Организация лингвистического отряда на базе пришкольного летнего лагеря дневного пребывания

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Ежегодно во время каникул в нашей школе организуется лагерь дневного пребывания для школьников. В лагере дети занимаются в различных кружках детского творчества, участвуют в соревнованиях и разнообразных конкурсных программах. Наблюдая за летним отдыхом детей, я пришла к выводу, что пришкольный лагерь дает прекрасную возможность обучать английскому языку школьников в игровой форме, используя техники и приемы, для которых на уроке не всегда находится время. Следует отметить, что большую часть отдыхающих в лагере составляют младшие школьники, которые, как известно, имеют очень высокую мотивацию к изучению иностранного языка, но занимаются им всего лишь два раза в неделю. И ежедневная практика, особенно в привлекательной и интересной детям форме, в условиях отдыха позволяет не только закрепить языковой материал, усвоенный в течение учебного года, но и способствует формированию у детей коммуникативной компетенции.

Обучая английскому языку на уроке или во внеурочное время, я всегда стараюсь задействовать все способности детей и все каналы восприятия, которыми они обладают: зрительный, слуховой, эмоциональную и эстетическую память, использую упражнения, которые не только тренируют интеллект, но вовлекают чувства, ощущения, жесты, мимику, движение, воображение, взаимоотношения с другими людьми. К сожалению, в условиях урока это не всегда бывает осуществимо в полной мере. А во время отдыха нет необходимости заботиться о прохождении программы, о накоплении отметок, можно дать возможность каждому ребенку чувствовать себя успешным вне зависимости от того, правильно ли грамматически и фонетически он отвечает.

Во время учебного года в рамках проектной деятельности учениками восьмых и девятых классов была проделана предварительная подготовка к открытию лингвистического отряда. Одна группа старшеклассников организовала рекламную кампанию, конкурс на лучшее название отряда и девиз, другая группа изготовляла различные пособия для игровой деятельности. Дети с удовольствием записывались в лингвистический отряд, даже те, кто в школе изучает немецкий язык. Отряд назвали “Eagles”, the motto was “Eagles are brave, eagles are high, eagles fly to the sky”. Радости и гордости не было границ, когда лидер отряда на общей линейке перед всем лагерем рапортовал старшему вожатому по-английски. Хочу отметить, что в отряде была значительная часть детей из неблагополучных семей, конфликтных, слабоуспевающих, но они с огромным интересом и даже азартом принимали участие в играх, групповой деятельности.

В основу работы была положена технология “Утреннего Сбора”, которая успешно применяется педагогами дошкольного образования и в начальной школе во всем мире. Ее целью является не столько традиционное образование (понимаемое как набор знаний и учебных навыков), сколько развитие социальных умений и навыков, способности участвовать в жизни гражданского общества. Практика “Утреннего Сбора” позволяет в полной мере осуществить личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Данная технология направлена на то, чтобы научить детей делать выбор, брать на себя ответственность за свои решения, искать творческие подходы, уважать индивидуальные особенности и способности своих одноклассников, уметь работать в команде, мыслить критически и независимо. “Утренний Сбор” прост в организации, он позволяет создать Сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу, такую атмосферу в отряде, в которой легко и уютно существовать каждому.

В основе практики “Утреннего Сбора” лежат способность к сотрудничеству и дружба, забота друг о друге, свободный обмен идеями и опытом. Это основа групповой работы. “Утренний Сбор” это спланированная, структурированная акция, играющая важнейшую роль в ежедневной работе по организации классов заботы и ответственности. Учителя признают значение “Утреннего Сбора” в жизни учеников и отводят по 20-25 минут в начале дня, для того, чтобы установить позитивный настрой в своих классах на весь школьный день”. [с.7,1] В условиях школы весьма проблематично осуществлять подобную практику в учебное время, тем более для обучения учебному предмету, но она эффективна для формирования способности общаться, то есть коммуникативной компетенции. Дети учатся слушать, что говорят другие, говорить так, чтобы другим было понятно, решать проблемы с помощью слов, договариваться и вносить свой вклад в общее дело.

В условиях работы лагеря лингвистическому отряду приходилось свои мероприятия согласовывать с режимом дня других отрядов. Часть “Утреннего Сбора” – приветствие и обмен информацией - проводилась после утренней линейки до завтрака, а групповую деятельность, подвижные игры, сказки и истории приходилось сочетать с кружковой работой, различными общелагерными мероприятиями.

“Утренний Сбор” традиционно состоит из четырех компонентов: приветствие, обмен информацией, групповая деятельность, ежедневные новости. Каждый из этих элементов позволяет ученикам осваивать целый ряд академических и социальных умений, развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки каждого ребенка.

Приветствие – первый компонент “Утреннего Сбора”. Оно позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость. Все члены отряда приветствуют друг друга вежливо и уважительно, сидя в круге лицом друг к другу, обращаясь друг к другу по имени. Это позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль отношений в группе. Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.

Приветствие может быть как вербальным, так и невербальным. Во время приветствия нужно обращаться друг к другу по имени, с уважением, учитель приветствует первого ребенка, показывая образец, затем этот ребенок обращается к следующему, пока каждый не будет назван по имени и каждого не поприветствуют. Существует множество веселых, занимательных приветствий: можно использовать прилагательные на букву имени, пантомимические изображения, песни, считалки, вербальные и невербальные приветствия, выбор зависит от возможностей детей.

Варианты приветствий

  • “Моего друга слева зовут…”, и весь отряд здоровается с тем ребенком, которого назвали.
  • Каждый по очереди выходит в круг и приветствует остальных по-своему, не повторяясь, остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
  • Можно вырезать из желтой или оранжевой бумаги “солнышко” - круг и лучики, так чтобы лучики были отдельно. Расположить “солнышко” в центре, а лучики раздать детям. Каждый ребенок здоровается с тем на кого он направляет свой лучик, таким образом, видно с кем еще не поздоровались.
  • Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, цветок.
  • Можно здороваться, изменяя очередность в круге: например, через одного человека в круге.
  • На карточках написать имена присутствующих. Каждый выбирает себе карточку и приветствует того, чье имя на ней написано.
  • Можно приветствовать “секретными” знаками – подмигнуть, моргнуть определенное количество раз. Каждый без слов приветствует так соседей, пока сигнал не обойдет всех и не вернется к первому отправителю.
  • Приветствуем по алфавиту, обращаясь по именам в алфавитном порядке, если кто-то ошибся, начинаем сначала.
  • Математическое приветствие: поприветствовать соседа и произнести условия задачи, учитель устанавливает предварительно критерии. Например, “Hello, Kate! One plus four.” Катя отзывается, приветствуя имя автора задачки и называя ответ.

Приветствие задает спокойный и доброжелательный тон для следующего компонента “Утреннего Сбора” – обмена информацией.

Во время этого этапа дети задают вопросы, обсуждают темы, которые их интересуют, чтобы больше узнать друг о друге. Выбирается несколько детей, которые будут отвечать, а остальные либо задают вопросы, либо комментируют услышанное. Для организации этого этапа заранее были приготовлены карточки с условными значками: вопрос и восклицательный знак. Эти карточки складывались в коробочку и дети сами вынимали по одной карточке. Если доставался вопросительный знак, ребенок должен был задать вопрос, если восклицательный – нужно было прокомментировать что-либо из услышанного или высказать свое мнение. Такая практика дает детям опыт публичного выступления, позволяет научиться слушать других, относиться терпимо к чужому мнению.

За этим относительно спокойным этапом следует третий компонент “Утреннего Сбора” – групповая деятельность. Нужно сказать, что поскольку все этапы проводились на английском языке, в 20-25 минут все четыре этапа никак не укладывались. Приходилось вместо групповой деятельности кратко сообщать ежедневные новости, то есть план на текущий день, объявлять тему дня, выбирать, а иногда назначать, персону дня, предлагать задания для выполнения в течение дня. Тема дня определяла выбор лексики для использования и тренировки. Например, если объявлялась тема “Животные”, то в групповой деятельности использовались рифмовки с названиями животных, были задания изобразить животное, рисовались плакаты о животных, а в конце дня подводился итог тому, что дети сделали и узнали.

Целью работы в группе является ее сплочение, поэтому в ней нет элемента соревновательности. Игры и упражнения помогают учиться кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Организуя групповую деятельность, важно включить в нее игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, языковые игры и упражнения, математические игры и упражнения, естественно-научные эксперименты, а так же музыку, песни, стихотворения. Следует учитывать уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.

Варианты групповой деятельности

 

  • Touch blue. Ведущий произносит команду. Каждый должен дотронуться до синего цвета на своей или чьей-то одежде, до любого предмета синего цвета. Дотрагиваться можно рукой, пальцем, локтем, головой, коленкой, бровями, любой частью тела. Затем ведущий произносит другую команду, например, “Touch red”. Нужно дотронуться до красного, не теряя контакта с синим.
  • “There is a free seat on my right. № 14 come and sit with me.” Всем участникам раздаются карточки с номерами. Участники садятся в круг, стул справа от ведущего свободен. Ведущий произносит свою фразу. Ученик с номером 14 садится справа от ведущего, освобождая свое место. Игру продолжает тот ученик, рядом с которым оказалось свободное место. Вместо номеров можно использовать лексику любой тематики, заменив карточки с цифрами на иллюстрации.
  • The estimate jar. Нужно угадать, сколько, например, пуговиц в прозрачном контейнере. Можно каждый раз записывать все версии на листе бумаги, а затем скрепить листы – получится “The Class Book of Estimates”.
  • The jump rope challenge. Раздаются скакалки, засекается время, например, 1 минута. Количество прыжков каждого ученика записывается, затем все прыжки суммируются. В течение последующих дней прыжки продолжаются, учащиеся отслеживают свои личные результаты и результат класса.
  • Represent 20. Нужно придумать, каким способом можно представить число 20. Например, 10+10, 10*2, 3*6+2, 24-3-1.
  • Musical chair. Пока играет музыка, все ходят вокруг стульев, составленных кругом. Музыка останавливается, каждый должен найти место, чтобы сесть. После каждой остановки один стул убирается, пока не останется всего два стула, но дети все равно должны суметь разместиться. Вместо музыки можно использовать рифмовки.

Ежедневные новости, третий компонент, мы оформляли в отрядном уголке. Сначала я это делала сама, а потом дети начали принимать все более деятельное участие. Обычно в уголке, кроме Календаря событий мы помещали и различные задания на сообразительность, эрудицию, внимание, чтобы те, кому это было интересно, в течение дня могли поупражняться, а также вывешивали листок с каким-нибудь вопросом, а в конце дня обсуждались ответы. Ежедневные новости направлены в первую очередь на формирование и развитие академических умений и навыков, в частности языковых и математических. Задания следует подбирать посильные детям, но достаточно сложные, чтобы было интересно их выполнять.

Ежедневные новости должны быть простыми, ясными и конкретными. Информация должна быть доступной, просто написанной, с понятными словами и цифровыми ссылками.

THE NEWS

GOOD MORNING!

Today is Tuesday, June 5

Kate is the person of the day

Kate shares

We’ll go to Music

Do you like ice-cream?

Yes

No

В течение дня помимо участия в общих мероприятиях мы проводили подвижные игры на английском языке, слушали сказки и истории, инсценировали сказки, разучивали песни и стихи. Отсутствие соревновательного элемента в нашей деятельности сплачивало всех членов отряда, учило ценить индивидуальные особенности и умения каждого.

Конечно, методика “Утреннего Сбора” направлена, прежде всего, на развитие социальных умений, то есть умений взаимодействовать с другими. Однако подмечено, “социальные умения это “катализаторы академических умений”. Если социальные умения недостаточно развиты, то учителя тратят драгоценное время на переговоры, указания, раздачу инструкций, приказы. Умение применять социальные умения облегчает процесс обучения”. [с.12, 1]

Практика “Утреннего Сбора” на иностранном языке позволяет развивать иноязычные речевые навыки, расширяет словарный запас, учит быстро реагировать на вопросы, работать с изученной информацией, решать творческие задачи, то есть способствует формированию и развитию всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. – Самара: ООО “Офорт”, 2004.
  2. Жизненные навыки: Уроки психологии в 1 классе /Под ред. С. В. Кравцовой. – М.: Генезис, 2002.
  3. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: “Магистр”, 1998.
  4. Самсон К. 333 совета по обучению английскому языку в школе. - М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004.
  5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1979.