы запомнили?

Но это ещё не конец войны. Фашисты решили прорвать оборону на Волге, чтобы к Москве подойти с юга. В июле 1942 года они вышли к Сталинграду. Началась Сталинградская битва. Прочитаем о ней.

Страница 46, 3 - 5 абзацы.

Ответы детей.

Слайд с именами героев

6. Закрепление.

2 этап.

  • Чем закончилась для фашистов эта битва?
-Поражением
 
  • Могла ли она закончиться иначе?
-Наверное, нет.

Храбро сражались русские солдаты и офицеры, за Волгой для них земли не было. Сражались, пока держали оружие в руках

Физкультминутка.    
7. Краеведческий материал. А вы знаете, что Сталинградское сражение называют не только битвой, а и побоищем. Ведь именно в нём с обеих сторон принимало участие свыше 2 миллионов человек. Победа под Сталинградом дала людям веру в спасении мира.

Но ты, фашистская Германия,
За всё сполна ответишь нам!

 
Слайды. Герои: Клёстов, Хорошков, Макаров, Перцев. Героизм русских людей ради победы над фашистами не знал границ.

Среди них и наши земляки. Это прадедушки учеников моего 4 “А” класса, которые защищали Москву и Сталинград.

 
Слайд 23 1418 дней и ночей шла битва с фашистами. Около 27 миллионов в ней погибло русских людей.  
 
  • Что узнали о празднике Победы?
Отмечают 9 Мая.
 
  • Какую победу одержал русский народ?
Победу в войне против фашистов
 
  • Как назвалась война, в которой одержали победу?
Война называлась Великой Отечественной.
  9 Мая - Великий праздник, праздник Победы. В этот день мы чтим память тех, кто погиб за нашу Родину.  
8. Домашнее задание. Война вошла в каждый дом. Каждая семья потеряла в этой войне родных, близких, друзей, знакомых.

Вам задание:

  • Узнать, кто из ваших родственников участвовал в этой войне?
  • Рассказать о них на следующем уроке, заполнив лист “Крупицы памяти”.

Достаньте лист из файла, рассмотрите его. Выполнять это задание вы будете с родителями, как и задание о родословной семьи. Они обязательно помогут вам.

Задание для дома. Анкета “Крупица памяти”. Приложение
9. Итог урока. День Победы – священный праздник советского народа. Я рассказала вам о двух великих победах советского народа в этой войне.  
Слайд 24 -О каких? Ответы детей.

Обращаю внимание на тему урока

  Изучая историю, вы подробнее узнаете о событиях Великой Отечественной войны.

Достаньте из файла маленький листок. Перед вами предложения, дающие оценку работы на уроке. Перечитайте их, выберете для себя те, которые определяют вашу работу. Отметьте на листе, обведя цифру.

  1. Узнал много нового и интересного.
  2. Появилось желание узнать больше о Великой Отечественной войне.
  3. Лучше стал представлять, что такое война.
  4. Не узнал ничего интересного.
  5. На уроке мне было неинтересно.
  6. После урока я обязательно расспрошу родных о рассказанных событиях.
  7. У меня появилось чувство гордости за свой народ и Родину.
  8. Я устал на уроке, мне трудно было сидеть.

Ответы помогут мне разобраться, понятен ли вам материал урока, интересен ли он для вас, какое ваше отношение к теме урока.

 
Слайд 26 Урок подошёл к концу.Какие пожелания вы дали бы жителям планеты?

Сегодня на уроке я пыталась приблизить события 1941- 1945 годов. Мы должны помнить защитников земли русской, наших предков, гордиться ими.

Урок закончен.

-Война – это смерть и горе. Берегите мир!

Презентация