Цели урока:
- сформировать представление о военном деле на Руси,
- познакомить с героическими страницами истории Отечества;
- развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,
- пересказывать по плану;
- воспитывать гордость за свою Родину.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- видеофрагмент “Александр Невский”,
- дополнительный материал, исторические даты.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие к учащимся.
- Введение в тему урока.
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, По лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.
- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)
- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации)
А цель урока такова:
- мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,
- узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.
Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
- Кто управлял городами?
- Что вы можете сказать о некоторых князьях?
- Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (2 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты). Приложение 2, Приложение 3, Приложение 5
1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.
План:
- Кто такие монголо-татары?
- Какие у них были жилища? (3 слайд – юрты)
- В чем заключалась сила монгольских племен? (4 слайд – монголо-татары воины)
2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (5 слайд битва русских с монголо-татарами)
План:
- Кто возглавлял войско завоевателей?
- Какое княжество подверглось первому удару?
- Почему пала Рязань?
3 группа. Расскажите об обороне русских городов.
- Какие еще города заняли монголо-татары? (6 слайд карта)
- Что вы узнали об обороне Козельска?
- Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (7 слайд вид Новгорода) (8 слайд карта).
В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?
Задание группам.
- 1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
- 2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (9 слайд битва с Биргером)
- 3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (10 слайд Невский)
Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.
В 1242 году в русских землях (11 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.
Видеофрагмент “Александр Невский”(Можно взять у автора).
- Почему русские сумели победить рыцарей?
- Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
Ребята! Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.
Домашнее задание: читать стр. 59 – 64, рабочая тетрадь № 1, 2.
Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.
Спасибо всем за урок!