Цели урока:
- Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.
- Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
- Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point <Приложение 1>
Ход урока- Организационный момент
- Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа и “Классной работы”.
- Стадия вызова.
- “Верные – неверные утверждения” (слайд 2).
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?
- Стадия осмысления.
- Запись темы. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3).
- - Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
- - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- - Работа с флэш-анимацией “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
- - Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4–6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.
- Работа с текстом (слайд 7).
- - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
- - Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
- - Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- - Укажите сложное предложение.
- Физкультминутка (слайд 8).
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
- “Лови ошибку” (слайд 9).
- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.
- Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.
- Выполнение упр. 162. (слайд 10)
- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.
III. Стадия рефлексии.
- Создание “синквейна”.
- - Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
- - Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка | Кто? Что? (тема). | 1 существительное |
2-я строка | Какой? (определение темы). | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? (характерные действия или состояния предмета). | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает? | Фраза из 4 слов |
5-я строка | Кто? Что? (новое звучание темы). | 1 существительное |
- Примеры синквейнов:
- Подлежащее,
- Главное, необходимое,
- Говорит, называет, указывает.
- Без него обойтись трудно.
- Предмет.
- Сказуемое,
- Главное, необходимое,
- Сообщает, открывает, сказывает.
- Без него как-то скучно.
- Действие.
- Подведение итогов. Запись домашнего задания.
- Определения на стр. 66, 68.
- Упр. 157, 158 (п.).
Информационные ресурсы и литература:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http//school collection.edu.ru/
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.
- Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.