Цели урока по линиям развития личности:
- Линии 1-2: Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о причинах и целях Крестовых походов, их участниках и итогах.
- Линия 3: Историческое мышление.
- Осмысление изменений, произошедших в образе жизни и мировоззрении европейцев, как результат взаимодействия христианской цивилизации Европы и арабо-мусульманской цивилизации Востока.
- Применять теоретические знания при анализе, сопоставлении, обобщении новых фактов, при их систематизации, установлении их причин, следствий, значений.
- Линии 4-5: Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Дать возможность оценить цели и итоги Крестовых походов с современных гуманистических позиций. Создать ситуации, требующие от учащихся самостоятельной гражданской оценки, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.
- Сформировать понятия – крестовые походы и духовно-рыцарские ордена.
Обязательный минимум содержания:
- КАТОЛИЦИЗМ,
- ПРАВОСЛАВИЕ,
- ИСЛАМ,
- КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.
Оформление доски:
- Таблица
- Понятия:
- Христианство
- Ислам
- Феод
- Церковь
- Государство
- Цивилизация
- Монахи
- Рыцари
Литература: С.М. Давыдова, М.Е. Турчина, Д.Д. Данилов. Методические рекомендации для учителя. Москва. Баласс. 2007.
№ крестового похода | участники | цели | итоги |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Доска(оборудование) |
Создание проблемой ситуации |
|
|
Презентация, кадр №1. (Даже музыка к крестовым походам написана современниками. Приложение) |
Из речи Папы Римского Урбана II в
Клермоне: “Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!” |
Презентация (папа Урбан и его речь). Кадр № 2. | ||
|
Выделяют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов живущих там. | ||
Формирование проблемы! (записывается учителем на доске) | Проблема на доске | Крестовые походы – это освобождение или завоевание? | Кадр №3. Гипотезы записываю на доске, выделяя ключевые слова |
Гипотезы | На самом деле произойдет столкновение двух цивилизаций – мусульманской и католической. Что может быть, по-вашему мнению, причиной столь серьезного конфликта? | Предлагают версии. С одобрением принимаю все, даже самые абсурдные. | |
Актуализация знаний | Вспомните так ли серьезны были различия между христианством и исламом? | Если затрудняются (словарь стр.282, стр.281) | |
Цивилизация – общность людей, которая
занимает определенную территорию в определенное
время.
|
Выясняем, что цивилизации отличались друг от друга по признакам цивилизации. | ||
Т.О. используя ваш жизненный опыт, мы составили план нашего исследования? |
|
На доске:
|
|
Поиск решения | Давайте узнаем, с чего начинаются походы и почему так называются. | Папа Римский Урбан II призвал европейцев
к освобождению Иерусалима от мусульман. Люди поддержали призыв Папы, нашивали на свою одежду кресты из красной материи. Поэтому участников походов стали называть крестоносцами, а сами походы крестовыми. |
Презентация. Кадр № 4, 5 |
Почему так важно освободить Иерусалим? | Здесь находится Гроб Господень. | ||
Почему европейцы с огромным
воодушевлением откликнулись на призыв Папы
Урбана II.
|
- Византийская империя попросила о
помощи католиков – христиан. Многие европейцы
были просто неустроенны и бедны (в том числе и
рыцари), т.е. лишними на родине и мечтали
|
Карта.
|
|
Действительно, Крест и Гроб Христа были
найдены в IV веке, когда император Константин I
организовал на Голгофе археологические
раскопки. После этого они хранились в специально
построенном храме в Иерусалиме, а гвозди от
распятия – в Константинополе. Всего было предпринято несколько походов. Наиболее значимые первые четыре. В классе мы организуем три группы. |
|||
|
|
||
Чертится таблица на доске. Вопросы каждой группе:
|
Дети чертят в тетради. Крестоносцы не имели заметного культурного превосходства, наоборот, наука, техника, политика в городах Ближнего Востока были развиты лучше. Крестоносцы должны были закрепиться на захваченных землях. Они жили в постоянном страхе за свои владения, за свою жизнь. Местное население не приняло их Ордена, помогали давать отпор. |
Проверка таблицы в тетради и на доске. Презентация. Первый, второй, третий и четвертый походы. | |
Работа с лентой времени. | Чертят ленту времени в тетради.
Отмечают даты всех крестовых походов, определяют
век, отвечают на вопрос: Сколько лет прошло от
взятия Иерусалима до наших дней? (909) Когда был взят крестоносцами Константинополь (1204)? Сколько лет прошло с тех пор? (804) |
Презентация все четыре похода в таблице. | |
Обратимся к карте стр. 124.
|
|
Презентация, последний кадр. | |
Работая с таблицей, мы нашли ответ на
какую часть плана? - К чему привело столкновение двух цивилизаций? Постарайтесь выделить + и - стороны. |
|
||
- Культурные достижения Б.Востока постепенно меняли образ жизни европейцев и образ их мышления. Чему они научились на Востоке? | Шелководству, выращиванию риса, арбузов, фисташек, лимонов, строительству ветряных мельниц, изготовлению тонких тканей, их окраске, производству изящной мебели и посуды. | ||
Какой теперь ответ на проблему урока
можем дать? Чьи версии, гипотезы оказались верными? Подтвердились. |
Стр. 126, 6 строка. “Крестовые походы, организованные европейцами-христианами, с одной стороны, это освобождение христианской святыни, Гроба Господня, от турок сельджуков. А с другой стороны, это стремление Римских Пап распространить свою власть на всех христиан.” |
||
Применение нового знания Вывод – примерное решение проблемы |
По итогам урока заполните схему: |
|
|
Домашнее задание | Параграф 10, задание на листе. |