Цели урока:
Образовательные: повторение и закрепление знаний, полученных на уроках физики по теме “Двигатель внутреннего сгорания ”, экология, ОБЖ, изучение правил дорожного движения; демонстрация практической значимости изучаемого материала; формирования современного мировоззрения и интереса к предмету.
Развивающее: развитие самостоятельной познавательной активности учащихся; формирование навыков работы с дополнительной литературой и ресурсами Интернета, ориентация в информационном пространстве.
Воспитательные: развитие учебной мотивации и коммуникативных способностей; формирования навыков соблюдения норм безопасного поведения в окружающем мире; воспитание экологической культуры; Формирования чувства ответственности, взаимоответственности, уверенности в себе.
Демонстрационное обеспечения урока: на доске три плаката “Авторалли – автопробег”, “Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!” “Автопробегом – по бездорожью и разгильдяйству!”; модель двигателя внутреннего сгорания; детская игрушка – грузовой автомобиль (желательно, чтобы как можно больше был похож на “КамА3”; телевизор видеоприставка, видеокассета, “Аварии на автогонках”.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы проводим урок-конкурс под названием “Авторалли”. Авторалли (англ.) – это спортивное соревнование на автомобилях по заданному режиму движения.
Режим движения, то есть маршрут, а в нашем случае тематика отдельных этапов конкурса, вам известна. Этапы конкурса - это те контрольные пункты, в которых вы должны отметиться.
Авторалли – это гонки на выносливость и одновременно на скорость. Экипаж каждой команды состоит из водителя и штурмана. Авторалли – это суровое испытание, поэтому каждая команда имеет группу поддержки, готовую в любой момент придти на помощь. За помехи (выкрики, подсказки) будут сниматься очки. Вопрос команде поддержки может быть задан в любой момент.
Будет произведен командный зачет, а также персональный.
Условия конкурса.
Если на вопрос не отвечает участник конкурса, то на него модет ответить член команды. Если ответа нет, то может ответить член команды поддержки. Если и тут нет ответа, то вопрос адресуется команде соперников, и очки зачисляются им.
Конкурс начинает команда, набравшая большее количество очков.
Начинается подготовка к Авторалли.
“Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют лучшую часть человечества. Пешеходы создали мир. Это они построили города, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электричеством. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы и установили, что из бобов можно приготовить 114 вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, появились автомобилисты” [3].
Одновременно с автомобилистами появились автомобили, но тоже не сразу.
Автомобильные соревнования начинаются задолго до собственно гонок. Они начинаются еще на стадии проектирования, изобретательства. Нужно придумать устройство, нужно его сконструировать, сделать.
Этот этап соревнований пройдет среди команд поддержки.
1 конкурс
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Как называются двигатели, которые внутреннюю энергию топлива превращают в механическую энергию?
- Какие существуют виды тепловых двигателей?
- Кому принадлежит идея создания двигателя внутреннего сгорания и паровой машины?
- Какой тепловой двигатель был первым использован для приведения в движение тележки и кем?
- Когда и кем был изобретен двигатель внутреннего сгорания?
- Кто первым начал использовать бензин в двигателе внутреннего сгорания и создал первый автомобиль?
- Из каких основных деталей состоит двигатель внутреннего сгорания?
Учитель подводит итоги конкурса. Перед началом основного этапа соревнований заслушивается историческая справка о первых автогонках бензиновых автомобилей [2].
2 конкурс (конкурс механиков)
Механики должны хорошо знать устройство и работу двигателя и всего автомобиля, чтобы подготовить его к соревнованиям. (Для конкурса используется модель двигателя внутреннего сгорания).
Вопросы:
- Как называется такое положение поршня? (Поршень в верхней точке).
- Как называется такое положение поршня? (Поршень в нижней точке).
- Какие такты начинаются с этого положения поршня? (Поршень в нижней точке).
- Какие такты начинаются с этого положения поршня? (Поршень в верхней точке).
Вопросы командам поддержки.
- Что называют ходом поршня?
- За сколько оборотов коленчатого вала происходит такт выпуска?
- За сколько оборотов коленчатого вала совершается рабочий ход и выпуск?
- За сколько тактов совершается один рабочий цикл в двигателе внутреннего сгорания?
- Сколько оборотов делает коленчатый вал за один рабочий цикл?
- Назовите все такты одного рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания.
- Как называется деталь, соединяющая поршень с коленчатым валом? Покажите ее на модели.
- Как называется устройство, через которое в цилиндр поступает горючая смесь? Покажите ее на модели.
- В коробках по три металлических предмета. Выберите из них детали двигателя.
Подводятся итоги конкурса.
3 конкурс (конкурс пилотов)
Наступает самый волнующий момент ралли. В гонку включаются водители-пилоты. Они продемонстрируют глубину познаний, быстроту реакции, умение выбирать правильное решение. “Мастерство и скорость” - девиз этого этапа.
Учащимся вручаются карточки, на которых записаны вопросы и даны варианты ответов, из которых только один правильный. В руках у учащихся карточки с номерами ответов. Они поднимают карточку с номером правильного ответа.
Карточка 1
Во время такта “впуск” поршень движется вниз, объем над поршнем увеличивается,…
- Горючая смесь сжимается и входит в цилиндр.
- В цилиндре создается разряжение, и в него входит горючая смесь.
- В цилиндре создается разряжение, и из него выходит горючая смесь.
Карточка 2
Во время работы бензинового двигателя в цилиндр поступает воздух. Для чего он нужен?
- Для совершения работы в результате расширения при нагревании и охлаждении цилиндра.
- Для выдувания продуктов сгорания из цилиндра и охлаждения цилиндра.
- Для процесса горения бензина и совершения работы в результате расширения при нагревании.
Карточка 3
Почему при такте “рабочий ход” температура газов понижается с 2000 - 2200 0 С до 1200 – 1500 0 С?
- Внутренняя энергия газа расходуется на нагревание цилиндра и поршня.
- Часть внутренней энергии газа превращается в механическую энергию поршня, часть идет на нагревание цилиндра и поршня.
- Часть внутренней энергии газа идет на нагревание горючей смеси, часть идет на нагревание цилиндра и поршня.
Учитель: для чего нужны автомобили, знают все. А какой вред наносят автомобили, кроме того, что помогают пешеходам оказаться на больничной койке, а то и вовсе отойти в мир иной? (По официальной статистике в 2007 году в ДТП погибло около 40 тысяч человек, еще 290 тысяч получили ранения различной степени тяжести).
Назовите факторы вредного воздействия автомобилей на окружающую среду. (Вопрос командам поддержки).
4 конкурс (конкурс штурманов)
Участникам команд задаются вопросы.
- В какой стране впервые появился автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания? (В Германии)
- В какой стране впервые произошли автомобильные гонки? (Во Франции)
- До 1908 года все автомобили изготавливались вручную и стоили очень дорого. Генри Форд в Детройте первым в мире стал собирать автомобили на конвейере. В какой стране это происходило? (США)
- В какой стране используется самое большое число автомобилей в мире? (США)
- Трасса самого престижного внедорожного ралли-рейда “Дакар” происходит в основном по пересеченной местности и песчаным дюнам пустыни. Как называется эта пустыня? (Сахара)
- Столицей какого государства является город Дакар? (Сенегала)
Учитель: Вопрос ко всем участникам конкурса: Какое отношение имеет эта детская игрушка- автомобиль (будем считать, что это КамА3) к ралли?
Ответ: В классе грузовиков внедорожного ралли – рейда “Дакар” российская команда из Набережных челнов “КамА3 – Мастер” самая титулованная. Владимир Чагин является 5 – кратным чемпионом “Дакара”.
Учитель: “Надо заметить, что автомобиль был изобретен пешеходами. Но автомобилисты как-то сразу об этом забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. Пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.
В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицу только на перекрестках, то есть там, где движение сильнее всего и где волосок, на котором висит жизнь пешехода, легче всего оборвать” [3].
То, что улицу надо переходить на зеленый свет светофора и по пешеходным переходам, я надеюсь, знают все.
А знаете ли вы (вопросы получают команды поддержки):
- Как надо идти по улице, если нет тротуаров? (Пешеходы должны идти по обочине или по краю проезжей части навстречу движению транспорта (по левой стороне)) [4].
- Как надо переходить улицу, если в зоне видимости нет перехода или перекрестка? (Разрешается переходить дорогу под прямым углом к проезжей части, в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны) [4].
- Какую улицу нельзя переходить вне пешеходного перехода? (При наличии на улице разделительной полосы, а также в местах, где установлены дорожные или пешеходные ограждения) [4].
- Как нужно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Нужно дождаться, когда он уедет, а если он не собирается уезжать, то обходят сзади, убедившись, что на встречной полосе нет транспорта) [4].
- С какого возраста можно управлять мопедом и велосипедом на дороге? (Велосипедом – с 14 лет, мопедом – с 16 лет) [4].
- Как разрешается движение на велосипеде по проезжей части, если нет велосипедной дорожки? (Только в один ряд, на расстоянии не более 1 метра от правого края) [4].
- Что запрещается водителям велосипедов и мопедов? (ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить, не держась за руль и не держа ноги на педалях; перевозить пассажиров, кроме ребенка до 7 лет на дополнительном сидении; перевозить грузы, выступающие более чем на 0,5 м за габариты, или груз, мешающий управлению) [4].
5 конкурс (конкурс врачей)
Учитель: “В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюза и их семей. Если пешеходу иной раз удастся выпорхнуть из-под серебряного носа автомобиля – его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса” [3].
Катехизис (греч. – устное наставление, оглашение) – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, основные принципы религии, учебное пособие для изучения Закона Божьего.
Наше ралли обошлось без аварий, пешеходы благополучно избежали неприятностей на улицах и дорогах. Я надеюсь, что так будет и впредь. Но в жизни разное может случиться, поэтому знать правила первой медицинской помощи пострадавшим должны все. Каждый день на дорогах России погибают 100 человек. Врачи уверяют: 20% летальных исходов можно было бы избежать, обладай водители хотя бы минимальными навыками оказания первой медицинской помощи.
Наши врачи покажут свое мастерство на имитаторах пострадавших.
Ситуация такая. Случилась авария, пострадавших трое – артериальное кровотечение в верхней трети голени, рана на локте или плече, предположительно закрытый перелом плечевой кости. Раны обозначены красными повязками. Сами выберите последовательность оказания помощи, эвакуации пострадавших. Помните, что от этого зависит их жизнь, а также от ваших профессиональных навыков. Победит тот, кто правильно и быстро окажет помощь.
Последовательность оказания помощи: первому помощь оказывается пострадавшему с артериальным кровотечением: оно представляет наибольшую угрозу жизни. Ему накладывают жгут. Сразу же пострадавший эвакуируется, так как жгут можно держать на конечности летом не более часа, зимой – получаса. В холодное время конечность со жгутом должна быть хорошо укрыта.
Затем оказывается помощь пострадавшему с открытой раной. Последнему оказывается помощь пострадавшему с закрытым переломом. Условие: нет никаких средств, кроме одежды пострадавших.
Учитель: Знать принципы устройства и работы ДВС цивилизованному человеку, конечно, нужно. Кто будет профессионально заниматься автомобилем, тот разберется в мельчайших деталях. Кто с этим больше не столкнется и благополучно забудет, то это не смертельно. А вот правила дорожного движения и первой медицинской помощи должны знать все, ибо это жизненно важно.
А теперь последний вопрос к участникам конкурса: кто автор и как называется литературное произведение, которое я цитировала (о пешеходах и автомобилистах)? Из этого же произведения цитаты на доске.
Ответ: “Золотой теленок” Ильф и Петров.
Учитель: Наше ралли подошло к концу.
Сейчас жюри подсчитает очки и назовет победителей.
А вы пока посмотрите, какие аварии случаются на гонках автомобильных и на мотоциклах. Это не трюки, а настоящие аварии. Подобное может случиться, если какому-нибудь водителю-лихачу взбредет в голову продемонстрировать возможности своей машины на улицах города, пренебрегая правилами дорожного движения, или какой-нибудь пешеход-любитель острых ощущений решит пощекотать свои нервы, перебегая улицу в неположенном месте. Посмотрите и подумайте: хотите ли вы стать участником такого происшествия. Участником, а не зрителем!
Объявление победителей
Всем спасибо!!!
Литература
- Громов С. В., Родина Н. А. “Физика-8”. М.: “Просвещение”, 2004 год;
- Кочнев Е. М. “Люди. Автомобили. Рекорды”. М.: “Молодая гвардия”, 1982 год;
- И. Ильф, Е. Петров “Золотой теленок”. М.: ИПО “Полигран”, 1992 год;
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: “Атсберг 98”, 2007 год.