Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний.
Форма урока: Урок деловой игры “КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ”
Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики выступают в качестве претендентов на подписание контрактов с престижной компьютерной фирмой и одновременно в качестве рецензентов – оппонентов. Ученики заранее выполнили творческие проекты в среде Делфи. Выбор темы зависел от уровня знаний и творческих способностей.
Цели урока для учителя:
- Осуществить контроль и систематизацию знаний учащихся по модулю “Объектно-ориентированное программирование в среде Делфи”
- Стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету “Информатика и ИКТ”, к профессиям, связанными с программированием.
- Продолжить воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за свой труд; воспитание информационной культуры.
Задачи урока:
Обучающая – обобщение и систематизация, контроль знаний учащихся по модулю “Объектно-ориентированное программирование в среде Делфи”
Развивающая – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Воспитательная – воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения (воспитание культуры речи, владение специальной терминологией); воспитание уверенности в собственных силах.
Цели урока для учеников:
Учащиеся должны убедиться в том, что:
- В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность.
- Творчество и знание – залог успеха в жизни.
Подготовка кабинета: Отдельный стол для представителя и технического секретаря компании
Оборудование и материалы к уроку:
- Компьютер и мультимедиа проектор для демонстрации проектов (преподавательский стол)
- Лист оценки защиты проектов по количеству групп участников
- Сводная таблица оценок (на отдельном плакате или на доске)
- Программа тестирования установленная на каждом компьютере.
- Сигнальные карточки.
- Презентация с основными моментами урока.
Оформление доски:
I. Тема и цели урока для учащихся.
II. Перечень тем проектов.
III. Сводная ведомость оценок защиты проектов.
План урока:
Урок 1 (45 мин.)
- Организационный момент – 2 минуты
- Вводный инструктаж – 8 мин
- Защита проектов с обсуждением – 32 минуты,
(доклад ученика – 5 мин, обсуждение, вопросы – 3
минуты)
- Проект “Построение графиков основных математических функций)”
- Проект “Калькулятор”
- Проект “Текстовый редактор”
- Проект “Игра “Судоку””
- Подведение итогов первого урока – 2 мин
Урок 2
- Организационный момент – 1 минута
- Защита проектов – 16 минут
- Проект “Гороскоп”
- Проект “Кроссворд”
- Отзывы-рецензии на проекты – 12 мин
- Тестирование + инструктаж – 8 минут.
- Итоги урока – 8 минут.
Ход урока
Урок первый:
Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости. У нас сегодня с вами необычный урок. Урок-конкурс проектов. Мы его проведем в виде деловой игры, в ходе которой вам необходимо будет показать, чему вы научились на уроках информатики, изучая раздел “Объектно-ориентированное программирование в среде Делфи” и продемонстрировать результаты своей работы над творческими проектами.
Итак, у нас сегодня заключительный урок раздела по теме “Конкурс творческих проектов”. Приложение 1 (слайд №1)
Цель нашего урока следующая: вы должны убедиться в том, что:
- В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность.
- Творчество и знание – залог успеха в жизни. (слайд №2)
В нашей сегодняшней работе мы смоделируем следующую ситуацию деловой игры. Я – молодой директор компании по производству программных продуктов “SoftCity”, в которой возникла необходимость набрать на работу молодых перспективных сотрудников. Для этого, я прежде всего пригласила из другой компании, сделав выгодное предложения, первых работников – это ведущий специалист по работе с кадрами и технический секретарь. Две недели назад компания объявила о конкурсе на вакантные места со следующими условиями:
- Претенденты на должность в компании должны знать среду программирования Делфи; разработать и представить творческий проект;
- В разработке проекта могут участвовать не более двух человек;
ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОТРУДНИЧЕСТВА
- Каждый участник обязан действовать в соответствии с ролью (преподаватель, эксперт компании, технический секретарь, претендент на должность в компании, рецензент-оппонент).
- Каждый обязан внимательно слушать, следить за ходом учебной деятельности
- Каждый учащийся должен иметь один или более вопросов по содержанию проектов.
- Выступать нужно коротко, ясно и убедительно излагать мысли и основные моменты проекта, быть дружественным, убежденным, уверенным.
(слайд №3)
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КОМПАНИИ.
- Внимательно следить за ходом учебной деятельности и в случае необходимости вовремя вмешиваться.
- Оценивать содержание выступлений, вопросов, возражений.
- Дать инструкции по выполнению теста компании.
- Совместно с техническим секретарем по полученным результатам распределить места между участниками (т.е. дать рекомендации на подписание контракта с компанией).
- Может задавать вопросы и возражать. (На руках у представителя)
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕКРЕТАРЯ
- Оценивать вместе с представителем компании организационную сторону. Следить за регламентом.
- Обозначать на доске результаты оценок в таблице.
№ группы | Выступление | Оригинальность | Оформление | Вопрос | Ответ | “SoftSity” | Тест | Сумма балов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
(На руках у тех. секретаря)
Итак, на конкурс заявлено 6 проектов. Предварительная жеребьевка выявила порядок представления.
Вы должны в выделенное вам время – не более 5 минут – рассказать о своем творческом проекте, так защитить его, чтобы заинтересовать “SoftSity” сотрудничать с вами. В течение не более 3 минут вы должны будете ответить на вопросы сотрудников фирмы и своих оппонентов. По итогам урока мы должны будем заполнить Сводную ведомость оценок защиты проектов, которую я вам сейчас демонстрирую (плакат на доске). У каждой группы на парте, лежит ведомость “Лист оценки защиты проектов”, куда вы будете вносить ваши оценки претендентам по представленным критериям. Также каждая группа должна составить отзыв на другой проект. А на какой именно, определим методом жеребьевки. (Технический секретарь разносит “Лототрон”, из которого каждая группа вытягивает название проекта и объявляет для остальных)
Свою оценку выставят и сотрудники фирмы, по результатам тестирования, которое мы проведем в конце второго урока.
Желаю успехов в защите ваших проектов и в заключении с “SoftSity” выгодных контрактов.
Защита проектов
Проект “Построение графиков основных математических функций
Проект “Калькулятор”
Проект “Текстовый редактор”
Проект “Игра “Судоку””
Возможные вопросы для обсуждения:
Этапы работы над проектом?
Каковы виды деятельности на каждом этапе?
Самый интересный этап работы.
Если бы вы оформляли проект заново, чтобы вы изменили в нем?
Какие у вас дальнейшие планы по работе над этим проектом?
Подведение итогов первого урока. Итак, мы прослушали уже 4 проекта. Претенденты на вакантные должности чувствуют свои силы и готовы продолжить борьбу на втором этапе.
Перерыв – 10 мин (неформальное общение учеников и гостей, занесение оценок в Сводную ведомость оценок защиты проекта)
Урок второй
Организационный момент – 2 минуты:
Продолжаем защиту наших проектов. Напоминаю условия защиты – Вы должны в выделенное вам время – не более 5 минут – рассказать о своем творческом проекте и в течение не более 3 минут ответить на вопросы. Проводим оценку работ согласно критериям ведомости
Защита проектов (2 проекта) – 18 минут.
Проект “Гороскоп”
Проект “Кроссворд”
Заполнение листов оценок проектов – 0,5 мин.
Листы оценок положите на край стола, секретарь компании их соберет для обработки рез-тов.
Высказывание отзывов – 12 мин (6 по 2) (в том же порядке, в котором проходила защита). В это время технический секретарь собирает листы оценок у участников, суммирует баллы, и заносит результат в сводную ведомость. Специалист готовит компьютеры к прохождению теста (головной компьютер подключает к монитору, закрывает все проекты)
Тестирование Специалист компании инструктирует и следит за результатами выполнения теста – 8 минут.
Итоги урока – 8 минут (результаты теста и подсчет баллов в сводной таблице).
Если набранная сумма оценок составила:
71- ~90 баллов – контракт с “SoftSity” заключен без испытательного срока (оценка “5”),
51-70 баллов – контракт с “SoftSity” заключен с испытательным сроком (оценка “4”)
До 50 баллов – оценка “3”
Рефлексия
Учитель. Убедились ли вы в истинности высказываний процитированных в начале занятия? (записаны на доске)
Теперь я предлагаю каждому из вac подвести итог своей работы, ответив на следующие вопросы:
- Интересно ли было вам работать над проектом?
- Трудно ли вам было оценить другой проект
- Чем интересен был урок для вас?
- Каковы ваши пожелания самому себе?
Большое спасибо всем вам за работу. Завершая наш урок, хочу зачитать вам слова руководителя одной из крупнейших компаний “Мы все, насколько нам позволяют наши возможности, хотим быть лучшими, хотим успеха, и если мы будем работать вместе, мы вместе его и добьемся” (слайд №5)