Цели:
- закрепить умение читать формулы,
- на практике и графически уметь осуществлять переход от неравенства к равенству.
Оборудование: весы, гири на двух ученических столах, пшено, гречневая крупа; сосуды с водой на двух столах и в миске на Столе помощников; лист бумаги, ножницы для уравнивания площади – на одном столе и на Столе помощников; пуговицы и палочки у одной группы учеников и на Столе помощников.
Ход урока
1. На доске задано отношение Т > Л
В результате произведенных действий стало Р = Л
Т > Л Было
Р = Л Стало
- Начертить отрезки.
- Дать величине букву и выполнить действие.
К доске выходит 3 человека. Класс выполняет задание в тетради.
- Что произошло с величинами? (Их уравняли)
- С какой величиной вы работали?
Д. – Это может быть любая величина: объем, количество, длина, площадь, масса.
- Каким образом произошло уравнивание?
Д. – Отношение нам подсказывает, что меньшая величина Л осталась неизменной, значит величину Т мы должны уравнять до меньшей.
Получается новая величина Р.
Д. – На отрезке Т мы зачеркнули хвостик.
- Любой отрезок произвольно?
Д. – Нет, разницу.
- А на практике как это выглядит?
Д. – Если это длина или площадь – отрезаем разницу, если это объем – отливаем лишнюю разницу.
2. Групповая работа по сказкам.
- Сравнить величины по объему – выполняет группа ребят из сказки “Чипполлино” и “Красная Шапочка”.
- Сравнить величины по массе – выполняют сказки “Русалочка” и “Карлсон”.
- Сравнить величины по площади – сказка “Доктор Айболит”.
- Сравнить величины по количеству – “Дюймовочка”.
Необходимо уравнять величины. Результаты измерения в виде чертежа зафиксировать на листе бумаги для всеобщего обсуждения. Недостающие предметы взять на Столе помощника.
Работа по группам происходит следующим образом: все 4 человека из сказки принимают участие в обсуждении. Два человека занимаются непосредственно уравниванием, остальные два, посовещавшись, результат уравнивания записывают на листе бумаги.
Первые две группы работали с объёмом. Каждая сказка выбирает представителя, который защищает свой проект.
Оказалось, что сказка “Чипполлино” уравняла свой объём путем уменьшения объёма до меньшего. А вторая сказка “Красная Шапочка” увеличила объём до большего.
Вопросы к “Чипполлино”.
- Каким образом вы уравняли свой объём?
Д. – Мы отлили воду. Была величина А, стала
новая величина Б. Она равна величине К.
Д. – Мы отлили разницу, все время примеривая к меньшей величине.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – немного покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Вопросы к “Красной Шапочке”.
- А вы каким образом уравняли величины?
Д. - Мы доливали воду до величины Р. Была величина Д , мы долили разницу и стала новая величина М, равная величине Р.
Затем приглашаются к доске следующие две сказки – “Русалочка” и “Карлсон”, работающие с массой. Эти группы уравнивали свою величину одинаково.
- Каким образом вы уравняли сою величину?
Д. – Мы досыпали недостающую крупу.
- А где вы брали недостающее зерно?
Д. – На Столе помощников.
Результат на чертеже выглядел так:
Приглашается к доске сказка “Дюймовочка”. Им надо было уравнять площадь К с большей площадью М. Ребята приклеили площадь разницу, взятую со Стола помощников.
Д. – Они неправильно уравняли.
- Почему? На чертеже мы видим равные отрезки.
- Д. – Нет, надо было уравнять до меньшей площади Л. Значит, они должны были от площади М отрезать разницу, и у них должна была получиться площадь К.
- Ребята со своей задачей справились только на отрезках, а на практике немного запутались. Нужно еще немножко поработать.
Приглашается к доске последняя сказка.
- С какой величиной вы работали?
Д. – С количеством. Мы уравнивали палочки с пуговицами. Пуговиц было меньше, разницу мы взяли на Столе помощников.
3. Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
Д. – Мы работали с величинами.
- А какие величины вы знаете?
Д. – Массу, площадь, длину, ширину, объем, количество.
- А что мы делали с величинами?
Д. – Мы их уравнивали. Добавляли или убирали разницу.
- Хорошо ребята, с задачей своей мы справились. А сказка “Дюймовочка” запуталась немного, но мы им поможем на следующем уроке.
Молодцы!