Конкурс чтецов в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. К сожалению, не все дети, находясь у порога школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. Поэтому мы, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, предлагаем конкурс чтецов, который дает каждому малышу возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Мы определяем следующие задачи организации конкурса чтецов:

1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.

2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:

  • в сценарий включаются поэтические произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
  • необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов;
  • тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.

Конкурс может проводиться с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, между детьми параллельных групп, а также внутри сада, между разными группами. Необходимость учета возраста детей очевидна: дети младшего и среднего возраста не могут длительное время слушать своих сверстников. В связи с этим, в сценарии мы включаем разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предполагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разнообразных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров.

Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.

Поэтому, при подведении итогов конкурса, дети могут быть оценены по разным номинациям: “Самое смешное стихотворение”, “Самое доброе”, “Удивительное рядом” и т.д. При подборе стихотворений важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нельзя предлагать для заучивания длинные, с труднопроизносимыми словами, стихи детям с нарушением речи. С застенчивыми, неуверенными ребятами можно учить стихи юмористического содержания, которые охотно, с интересом слушают сверстники.

Конкурсы чтецов могут иметь разнообразную тематику: стихи о природе, весёлые стихи, про игры и игрушки, посвященные предстоящему празднику; они могут быть построены по произведениям одного или разных авторов. Как правило, такой конкурс мы проводим перед детскими праздниками, чтобы дать возможность всем детям прочесть праздничные стихотворения сверстникам, детям другой группы. Победители получают возможность выступить со своими стихотворениями перед гостями на празднике. Это способствует социализации детей, расширяет границы общения, а также доставляет радость от участия в общем деле.

Несколько слов можно сказать о жюри. В его состав входят люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В то же время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри могут стать воспитатели соседней группы, специалисты, психолог. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители. В этом случае необходимо предварительно обговорить с родителями условия конкурса, предположительные номинации, критерии оценки. Хорошо, когда табель оценки для каждого члена жюри будет напечатан, в нем отмечены фамилии детей, номинации, названия стихотворений. При подведении итогов оценка членов жюри должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.

Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается педагогами как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. В качестве “награды” могут быть использованы грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью “Победитель”

С накоплением опыта проведения такого вида деятельности, мы с уверенностью можем сказать, что у дошкольников улучшилось качество чтения стихотворений. Важным показателем является и то, что дети стали более раскрепощенными, не боятся публичных выступлений, охотно приглашают взрослых и сверстников на свои конкурсы. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.

Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт, когда деятельность проходит в виде игры. Различные конкурсы, соревнования стимулируют интерес детей. Кроме того, проведение таких мероприятий предполагает вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия, ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.

Предлагаем вашему вниманию сценарий конкурса чтецов в средней группе.

Цель: Упражнять детей в выразительном исполнении коротких стихотворений. Воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям, чувство ритма и рифмы.

Вед:

Собирайся народ

Вас много интересного ждет.

Море стихов, много веселых игр.

Это только присказка, а впереди конкурс стихов.

Приготовься и гляди.
Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.

А вы, ребята, любите слушать и читать стихи?

Вед: Первой на нашем конкурсе выступит Таня.

Ребёнок: Игра (русская народная шутка).

Стоит детям
Пожелать.
Всем на свете
Могут стать.
Ветром,
Снегом,
И дождем.
Страшным тигром
И котом,
Паровозом
И вагоном,
И козлом
Рогатым
Горным.
Самолетом
И кустом.
Кашалотом
И кротом.
Только дети
Всем на свете
Могут стать
Могут даже
Вы-рас-тать!

Вед: Только дети всем на свете могут стать. Наши превращения начинаются.

Ребёнок: С.Я. Маршак “Про страуса”

Я – страусенок молодой
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь - я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь – я бегу,
Вытягиваю шею.
Я вот лететь я не могу,
И петь я не умею.

Ребёнок: С.Я. Маршак “Миша-циркач”

Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости.
Сладкий пряник Мише бросьте.

Миша просит, Миша ждет.
Широко разинув рот.
Нет правее! Нет левее!
Промахнулись, ротозеи!

Вот теперь попали в рот!
Что за пряник – чистый мед!
За такое угощенье
Мы покажем представленье.

Ну-ка, Мишка, поклонись!
Ну-ка, Мишка, кувыркнись!

Вед: Представленье продолжаем –

Барабанщика встречаем!

Ребёнок: В.Д. Берестов “Заяц-барабанщик”.

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!

Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки!

Вед: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку: “Чик – чирик! К зернышку прыг! Клюй, не робей! Кто это?”

Ребёнок: С.Я. Маршак “Где обедал воробей!”

Вед:

Что вы дети тут сидите
Аль играть вы не хотите?
Засиделись чай с утра
Выходить играть пора.

Игра “Летал, летал воробей”

Дети ходят по кругу, а воробей летает.

Вед:

Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой.
По за синему морю
Видел, видел воробей
Как шуршат листики (показ)
Как прыгают зайки,
Как ходят медведи.

Вед: Вы послушайте, ребята, загадку:

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто это?

Вед: Наша Лина как-то раз встречалась с гусем.

Ребёнок: Т. Собакин “Здравствуй, Гусь

Ко мне бежит огромный гусь
Я говорю себе: “Не трусь”.
Быть может этот гусь ручной
Бежит знакомиться со мной.

Но у гуся свирепый вид,
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет
Ну и пусть!

Я улыбнулась:
“Здравствуй, гусь!”
Он головой кивнул в ответ
И мне послышалось: “Привет!”

Вед: Вот какая встреча произошла у Лины. Какая она смелая и храбрая. Но храбрецы бывают разные. И Диана нам об этом расскажет.

Ребёнок: С.Я. Маршак “Храбрецы”.

Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей”.
А как вышли за калитку
Да увидели улитку
Испугались,
Разбежались!
Вот они какие:
Храбрые портные!

Вед: Есть на свете художник, который рисует зверей.

Ребёнок: Усачёв “Художник, который рисует зверей”.

Как художника назвать
Если любит рисовать
Он зверей и птичек,
Мышек, кошек и собак,
Белок и синичек.

Ну, ладно бы художник –
Собачник или птичник.
А он еще кошатник,
Коровник и лошадник,
А так же муравейник
И даже – лягушатник.

Еще он носорожник,
Тигрист, слонист и львист.
Ну, в общем, наш художник
Большой анималист.

Вед: Вот, ребята, посмотрите, кого нарисовал наш художник? Чего не хватает?

Игра “Прикрепи хвост”.

Вед: А вы знаете, у нас Антон знает стихотворение, которое так и называется “Хвосты”.

Ребёнок: А.Милн “Хвосты

У льва есть хвост – могучий, длинный.
А у осла есть хвост ослиный.
У кошки хвост и у коня,
Но нет у вас и у меня.

Когда я буду именинник
Куплю я хвостик за полтинник.
Мне продавец измерит рост
И подберет отличный хвост.

Скажу я льву, волку, верблюду:
- Я вам завидовать не буду
Смотрите – с нынешнего дня
Завелся хвост и у меня!

Вед: Кому-то не хватает хвоста, а вот чего не хватает овечке и чем же ее так обидели, расскажет Настя.

Ребёнок: Н.Томилина. “Обидели”.

Заплакала овечка:
- Ну, разве это стрижка?
Состригли все колечки,
Теперь я как малышка.

Игра “Дразнилки”

Вы, девчонки, сладкоежки,
Вам бы грызть одни орешки
И конфетки, и тянучки
К маме проситесь на ручки.

Вы, мальчишки, забияки,
Вы не можете без драки
Вам бы целый день толкаться
Бегать с палками, играться.

Вед:

Прочтем мы вам стихи сейчас
Чтоб рассмешить немножко вас.

Ребёнок: Ю. Черных “Жили-были”.

Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они
Звали жеребенка,
А еще была у них
Курица Буренка.

А еще у них была
Собачёнка Мурка.
А еще два козла
Сивка да Бурка.

Вед:

Кто так заливисто поет
О том, том солнышко встает?

Ребёнок: В.Д. Берестов “Петушки”

Петушки распетушились
Но подраться не решились
Если будешь петушиться
Можно перышек лишиться
Если перышек лишиться
Нечем будет петушиться.

Вед: Ребята. Сегодня так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи.

Награждаются: за самые смешные стихотворения, самому лучшему знатоку животных, за самое вежливое стихотворение и т.д.

Литература: Байдалина Е.В., Шадрина Л.Г. и др. Литературные викторины в детском саду.. Тольятти, Фонд “Развитие через образование”, 2006.