Урок литературы в 5-м классе "Андерсен – великий сказочник"

Разделы: Литература


Класс: 5

Количество часов: 1 час

Технологическая карта урока

I стадия вызова II стадия осмысления III стадия рефлексия
Мозговая атака (разгадывание кроссворда) Заполнение таблицы (прием ЗХУ) Дальнейшее целеполагание

 Цели урока

  • Познакомить с одним из самым известных сказочников; вспомнить сказки и героев сказок Г. Андерсена при помощи технологического приема “ЗХУ”; формировать навыки работы с текстом учебника; развивать умение грамотно выражать свои мысли, развивать монологическую речь.
  • Продолжать работу по формированию коммуникативных навыков;
  • Продолжать работу по формированию навыков, позволяющих развивать критическое мышление: побуждать к работе с новой информацией, побуждать к дальнейшему расширению информационного поля, учить соотносить новую информацию и имеющиеся знания, учить вырабатывать собственную позицию, учить бесконфликтному обмену мнениями.
  • Воспитывать любовь к предмету.

Среда: парты стоят полукругом - дети лицом друг к другу, стол учителя отодвинут к стене.

Оценивание: не проводится, т. к. это первый урок по технологии.

Ход урока

Стадия вызова.

- Организационный момент.

- Разгадывание кроссворда по творчеству Г.Х.Андерсена (10 минут)

слайды № 1-9 (приложение 1)

- Вопросы к кроссворду задает учитель, ответы проецируются с помощью мультимедийного проектора:

  1. прекрасный лебедь сначала был … утёнком.
  2. волшебный предмет, который исполняет желания хозяина, синоним зажигалки.
  3. имя сестры Кая.
  4. слово из названия сказки, в котором злая мачеха превратила мальчиков в птиц.
  5. колючий шиповник, который, если верить сказке, возвращает память.
  6. эпитет к слову королева.
  7. первая часть имени сказочного персонажа, который раскрывает ночью зонтики над головами детей.
  8. каким стало сердце Кая, после поцелуя Снежной королевы.

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке, какова будет тема нашего урока?

- Объявление темы, цели урока.

Стадия осмысления.

Заполнение таблицы (приём ЗХУ) (15 минут)

объяснить метод работы с этим приемом:

- Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками:

знаю хочу узнать узнал (а)
В колонку вносятся сведения, известные по этой теме все вместе озвучиваем все, что знаем по данной теме, совместно записываем на доске (учитель) в тетрадях (ученики). В колонку записываем все, что хотим узнать об Г. Х. Андерсене  

- После заполнения двух колонок таблицы, ученикам предлагается просмотр слайдов (слайды № 10-18 ) (приложение 1) , сопровождаемый рассказом учителя, затем учащиеся читают текст на стр. 121. (Учебник “Литература” 5 класс под ред М.Снежневской, М. “Дрофа” 2006 г).

- После чтения текста предлагается самостоятельно заполнить колонку “Узнал(а)”. (5 минут)

Стадия рефлексии.

- Дальнейшее целеполагание. (5 минут)

- После заполнения колонки “Узнал” проводится беседа о полученной информации (учащиеся рассказывают о том, что они узнали по теме урока о Г.Х.Андерсене). Далее проводится работа по сравниванию колонок “Хочу узнать” с колонкой “Узнал”, в ходе этой работы выясняется, что предложенный рассказ учителя, слайды и текст учебника не дал исчерпывающего ответа на вопросы по новой теме.

Учащимся были названы источники для получения дополнительной информации по теме урока. Обращение к этим источникам и будет являться новым целеполаганием.

РАСПАКОВКА (5 минут)

Домашнее задание: ответы на проблемные вопросы, чтение сказки “Снежная королева”.