Цели мероприятия:
- развитие познавательного интереса;
- развитие у школьников умения излагать мысли и моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала;
- воспитание уважения к сопернику;
- воспитание умения работать в команде.
Большой интерес учащихся вызывают игры по
станциям. Подобные игры рекомендуется проводить
для учащихся 7–8-х классов. В команде может быть
7–10 человек. По числу команд организуются
станции. Время пребывания команды на станции 5–7
минут. В подготовке и проведении могут принимать
участие старшеклассники. Перед началом игры
проводят линейку. Она должна быть торжественной,
чтобы создать атмосферу праздника. На линейке
объясняют условия игры и выдают командирам
маршрутные листы. В маршрутных листах намечены
пути следования команд с указанием классных
помещений. На протяжении всего путешествия
дежурят старшие школьники. Они учитывают
дисциплину при передвижении команд и заносят в
маршрутный лист соответствующее число очков,
которые потом прибавляют к общему числу очков,
полученных командой. На станциях ответы команд
оценивают по пятибалльной системе.
Число очков сразу же проставляют в маршрутный
лист. По окончании игры капитаны сдают
маршрутные листы в штаб. Там подводят итоги.
Красочное объявление должно сообщить всей школе
имена победителей и места, которые заняли
команды.
Станция № l. Остров «Почемучек»
Вопрос:Если толстый гвоздь плотно
обернуть полоской бумаги и внести его в пламя
свечи бумага не горит. Почему?
Ответ: Железо, обладая хорошей
теплопроводностью, отводит тепло от бумаги,
поэтому она не загорается.
Вопрос: Почему при быстрой остановке
мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может
произойти, если затормозить только передним
колесом?
Ответ: мотоцикл перевернется, явление
инерции.
Вопрос: Посреди железного квадратного
листа шириной в 1 метр имеется дырочка d = 0,1мм
(толщина волоса). Можно ли так нагреть лист, что
дырочка закроется?
Ответ: Нельзя, т.к. при нагревании тела
отверстие не уменьшается, а напротив
увеличивается.
Станция № 2. Страна смекалистых
Из предложенных семи геометрических фигур, вырезанных из плотного картона, сложить любую из двух представленных картин.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Ответ: Рис . 1 |
Ответ: Рис. 2 |
Станция № 3. «Город мыслителей»
Задача №1: Самовар, вмещающий 30 стаканов,
полон воды. Стакан воды наполняется за 0,5 минуты.
За сколько времени опорожнится весь самовар если
оставить кран открытым?
Ответ: С одной стороны расчет прост, за 0,5
минуты – 1 стакан, значит 30 стаканов за 15 минут,
но это не верно. Когда вытечет первый стакан,
вода будет вытекать с меньшим давлением, значит
времени потребуется больше (примерно 0,5).
Задача №2: Из стакана черного кофе
перелили 1 ложку в стакан с молоком, потом из
стакана полученной смеси перелили такую же ложку
жидкости обратно в стакан с кофе. Чего больше
молока в кофе или кофе в молоке?
Ответ: Так как в результате переливаний
количество жидкостей в обоих стаканах не
изменилось, то и количество кофе в молоке равно
количеству вытесненного молоком кофе из стакана
с кофе.
Задача №3: Почему скомканный лист бумаги
падает быстрее, чем гладкий?
Ответ: Так как на скомканный лист действует
меньшая сила сопротивления со стороны
воздуха.
Станция №4. «Экспериментальная лаборатория»
Задание №1: Выньте монету сухой из воды.
Задание №2: Уроните спичечный коробок не прикасаясь к нему руками или какими – либо другими предметами.
Задание №3: Из всякого ли отверстия вытекает вода?
Задание №4: Определить плотность вещества. (Используя рычажные весы, мензурку, набор гирь)
Станция №5. «Семь раз отмерь»
Задание №1: Отрежьте (без использования линейки) бумажную полоску длинной 10 см.
Задание №2: Помолчите 1 минуту без использования часов.
Задание №3: Определите без использования, каких – либо приборов диаметр кольца.
Задание №4: Определите без использования, каких – либо приборов площадь фигуры.
Задание №5: Определите без использования измерительных приборов длину школьной парты.
Станция №6. «Конкурс капитанов»
Капитанам команд предлагается решить задачу. Выигрывает тот капитан, который первым правильно решит задачу.
Задача: Между алюминиевым и такого же
объема парафиновым шарами находится сжатая
пружина. Нить пережигают и пружина, распрямляясь,
приводит шары в движение. Какую скорость
приобретает при этом алюминиевый шар, если
парафиновый шар приобрел скорость 0,6м/с,
плотность алюминия 2,7 г/см3, а плотность
парафина 0,9 г/см3.
Ответ: 0,2 м/с.
Литература:
- Акимова С. «Занимательная математика», СПб., «Тригон», 1997 г.
- Карпинский Г.К. «После уроков», Свердловск,1964 г.