Пояснительная записка
Одной из новых целей в российском образовании является профильное обучение учащихся в старших классах. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися нужного им профиля, поэтому она является предпрофильной.
Предметный курс “Технология” изучает подраздел “Машиноведение” с 5 по 7класс, давая учащимся понятийные знания. Новый курс направлен на углубление, обобщение и систематизацию знаний, полученных на уроках.
Научно-технический прогресс на рубеже веков не собирается расставаться со швейными машинами, но и благодаря сверхвысоким требованиям усовершенствовал их. Знания, данные этим предпрофилем, станут компасом в мире швейного оборудования, в мире технических профессий швейной промышленности.
Цель курса:
- - способствовать формированию готовности учащихся к осознанному, обоснованному выбору профессии, интереса и уважения к рабочим специальностям;
- - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к технике;
Задачи курса:
- ознакомить учащихся с профессиями – оператор швейного оборудования, слесарь-наладчик швейного оборудования;
- ознакомить учащихся с историей возникновения и развития швейн. машин;
- углубить, обобщить и систематизировать знания подраздела “Машиноведение”;
- сформировать умения по уходу и регулировке швейных универсальных машин;
- сформировать знания, требуемые при выборе швейного оборудования;
- сформировать знания, умения и навыки работы на специализированной швейной машине 51-го класса.
Курс рассчитан на 12 часов. Он содержит теоретический курс, с использованием информационно-сообщающих и объяснительно-иллюстративных, инструктивных методов, а также практический, включающий в себя лабораторно-практических занятий, и экскурсия в магазин швейного оборудования или бытовой техники. Обучение рассчитано на посещение занятий, как девочек, так и мальчиков. Для изучения этого предпрофиля необходим кабинет со швейным оборудованием, имеющим универсальные и специализированные машины. Традиционные формы обучения фронтальная и индивидуальная, наиболее приемлемы для освоения курса. Итоговая отчетность по окончании курса предполагает зачет.
Учебный план
№ | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 | История возникновения и развития швейных машин. Оператор швейного оборудования. Слесарь-наладчик швейного оборудования. Правила ТБ при работе на швейной машине. Классификация швейных машин. Основные части швейной машины. Рабочие органы швейной машины. | 2 | 2 | 0 |
2 | Механизмы швейной машины:
Принцип образования челночного стежка. |
2 | 1 | 1 |
3 | Регуляторы швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и их устранение. Уход за швейной машиной. | 2 | 1 | 1 |
4 | Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Специализированная обметочная швейная
машина 51 класса:
|
2 | 1 | 1 |
6 | Закрепление навыков работы на обметочной швейной машине 51 класса. | 2 | 0,5 | 1,5 |
ИТОГО: | 12 | 6 | 6 |
Содержание курса.
Тема 1. Вводное занятие (2\2\0). История возникновения и развития швейных машин. Оператор швейного оборудования. Слесарь-наладчик швейного оборудования. Правила ТБ при работе на швейной машине. Классификация швейных машин. Основные части швейной машины. Рабочие органы швейной машины.
Это занятие проводится в форме лекции.
Учащиеся должны узнать на этом занятии о принципах классификации машин, ознакомится с рабочими органами швейной машины. Запомнить правила техники безопасного труда на швейных машинах с электрическим приводом. Сформировать понятия об основных частях и рабочих органах швейной машины.
А также познакомится с профессиями слесаря-наладчика и оператора швейного оборудования, требованиями, предъявляемыми к этим профессиям, условиями работы.
Тема 2. Механизмы швейной машины (2/1/1).
- иглы;
- нитепритягивателя;
- лапки;
- перемещения материалов;
- челнока;
Материал данного занятия включает в себя знакомство с конструктивными схемами машин и кинематическими, условными обозначениями деталей, это поможет наглядно увидеть принцип работы выше перечисленных механизмов. На изучение теоретической части этого урока отводится 1ч., вторая часть урока лабораторно-практическая работа “Изучение устройств и работы механизмов. Чтение кинематической схемы” - 1ч.
Для достижения целей этого урока необходимо во время объяснения материала использовать плакаты, таблицы, схемы.
Тема 3. Принцип образования челночного стежка.
Регуляторы швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и их устранение. Уход за швейной машиной (2/1/1).
Усвоение учащимися принципа образования челночного стежка будет интересным, и наглядным, если учитель использует не только плакат, но и компьютерную поддержку (теория -1 ч). Составить презентацию к уроку, можно используя программу Power Point. Практическая работа поможет закрепить учащимся свои знания и их на практике (практика - 1 ч).
Тема 4. Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины (2/0,5/1,5).
Форма организации этого занятия – экскурсия в магазин швейного оборудования. Тема урока, предполагает, небольшую беседу с учащимися о цели предстоящей экскурсии (теория-0,5ч). Учащиеся, ознакомившись с характеристиками, возможностями, назначениями, новшествами и усовершенствованиями в швейном оборудовании, должны уметь подбирать оборудование в зависимости от технологической операции над изделиями, аргументируя свой ответ. Если нет возможности провести такую экскурсию, то можно приготовить презентацию учащимся, используя материал реклам популярного журнала мод “Burda” и др.
Тема 5. Специализированная обметочная швейная машина 51 класса (2/1/1):
- заправка ниток;
- приемы работы;
- регулировка скорости.
Знакомство учащихся со специализированными машинами, целесообразно на примере обметочной машины 51 класса. Машина наиболее распространена на фабриках, ателье, пошиве на дому, в мастерских школ, доступна по стоимости, надежна и легка в освоении даже учащимися. На ознакомление с правилами и приемами работы – 1ч, на закрепление материала для освоения этой машины на практике – 1ч.
Тема 6. Закрепление навыков работы на обметочной швейной машине 51 класса (2/0,5/1,5).
Урок начать с инструктажа (теория-0,5ч) и продолжить его тренировочными упражнениями работы на обметочной машине (практика -1,5ч).
Практические работы.
- Лабораторно-практическая работа “Изучение устройств и работы механизмов. Чтение кинематической схемы”.
- Практическая работа “Регулировка качества машинной строчки. Уход за швейной машиной: чистка и смазка”.
- Экскурсия “Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины”.
- Практическая работа “Знакомство со специализированной швейной машиной 51 класса. Заправка ниток. Приемы работы. Регулировка скорости”.
- Практическая работа “Тренировочные упражнения работы на обметочной машине 51 класса”.
Тезаурус
Компьютеризированная швейная машина – машина с программным управлением.
Оператор швейного оборудования – швея.
Основные части машин – двигатель, передаточный механизм, рабочий орган.
Рабочие органы швейной машины – игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Слесарь-наладчик – мастер по наладке и ремонту технологического оборудования.
Специальные швейные машины – машины, выполняющие одну технологическую операцию (выполнение петель, обработка срезов, пришив пуговиц).
Универсальные швейные машины – выполняющие швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли.
Контрольные вопросы
- Какие операции могут выполнять современные швейные машины?
- Чем отличаются специальные машины от универсальных?
- Что должен знать оператор швейного оборудования?
- Перечислите функции слесаря-наладчика.
- Какие неполадки могут возникнуть в работе швейной машины?
- Расскажите о правилах безопасности труда при работе на швейной машине?
- Назовите рабочие органы швейной машины, каково их назначение?
- Расскажите о процессе образования челночного стежка.
- Для чего предназначена швейная машина 51 класса?
Литература
- Обработка тканей: Учеб. пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк. / Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
- Рейрбах Л.Б. Рассказы о швейных машинах. – М.: Легпромбытиздат,1986. – 160 с.
- Компьютеризированные швейные машины. Рекламный проспект “Brother” // Burda №12, 2005.