Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом. Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Современная педагогическая наука имеет целый ряд достижений в разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной работы учащихся в процессе обучения разработан ещё недостаточно. Так, например, окончательно не решен вопрос о сущности самостоятельной работы учащихся, её вариантах в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и возраста учащихся. Какова система самостоятельных работ, например, при изучении технических дисциплин? Каковы особенности организации самостоятельной работы при проблемном обучении и мотивы её выполнения школьниками? В педагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки и трудности организации самостоятельной работы на уроке. Поэтому рассмотрение важнейших сторон самостоятельной работы учащихся в процессе обучения является актуальной задачей обучения и воспитания.
Говоря об учебной деятельности, исследователи традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.
Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное в
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.
Элементы исследования, включенные в содержание заданий, значительно повышают уровень научности самостоятельной работы, выполняемой учащимися, но вместе с тем не снижают ее доступности. Если сопоставить внешние признаки наблюдений за единичными объектами и наблюдений сравнительно-аналитического характера, самостоятельно выполняемых учащимися при изучении технических дисциплин, то отчетливо можно увидеть в них общие черты:
- усиленное проявление чувственно-познавательной деятельности, стимулирующей формирование объективных представлений у школьников об изучаемых объектах;
- целостное наглядно-образное отражение в сознании школьников изучаемых объектов;
- основу наблюдений составляет запас знаний, приобретенный жизненным опытом и предшествующим обучением.
Особенности самостоятельной работы обучающихся, могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.
Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать. (Приложение 1)
Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.
Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.
Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др. (Приложение 2)
Самостоятельная работа - это средство обучения, с помощью которого учитель организует деятельность ученика при работе и выполнению домашнего здания. (Приложение 3)
Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.
Когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. (Например, учитель технологии объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать сезонные направления современной моды, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литературой.)
Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий (примерный перечень изделий: 5класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка, мешочки для хранения пищевых продуктов; 6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка). Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.
Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством учителя. При таком обучении в структуре познавательной деятельности должна лежать важная психологическая закономерность – проблемный характер мышления. Закономерности в развитии мыслительной деятельности образуют психологическую основу познавательного поиска в учении.
В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведутся в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов. Второе направление – это исследования проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера. (Приложение 4)
Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющееся путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.
При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные о Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.
Особенности учащихся.
Самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят, т.е. ниже уровня развития их умственных способностей.
Изучение состояния самостоятельной работы учащихся в школе показывает, что при выборе задания для самостоятельной работы учащихся учителя часто определяют темп работы учащихся поверхностно или вообще не считают нужным его учитывать.
При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как инструктировать их перед работой. Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнять.
Наряду с устным инструктированием широко используются письменные руководства к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельной работы.
Изучение передового опыта учителей убеждает в том, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.
Рассмотрим систему дифференцированных заданий, которая поможет преподавателю правильно организовать изучение той или иной темы. (Приложение 5)
При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педагогического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач.
Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся средней общеобразовательной школы. Материалистическое учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, о единстве и взаимодействии первой и второй сигнальных систем позволяет глубоко осознать необходимость обучения школьников работе с учебной книгой. “Образование временных связей, то есть этих “ассоциаций”, как они всегда назывались, – писал И. П. Павлов, – это и есть понимание, это и есть знание, это и есть приобретение новых знаний. Когда образуется связь, т.е. то, что называется “ассоциацией”, это и есть, несомненно, знание дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь ими, то это называется “пониманием”, т.е. пользование знаниями, приобретенными связями – это понимание”.
Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Вопросы использования учебника на уроке еще недостаточно исследованы. Факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задания по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь только тем, что они узнали со слов учителя.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.
В заключение следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями. Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения. Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие – самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий. (Приложение 6)
Форма организации труда влияет на его результат. Формы организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и обучаемого. Самостоятельно школьник может работать один, вместе с небольшой группой или принимать участие в общей работе. Поэтому формы организации можно выделить такие:
Педагог П.И. Пидкасистый в монографии "Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении" выделил 5 уровней самостоятельной работы обучаемых. Школьнику предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем сейчас. Создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей. (Приложение 7)
Самостоятельная работа для реализации её функции как формы самоорганизации в обучении требует знания учащихся процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самооценки, а как деятельности по приобретению и применению знаний, умений - соответствующих приемов умственных и физических действий.
Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.
Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлективной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.
Выполненная работа, не претендует на полноту освещения избранной проблемы. К перспективным направлениям дальнейшей работы по этой проблеме я отношу выявление возможностей использования самостоятельной работы в предпрофильной и профильной подготовки школьников для обеспечения их социально-профессионального самоопределения.
Библиографический список
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1982. - с.251-300.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981.
- Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области “Технологии” (Технология, трудовое обучение, черчение). - М.: Дрофа, 2001.
- Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области “Технология”. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. - с.13-20.
- Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. - М.: Прометей, 1995. - с.86-130.
- Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.
- Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.
- Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.
- Маслоу Абраахам. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Балла Г. А. и др. - М.: Смысл, 1999. – с.276.
- Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.
- Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. - М.: Внешторгиздат, 1992. - с.21-30.