Сколько всего поменялось в жизни страны! А патриотизм? Может ли он стать иным? По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро. Не замечать, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной “перестройки” всей жизни страны, может только не желающий видеть и слышать. Как же должно меняться содержание патриотического воспитания в условиях фундаментальных, социальных, идеологических, экономических и даже территориальных подвижек, происходящих в России на рубеже тысячелетий? Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной идеи? Правомерно ли говорить о новом патриотизме? И если он есть, то, каково его содержание? О чем следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? И можно ли теперь говорить все это, не покривив душой? Не сделать ли акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? А как быть, если дом беден, а двор грязен и неуютен?
Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием очень много. И не на все их у нас готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Надо признаться, у нас нет опыта патриотического воспитания в условиях многопартийной системы. У нас вообще нет систематизированного опыта в этой области, обоснованного сколько-нибудь обоснованными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие “патриотизм” и содержание воспитательных мероприятий определялось коммунистической идеологией советского государства.
На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и средством программирования поведения людей. Он служит превращению граждан общества в подданных государства.
В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество – еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.
Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания.
В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Как воспитать маленького гражданина?
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Основные задачи:
- Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
- Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
- Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.
Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели гражданского воспитания дошкольника. Обратимся к анализу педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы, значимость ее аспектов.
Как предлагают авторы воспитывать патриота-гражданина своей страны?
Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения. Чрезвычайно своеобразный подход к воспитанию был в небольшом государстве – Спарте. Законодатель Спарты Ликург создал свою систему воспитания – детей воспитывали, предоставляя полную свободу. Их учили не бояться темноты и одиночества, никогда не плакать и не капризничать. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях. Питание было скудным, для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.
Необходимым считалось воспитание строгости, умеренности, воздержания. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без нее нельзя обойтись. Воспитание в основном сводилось к выработке беспрекословного подчинения, умения переносить лишения и одерживать верх над противником. Их с малых лет приучали отличать хорошее от дурного. Тот, кто терялся при вопросах: “Кто хороший гражданин?”, “Кто не заслуживает уважения?”, считался не способным совершенствоваться нравственно.
Результаты спартанского воспитания общеизвестны. Спарта была знаменита самоотверженными воинами и храбрыми военачальниками, но они не подарили человечеству, ни одного поэта, музыканта, ученого. Печально, когда самой знаменитой личностью в истории страны остается не государственный муж, не философ и не деятель искусства, а ребенок, пожертвовавший своей жизнью ради достаточно спорных идей.
Обратимся к опыту гражданского воспитания в Доме сирот Януша Корчака.
Корчак был врачом, писателем, педагогом. И его жизнь – некое педагогическое евангелие, возвращение благой вести о ребенке. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: “Ребенок имеет право на уважение”. Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на вверенном ему пространстве реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование. Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Необходимо знать закон, уважать закон, пользоваться законом, искать у него защиты. Перед законом все равны. Это основной принцип демократии. Поэтому в доме сирот была создана – точнее, выращена – система самоуправления, не имевшая в то время аналогов.
В демократическом обществе гарантией прав гражданина является суд. Суд и судебный совет были главными органами самоуправления в доме сирот. Корчак сочинил специальный судебный Кодекс, включающий тысячу пунктов. В пунктах судебного кодекса перечислялись поступки, отклоняющиеся от допустимой нормы поведения, и предусматривались наказания за них. Это был один из самых гуманных судебных кодексов в истории права; большинство его статей гласило: “Суд считает, что виновного надо простить”. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.
Главный педагогический результат, к которому он стремился – разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.
Януш Корчак автор книги для детей “Король Матиуш первый” - это детская антиутопия, настоящий художественный учебник по демократии, правоведению и политологии, адресованной детям педагогам.
В недавнем прошлом патриотическое воспитание определялось коммунистической идеологией советского государства. Многие воспитатели до сих пор помнят сценарии праздника “День седьмого ноября – Красный день календаря” и требования к организации “Ленинского уголка” в группах (портрет, столик, флажок в вазочке, классический набор книг – “Ленин и дети”, “Ленин и печник”, “Семья Ульяновых” и т.п.). До начала реформ программы включали раздел “Ознакомление с явлениями общественной жизни” (как часть направления “Ознакомления с окружающим”), в рамках которого выдвигались только задача патриотического воспитания детей. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет. Даже в концепции дошкольного воспитания, датированной 1989 годом (см.: Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001), об этой важной стороне развивающейся личности ребенка сказано буквально следующее: “Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе (с.236); побуждаются первые представления о Родине” (с.237). О воспитании начал патриотизма речи не ведется, возможно потому, что сама социальная действительность того времени была переполнена негативными явлениями. С середины 1980-х до конца 1990-хгодов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.
Отрадно, что после некоторого перерыва педагоги нашли в себе мужество обратиться к вопросам патриотического воспитания. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры.
После принятия государственной программы “Патриотическое воспитание гражданин Российской Федерации на 2001-2005 годы”, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, где предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства. Заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Вышли в свет пособия по реализации государственной программы.
Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришла к выводу, что:
- Основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первых чувств гражданственности.
- Как правило, каждый детский сад работает в каком-то одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению, в другом – по ознакомлению с народным искусством, в третьем – созданы великолепные условия и отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В свое работе я пытаюсь создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход:
- Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
- Использование регионального компонента.
- Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
- Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной2. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы я определяю следующим содержанием:
- Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
- В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию.
- Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать
“мир людей” - взрослых и сверстников
- Необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с ребенком.
- Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
- Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
- Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
- Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
- Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (Проект “Дети планеты Земля”)
- Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей.
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на мой взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
- В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города ( хлебороб, сталевар, формовщик, чеканщик). Воспитывать гордость за результаты их труда.
- Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
- Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.
Четвертое направление: Экология.
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.
Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”
Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.
Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Шестое направление: История.
Следующее направление работы, которое я закладываю в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.
Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
Седьмое направление: Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:
- Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
- Развлечения.
- “Святые наши имена” - освоение историко-культурного наследия с опорой на памятные даты именинного календаря (идея программы “Наследие”).
- Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
- Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
- Приобщение детей к богатствам русской литературы.
Список литературы:
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2004-2005 г.г.”.
- Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
- Януш Корчак Товарищеский суд.
- Степанова Т. Как воспитывали гражданина в Древней Греции. //Обруч. 1995 - №1. – с.60-63.
- Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - №3. – с.4-14.
- Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. //М. 2003.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. //М.2004.
- Г.А. Лапшина Календарные народные праздники в детском саду. Выпуск 1. //Волгоград. Учитель, 2004.
- Т.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. //М.2003.
- Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.
- Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольно-образовательных учреждений. Под ред. Т.Н. Доронова, А.Е. Шиглина, Л.Г. Голубева и др. //М. Просвещение – 2003.
- С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.
- Дошкольное образование. Как растить гражданина. //№5 – 2004.