Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать представление о военном деле на Руси,
  • познакомить с героическими страницами истории Отечества;
  • развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,
  • пересказывать по плану;
  • воспитывать гордость за свою Родину.

Оборудование:

  • компьютерная презентация,
  • видеофрагмент “Александр Невский”,
  • дополнительный материал, исторические даты.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие к учащимся.

  1. Введение в тему урока.

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, По лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

  • Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
  • А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)
  • Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации)

А цель урока такова:

  • мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,
  • узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

  • Кто управлял городами?
  • Что вы можете сказать о некоторых князьях?
  • Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

Презентация

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (2 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты). Приложение 2, Приложение 3, Приложение 5

 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

  • Кто такие монголо-татары?
  • Какие у них были жилища? (3 слайд – юрты)
  • В чем заключалась сила монгольских племен? (4 слайд – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (5 слайд битва русских с монголо-татарами)

План:

  • Кто возглавлял войско завоевателей?
  • Какое княжество подверглось первому удару?
  • Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

  • Какие еще города заняли монголо-татары? (6 слайд карта)
  • Что вы узнали об обороне Козельска?
  • Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (7 слайд вид Новгорода) (8 слайд карта).

В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?

Задание группам.

  • 1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
  • 2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (9 слайд битва с Биргером)
  • 3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (10 слайд Невский)

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

В 1242 году в русских землях (11 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.

Видеофрагмент “Александр Невский”(Можно взять у автора).

  • Почему русские сумели победить рыцарей?
  • Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Ребята! Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!

На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.

Презентация

Приложение 4

Домашнее задание: читать стр. 59 – 64, рабочая тетрадь № 1, 2.

Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века?   Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.

Спасибо всем за урок!