Интегрированный урок: изобразительное искусство + русский язык по теме "Зимний пейзаж "Царство фантазий", 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели:

Образовательные:

  • закрепление знаний учащихся о разных приемах рисования пейзажа и создания рассказа-впечатления по самостоятельно выполненной творческой работе - зимней композиции;
  • расширение представлений о богатстве зимней лексики и характерных особенностях создания зимнего пейзажа;

Развивающая:

  • развитие речи учащихся через расширение объема словарного запаса в процессе выполнения творческой работы по теме “Зима” и умения видеть и передавать красоту окружающей природы;

Воспитательная:

  • содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: познаваемость мира и природы, красота и необъятность природы, любовь к природе, восхищение природой.

Задачи урока:

  • рефлексировать сознание детей на особенности зимнего пейзажа, своеобразие и разнообразие “зимней лексики”;
  • закрепить учебные навыки детей по выполнению пейзажных изображений, используя разные приемы рисования;
  • способствовать выработке у учащихся умений определять эмоциональное содержание живописных произведений с сопутствующим освоением зимней лексики.

Необходимое оборудование: лист А4, гуашь, кисти, губка для работы по трафарету, клей, трафареты элементов пейзажа, карточки с заданием, магнитафон.

Ход урока

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

Учитель ИЗО

- Здравствуйте!

Учитель русского языка

- Здравствуйте!

Учитель ИЗО

Я рада видеть Вас в своей творческой мастерской. Хочу сказать Вам, что встреча наша будет интересной, увлекательной и плодотворной. Ведь сегодня вы предстанете в роли художников, создающих свои собственные картины, показывая разные приемы рисования пейзажа.

Учитель русского языка

Я хотела бы помочь вам в процессе этой творческой работы познавать и постигать прекрасное и удивительное.

Учитель ИЗО

Сейчас мы с вами ребята отправимся в “Царство фантазий”, в мир, полный удивительных картин, событий, загадок и тайн.

Учитель русского языка

Ребята, посмотрите внимательно на сочетание слов

царство фантазий

Как вы его понимаете?

Что же значит сочетание этих слов?

Царство

1. Правление какого-нибудь царя. Царствование, величие.

2. Та или иная область действительности. Царство льда. Царство красоты.

Какое из этих значений слова мы будем использовать сегодня?

Фантазия

1. Мечта. Продукт воображения.

2. Нечто неправдоподобное, несбыточное.

Какое из этих значений слова мы будем использовать сегодня?

Давайте объединим эти два понятия. Что же получилось?

Область необычного. Мир мечты. Царство фантазий.

Учитель ИЗО

Вы правы. Этот мир воображения, мир мечты, мир красоты и тайн. Давайте приоткроем волшебный занавес и заглянем в один из его уголочков.

Куда мы с вами попали?

Конечно же! Добро пожаловать в снежную страну!

Учитель русского языка

Ребята! А какая она, снежная страна?

Назовите слова, характеризующие ее.

(Дети называют, слова вывешиваются на доску).

Учитель ИЗО

Назовите цветовую гамму зимы.

Какого цвета в зимней палитре больше всего?

Учитель русского языка

Ребята, опишите белый цвет. Какой он? Я вам помогу

(Светлый, прозрачный, чистый, нарядный, ослепительный, нежный, сверкающий)

Я вам помогу (назвать еще)

Учитель ИЗО

Как вы думаете, какая краска у нас сегодня будет главной?

Конечно, главной в нашей работе будет белая краска. Ведь мы с вами сегодня художники и будем рисовать пейзаж – картину зимней природы.

Скажите, ребята, чем отличается художник от обычного человека?

Особенность творчества художника состоит в том, что он острее, глубже, ярче других видит то, что его окружает. Талант художника состоит в умении передавать чувство природы, красоты, тонко улавливать настроении окружающего нас мира.

Учитель русского языка

Мир природы удивителен, неповторим, он полон красоты, тайн, загадок, но эта красота открывается не всем, а лишь тем, кто внимательно наблюдает, всматривается в нее. А вы, ребята именно такие.

Учитель ИЗО

На крыльях фантазии вы, юные художники, отправитесь в мир творчества, пусть белый цвет засияет в каждой вашей картине и отразит красоту зимнего пейзажа. Я объясню вам задание.

(Звучит музыка, дети работают)

Учитель русского языка

Фантазия – птица на крыльях летит,

Касаясь крылом вдохновенья.

Волшебным, волнующим взглядом глядит

На чудные ваши творенья.

Учитель ИЗО

Посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась. Все работы очень красивые, необычные, яркие.

Учитель русского языка

Ребята, а какую работу вы бы отметили особо? Что вам понравилось в ней?

Учитель ИЗО

Скажите, а какие приемы рисования использовал юный художник?

Учитель русского языка

Какие чувства вы испытываете, глядя на выставку наших картин? (Ответы детей) Я помогу вам. Меня эта картина восхищает яркостью красок, мастерством изображения зимней красоты.

Учитель ИЗО

Я хотела бы услышать вашу оценку своей работы.

Как вы думаете, чего не хватает на нашей зимней выставке?

Конечно, снежинок. Это не просто снежинки, они волшебные. Каждый из вас поместит снежинку на свою работу.

Если вы выберете желтую снежинку, значит, вам было хорошо работать на уроке, спокойно и легко работать.

Розовая снежинка будет означать, что работа над зимним пейзажем принесла вам радость, удовольствие и хорошее настроение.

Голубая снежинка будет означать, что работа была интересной, познавательной и полезной.

Учитель русского языка

Посмотрите, какое чудо у нас получилось. Снежинки и розовые, и желтые, и голубые. Настоящее царство фантазий. Мы уже убедились в том, что вы настоящие волшебники, об этом свидетельствует ваша совместная творческая работа – выставка картин. Давайте подведем итоги нашей работы с зимним словарем. Я предлагаю вам взять в руки карточку №2.

Карточка №2

Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу слова:

белый, зимний, волшебный, пушистый, пейзажный

Мы сегодня рисовали (какие?)…………… пейзажи.

Краску (какую?)……………….не вдруг выбрали мы сразу.

(Какую?)……………, (какую?) ………………..зиму рисовали,

А вместе с тем (какие?)………………….приемы повторяли.

Учитель ИЗО

Молодцы ребята! Мы сегодня еще раз убедились в том, что вместе любая работа спорится. Но наше путешествие в мир фантазий на этом не заканчивается. Дома вы должны будете продолжить эту работу. К следующему уроку изобразительного искусства изготовьте трафареты самостоятельно, мы продолжим работу над темой “Зимний пейзаж”.

Учитель русского языка

А к следующему уроку русского языка вы доработаете свои зимние словарики, можете украсить их рисунками, используя те приемы рисования, которые мы закрепили сегодня. Спасибо вам за работу, ребята.

Учитель ИЗО

До свидания! всего вам доброго! До новых встреч в нашей творческой мастерской!

Приложение