Проблема восприятия музыки в контексте формирования урока искусства

Разделы: Музыка


“Восприятие музыки – это  познание самого себя”. Ференц Лист

Каждый мыслящий педагог рано или поздно задается вопросом: “Зачем я преподаю музыку в школе?”, “Что хотим от своих уроков?” Конечно, нельзя понимать прямолинейно слова о музыкальном воспитании как воспитании человека, видя в искусстве только средство воспитания,

так сказать, утилитарно, для иллюстрации различных жизненных ситуаций, чтобы объяснять детям, “что такое хорошо и что такое плохо”. Нет, музыку надо постоянно переживать, сопереживать вместе с детьми и переживать как часть жизни, то есть помня о ее жизненном, философском, нравственном содержании. А может быть, в этом, через интерес к музыке, путь к развитию личности ребенка? Как писал Николай Константинович Рерих: “Творческий учитель…в центре своего внимания ставит воспитание чувств детей, их утончение, помогает каждому воспитаннику сделать шаг внутрь, вглубь себя. И тогда как результат – способность видеть и слышать мир становится внутренним качеством души.”1

Музыка тогда преобразует, изменяет человеческую личность, когда человек “горит внутренне”, когда чувствует, переживает Музыку как саму жизнь, где все вокруг живое – и трава, и камень. Так чаще всего и чувствует маленький ребенок, а мы в процессе обучения его, как правило, начинаем прививать ему “взрослое” понимание вещей, которое далеко не всегда способствует тому, чтобы затронуть в ребенке какие-то струны, заставить его переживать, откликнуться душой на то или иное явление.

Чтобы воспитать в себе и в ребенке способность к художественному восприятию, необходимо ощущать все окружающее – людей, деревья, небо, дома – живым, одухотворенным, имеющим свой неповторимый внутренний мир и внутренний голос. Вот почему “ самого главного глазами не увидишь”. И в этом общении с искусством на уроке важна особая атмосфера, импровизационность, свобода, заинтересованность и детей, и учителя, профессиональное мастерство. Это - особая педагогика искусства. Она не требует от ребенка усвоения знаний, она побуждает и его, и учителя к присвоению духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе. Конечно, знания, умения и навыки очень важная вещь, но только как подспорье, помогающее нам в решении нашей главной задачи – подтолкнуть к пробуждению Человека.

Сегодня эстетический уровень подростков низок и не только в музыке. Подавляющее большинство старшеклассников либо вообще не читают, либо читают остросюжетную литературу. Не любят посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки. Это подтверждает не только опросы социологов, но и наши анкеты, и разговоры со старшеклассниками. Дмитрий Борисович Кабалевский говорил, что “ оттого он и пошел в школу, видя образующийся вокруг ребенка вакуум бездуховности. Отсюда его идея превращения искусства, в мощный инструмент формирования духовности”.2 Нынешнее поколение молодежи часто называют потерянным. И не только потому, что оно ищет и не всегда может найти свое место в жизни, но и потому, что считают его потерянным для настоящего, высокого искусства. Порой можно слышать, как отзываются о серьезной музыке: “…сложна, непонятна, …скучна и устарела…”. И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души. Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать произведения искусства.

Музыка буквально пронизывает жизнь человека: начиная от первых напевов колыбельной и сопровождает его всю жизнь. Она звучит повсюду сегодня – в концертном зале и театре, в учреждении и квартире, даже на пляже и в лесу. Это удивительно и подобно сказке, с одной стороны. А, с другой – это и печально, потому что даже самая прекрасная музыка, если звучит постоянно, перестает быть откровением, превращается в привычный шумовой фон. О равнодушии и даже неприятии классической музыки говорят многие старшеклассники в своих анкетах. В чем причина и где выход?

Во-первых, у средств массовой информации пропорции явно смещены, где серьезная музыка ходит в Золушках. А в школьной программе наоборот, року уделяется слишком мало внимания, и это тоже вызывает недовольство ребят. Во-вторых, среди потоков рока, заполняющих эфир, наряду с высокохудожественной музыкой много серой, пошлой, безвкусной. А это совсем не безразлично, ведь музыка способна не только облагораживать человека, но и пробуждать в нем зверя; не только давать силы, но и повергать в отчаяние. “ Когда музыка пуста и порочна,- писал древний китайский философ Сюнь Цзы,- народ распущен и ленив. Возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены, и враги угрожают Поднебесной”.3

Во-вторых, много внимания уделяется интеллектуальному, рассудочному развитию старшеклассника, считая главным для него изучение точных наук. “Вся наша школа специализируется по развитию вербально—знакового мышления. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, творческим, образным, многозначным, фактически остается где-то на заднем плане.”4

Не потому ли, так трудно с воспитанием культуры человеческих чувств, с нравственным воспитанием? Если строить становление личности человека только на интеллектуальной основе, то можно прийти к негативным последствиям. Если человека лишить эмоций – он превращается в робота. Важнейшее противоядие этой опасности – Искусство, в особенности самое первозданное и эмоционально насыщенное – Музыка, для которой язык эмоций родной. Искусство и возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную человеческую способность – воображение. На уроках убеждаешься в жизненности основной идеи программы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского – любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на развитие восприятия музыкального образа, а через него – на восприятие разных сторон жизни.

Восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры школьников. Но с чего же надо начинать, чтобы искусство выполняло свою воспитательную и познавательную роль. Как организовать учебный процесс, чтобы ребята получали радость от общения с искусством и эстетическое наслаждение? В своей работе с детьми я стремлюсь быть искренней, естественной и увлеченной, без этого невозможен контакт – диалог с детьми и с большим искусством. Проблема интереса, увлеченности – одна из важных проблем всей педагогики, но особое значение приобретает она в области искусства, где без эмоциональной увлеченности не достичь мало-мальских результатов. Как писал С.Л. Соловейчик в своей книге “Педагогика для всех”, необходимо “учить учиться! Учиться через Любовь”. Действительно, без Любви ничего не получается. С чего же начать это учение? В 1 классе мы с ребятишками на уроке в 1 четверти, посвященному “Песне” пробуем представить мамино лицо, мамины глаза (на минутку зажмуримся) и послушаем, какая музыка звучит внутри нас?

- Дети:

Тихая, колыбельная…
Добрая, красивая, нежная как мама…

Колыбельная песня – начало начал в воспитании человека Человеком. И вместе с детьми пробуем воссоздать голосом все что, только сейчас почувствовали и услышали в своей душе. И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь повторенная несколько раз одна единственная интонация, может поначалу без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в ребячьей душе. Или, как вариант предлагаю пропеть эти сказанные детьми слова: “тихая моя, добрая моя, нежная моя мама!”. И прозвучать эта интонация может не только в голосе ребят, но и в движении руки, в покачивании корпуса, “даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной в глазах ваших”.

Так, от интонации, от произнесенного живого слова подошли к звучащему образу, к рождению мелодии песни “ Мама” композитора В.Гаврилина. Так из чувства любви и красоты происходит чудо – чудо рождения музыки.

В процессе поиска, диалога дети начинают делать маленькие открытия вместе с учителем. Так, уже в 1 классе идет подготовка к восприятию тем “Интонация” - 2 класс и “Музыкальный образ” - 6 класс, где дети также в проблемно поисковых ситуациях будут добывать новые знания, развивать свой мир чувств.

Осознание закономерностей музыкального искусства, проникновения во внутреннюю структуру музыки – сложный процесс, ему нужно специально учить – учить воспринимать музыку. Под развитием восприятия музыки мы понимаем воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, сознательное отношение к содержанию и характеру музыки, к образам, к средствам выразительности. Существует три типа слушательской реакции:

  • 1 тип – полное непонимание, восприятие музыки как звукового хаоса.
  • 2 тип – обобщенное восприятие музыки без глубокого проникновения во внутренние структуры музыки, характерная черта – непосредственная эмоциональная реакция.
  • 3 тип – осознание музыкального образа, как явления внутренне осмысленного, гармоничного, с осознанием внутренней структуры музыки, со всем комплексом выразительных средств.

Чтобы слушание становилось слышанием, учащиеся должны быть вооружены знаниями, сведениями об авторе, о произведении, об эпохе. Как говорил Д.С. Лихачев, “искусство нельзя поймать голыми руками”5.И здесь необходимо слово учителя, краткое, образное и доступное, настраивающее на восприятие. “Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приблизило бы слово к музыке”6 -говорил В.А.Сухомлинский. Конечно, словом рассказать музыку нельзя, все равно останется недосказанной тайна музыки. Очень важно найти верную интонацию, выразительную мимику и жесты; ведь нельзя говорить с одинаковой интонацией о героике Бетховена, и о лирике Чайковского. Не нужно навязывать детям свою трактовку произведения, но надо умело направлять их восприятие и творческую фантазию и воображение – работать душой и сердцем. Любая умело проведенная беседа учит слушать и понимать музыку, только в том случае, если она прежде всего увлечет, заинтересует юных слушателей.

Важную роль в развитии восприятия музыки играет музыкальный анализ – в условиях школы – художественно-педагогический анализ. Анализ должен будить воображение детей, вызывая у каждого свои музыкально-слуховые ассоциации, при этом надо учитывать и возрастные особенности. Анализ помогает понять содержание музыки через осознание средств музыкальной выразительности. Разбор произведения должен связываться с живым звучанием, делая полноценным восприятие. И речь учителя при анализе должна быть яркая, образная и выразительная. Анализ требует тонкой и постоянной связи эмоционального и сознательного отношения к произведению и у учителя, и у учеников. При этом роль учителя направляющая, а не ведущая. Часто, анализируя музыкальное произведение, пользуюсь на первом этапе следующим кругом вопросов:

- При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка?

- Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Для чего создано это произведение?

- О каких событиях рассказывает музыка?

- Какие черты характера человека выражены в музыке, его настроение, чувства?

- Изобразительные возможности музыки?

- Принадлежность к одной из трех сфер музыки – песенности, танцевальности, маршевости?

- Национальная принадлежность музыки? Народная или композиторская?

- Интонационно-образная основа произведения: зерно интонация, развитие музыки?

- Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли раскрыть содержание произведения – характер движения мелодии, темп, лад, динамика, тембр, форма музыки.

- Самостоятельное произведение или часть крупного жанра?

Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим методам и приемам::

  • - метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это обращение к историческим фактам, а также к произведениям других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать музыкальные
  • образы и осознавать язык искусств и специфику музыкального искусства.
  • - метод образно-игрового вхождения в музыкальный образ.
  • - прием “пластического интонирования”, передающий через движение руки, корпуса интонационно – образный строй музыки.
  • - метод сравнения и сопоставления образов.
  • - прием вокализации тем инструментальных сочинений (например: “Утро” Э.Грига, симфонические темы симфонии №5 Бетховена.)
  • - прием игры на музыкальных инструментах (бубнах, ложках, треугольнике, трещотках, свистульках) позволяет ярче и осознаннее ощутить содержание музыки, почувствовать себя “сотворцом” - исполнителем, “самовыразиться” - например в “Камаринской”, в “Арагонской хоте” М.И.Глинки.
  • - задание – дать название прозвучавшему произведению, позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в своем названии суть музыкального образа, а иногда эти задания приводят к поэтическим импровизациям. Например, пятиклассник сочинил такие строки к музыке Чайковского П.И. “Осенняя песенка” из цикла “Времена года”:

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой,
- Ты куда, листок, постой!

- Прием от имитаций к импровизациям очень нравится детям, позволяющий развивать не только вокально-хоровые навыки, но и творческие возможности учащихся: сочиняем мелодии песен на заданный текст, досочиняем поэтический текст на предложенную музыку.

Так, знакомясь с жанром баркаролы, после прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, начинаем вместе с детьми размышлять, о чем бы мог петь итальянский гондольер? В результате получались вот такие детские сочинения:

В вечерний час плыву я в лодке по реке,
Луна горит и отражается в воде.
И тихо плещется волна,
Сверкая в лунном свете блеском,
Как будто хочет мне сказать:
“Плыви, плыви кораблик мой в далекие моря,
Встречай зарю и солнца ясный луч”.
( ученик 3 класса)

В вокально-хоровой работе с детьми стараюсь с первых шагов добиваться осмысленного исполнения, и здесь помогает опора на метод образно-игрового вхождения в музыку. Создается ситуация, требующая от детей перевоплощения, работы фантазии и воображения: мы учимся искусству интонировать смысл слова. В жизни мы привыкаем просто проговаривать слова, не вникая в образный смысл и красоту звучания. А можно так проинтонировать, что сразу увлечь слушателя выразительностью интонаций и образным смыслом. И это сродни самой музыке – интонирование музыкальное. Приучаемся выделять главное слово во фразе, убирая остальные акценты, менее существенные для общего смысла. Главное не торопить и не диктовать, а искать вместе с детьми, выделяя главное в музыкальном образе песни. Не стремлюсь к быстрому результату, а стараюсь перенести акцент с результата на процесс, останавливаясь на фразировке, на главном смысловом центре. Часто привожу в пример слова короля из сказки, забывшего поставить смысловую запятую в своем указе: “Казнить нельзя помиловать”. Когда во фразе больше одного ударения, она становится непонятной. Ищем вместе с детьми логические варианты и эмоционально окрашенные голосом интонации, понимая, как из-за одной запятой меняется смысл произнесенной фразы, от которой зависит жизнь ( казнят или помилуют).

Здесь нам помогают народные заклички, припевки, народные и авторские детские песни, а в старших классах помимо классики и народной музыки звучат бардовские песни, которые для целого поколения людей были осмыслением жизненных противоречий, поиском истины.

Подводя итог, хочется остановиться на основных этапах формирования восприятия:

1. Знакомство с произведением - вступительное слово учителя,

- слушание или “живое” исполнение,

- эмоциональная реакция.

2. Художественно-педагогический анализ:

- выделяем главное,

- внимание на средства выразительности,

- метод сравнения и “разрушения” музыкальных образов.

3. Восприятие на высоком уровне:

- повторное слушание на основе полученного “опыта” - осознанное восприятие.

4. Восприятие на последующих уроках:

- сравнение с новыми произведениями и закрепление полученного опыта,

- применение полученных знаний в новых условиях,

- творческие работы ( рисунки, стихи, импровизации).

В заключение, хочется выделить, чтобы увлечь детей, нужно и самой быть увлеченной искусством. Научить музыке нельзя, можно лишь посвятить в это таинство. Учиться через Любовь и учить тоже через Любовь. Речь учителя - вдохновенная, близкая к самой музыке и поэзии.

Помнить, что “музыка с душою наравне”- А.Вознесенский. Сократить дистанцию между музыкальным произведением и слушателями, благодаря художественно-педагогическому анализу.

Главным в развитии музыкального восприятия является работа души ребенка, утончение чувств, воспитание больших и глубоких чувств, человеческого в человеке, прежде всего. И хотелось бы, чтобы представления о необъятности мира чувств, острое желание войти в этот мир Музыки осталось у детей навсегда.

Литература.

1. Антология гуманной педагогики “Живая этика” М. 1999.

2. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке?” М. 1989.

3. Музыкальное воспитание в СССР. М. 1978.

4. Щетинин М.П. “Объять необъятное”. Записи педагога. М.1986.

5. Лихачев Д.С. “Без доказательств”. С.- П. 1996.

6. Сухомлинский В.А. “Как воспитывать настоящего человека”.М.1999.

7. Соловейчик С. “Педагогика для всех”.М.1972.

8. Яворский Б.Л.Статьи, воспоминанья, переписка.т.1 М.1972.

9. Мадорский Л.Р., А.З.Зак “Глазами подростка” -книга для учителя.М.1991.