Интегрированный урок (математика + информатика) во 2-м классе по теме "Свойства сложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести сочетательное свойство сложения через проблемную ситуацию;
  • научить пользоваться этим свойством для рационализации вычислений;
  • закрепить понятия "числовые" и "буквенные" выражения;
  • отработать вычислительные навыки;
  • закрепить навыки определения действий предмета и обратных действий;
  • развивать логическое и творческое мышление, внимание, память, речь;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям, бережное отношение к технике;
  • прививать интерес к предметам.

Программное обеспечение: Программно-методический комплекс “Семейный наставник: Математика. Начальная школа”

Предварительная работа. Разыгрывается лотерея, которая делит класс на 6 исследовательских групп:

  • 1-я группа – исследовательская группа “Треугольник”;
  • 2-я группа – исследовательская группа “Квадрат”;
  • 3-я группа – исследовательская группа “Прямоугольник”;
  • 4-я группа – исследовательская группа “Ромб”;
  • 5-я группа – исследовательское группа “Трапеция”;
  • 6-я группа – исследовательская группа “Четырехугольник”.

На лотерейках изображена геометрическая фигура команды, внутри стоит номер ученика в команде. Ученик, который вытащит номер 1, является капитаном соответствующей команды.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня у нас урок ИнфоМатематика.

Ребята! Давайте расскажем гостям как вы относитесь к уроку ИнфоМатематика.

Говорит один ученик:

                “ИнфоМатематика - любимый наш урок!
                Мы не скачем по верхушкам скок да скок -
                На уроке нам бывает нелегко:
                Изучаем две проблемы глубоко!
                Но, как скажут: “ИнфоМатематика сейчас!”
                Закричит: “Ура!” наш дружный класс”.

Актуализация знаний.

У.М. На этом уроке мы:

  • выведем свойство сложения, которое поможет вам рационально находить значения выражения;
  • закрепим понятия “числовые” и “буквенные” выражения;
  • закрепим навыки решения задач;

У.И.

  • закрепим навыки определения действий предмета и обратных действий;
  • будем развивать логическое мышление, творческие способности, навыки управления прикладной программой.

Итак, приступаем к работе.

У.И.

Загадка про Деда Мороза.

Холод он с собой принес
И снежинок целый воз,
У него имен немало
И веселый красный нос.
Не загадка, не секрет –
Это самый зимний дед!

(на доску вешается изображение Деда Мороза)

У.М. Целей и задач на уроке очень много, добиться положительных результатов нам помогут задания, которые привез с собой Дед Мороз из Великого Устюга.

У.И. Если мы выполним все задания Деда Мороза, то каждый из вас сможет получить маленький подарок от него.

У.М. На уроке будут работать не только дети, а еще и наши гости из счетной палаты Деда Мороза. Они будут вести счет ваших набранных баллов и подводить итоги.

У.И. Задание – разминка.

На учительском компьютере загружена программа “Наставник”.

Устный диктант: дети прослушивают звуковое задание и сигнальными карточками (красный, зеленый круги) показывают свои ответы.

Подведение итогов задания.

Игра “Снегопад”

У.М. - Ребята, а вы видели, как падают с неба снежинки?

У.И.- Как называется такое явление? (Снегопад)

У.И.- Посмотрите, как много снежинок сегодня упало в наш класс!

У.М.- На какие группы можно разделить все числа на снежинках? (однозначные, двузначные)

У.И.- По какому признаку? (по количеству цифр в числе)

У.М.- Назовите числа в порядке возрастания.

У.И.- Найдите сумму самой старшей и самой младшей снежинки. (100)

У.М.- Что знаете об этом числе? (круглое, натуральное, есть предыдущее и последующее, состоит из одной сотни)

У.М.- А еще это число нам помогает при сложении многозначных чисел.

У.И.- А как получить круглое число, что нужно хорошо знать? (состав числа 10)

У.М.Соедините снежинки в пары чтоб получить круглые числа.

У.М. Молодцы! А сейчас поработаем за компьютерами.

Разминка для пальцев рук “Утро”

Задание на компьютерах

“Вычисление выражений на сложение и вычитание со скобками”

На 6 компьютерах загружена программа “Наставник” (коррекция, числовые выражения, выражения: сложение и вычитание со скобками).

Подведение итогов задания (по количеству правильных ответов)

 

У.И. Ребята, посмотрите какую большую снежинку я нашла. Что за буквы и числа на ней написаны? (Это выражения.).

А почему они такие разные, то буквы, то цифры, ничего не пойму.

У.М.Прочитайте буквенные выражения.

Что показывают эти выражения? (Показывают переместительное свойство сложения а+б=б+а)

У.И.Прочтите числовые выражения.

Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения.

У.М.Для чего меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений) (123+7, 189+11)

У.И.Какое действие выполняли? (сложение)

У.М.А можно ли выполнить обратное действие, что это за действие?

У.И. А мы на уроках информатики тоже работали с действиями предметов.

Задание “Прямое и обратное действие” (предметные картинки: арбуз, воздушный шарик, ёлка, снеговик, торт, ёлочная игрушка)

Придумайте действие предмета, которое не имеет обратного действия. Назовите результат. (30 сек)

Вывод: С любым предметом можно выполнить действия, но не для каждого действия можно найти обратное.

У.М.Постановка проблемы

У.М.- Что общего в выражениях? (выражения на доске)

19 + (685 + 15)

23+ 220 + 77

(154 + 689) + 11

У.И.- Чем отличаются? (в некоторых есть скобки, в других нет)

У.М.- Для чего служат скобки? (с помощью скобок можно менять порядок действий)

У.И.- Значение какого выражения трудно найти?

У.М.- Как найти его значение быстрее? (поменять местами скобки)

У.И.- А можем ли мы так поступить? (конечно)

У.М. Но тогда поменяется и алгоритм вычислений.

- Давайте, исследуем это выражение с помощью схем в учебнике на стр. 41.

Работа по учебнику (стр. 41 № 1)

- Сделайте вывод.

Вывод: значение выражения не зависит от порядка слагаемых и от порядка действий (рядом стоящие слагаемые для удобства можно группировать).

- Это новое свойство сложения и называется - сочетательным.

У.И.- Для чего объединяем слагаемые 689 и 11 в группу? (Для удобства счёта)

- Свойство, какого действия мы открыли? (сложения)

У.М.- Итак, "Чтобы к сумме прибавить число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего слагаемого", "Чтобы к числу прибавить сумму, можно к этому числу прибавить первое слагаемое, а потом второе".

Физминутка “С неба падают снежинки”

(проводит один ученик из класса)

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой и делают
Будем их ловить руками хватательные движения, словно ловят
И покажем дома маме. снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивают руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте)
Ну, а мы идём, идём (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся за парты)

Воспроизведение знаний, закрепление

- Пронаблюдаем это свойство на примерах. (стр. 41, №2 с комментированием по заданию)

- Задание №3, страница 42 с проговариванием

 Задание на компьютерах

“Рациональные вычисления без скобок”

На 6 компьютерах загружена программа “Наставник” (диагностика, рациональные вычисления на сложение и вычитание с числами до 100).

Подведение итого задания.

 

У.М.Задание “Блиц-турнир” (стр. 34 № 7)

Коллективная работа в командах. За одну минуту каждая команда должна решить 6 задач. (Во время обсуждения звучит спокойная музыка, как только музыка закончится, обсуждение прекращается).

Проверка результатов. Подведение итогов за каждую задачу (1 балл).

У.И.Творческое задание

У каждой группы на парте геометрическая фигура: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырехугольник).

Найти периметр данных геометрических фигур.

Т: 77 см

К: 76 см

П: 88 см

Р: 68 см

Ч: 80 см

ТР: 81 см

- Если у вашей фигуры прямые углы. Докажите.

Подведение итогов (5 баллов).

У.М.С чем всегда приходит Дед Мороз? А подарки то в мешке. Мешок он припрятал за дверью. Но мы его нашли. Давайте же посмотрим что же в этом мешке?

Домашнее задание.

В мешке есть домашнее задание, в котором вы: закрепите сочетательное свойство сложения № 5 стр. 42, найдете периметр треугольника № 8 стр. 43.

У.И.Здесь еще что-то есть.

Задание “Найди лишнее слово”

Капитаны команд вытягивают из мешка по одной карточке. Как вы думаете, что нужно выполнить в этом задании? (составить слова) А какое еще задание здесь можно придумать? (найти лишнее слово). Проверка результатов. Подведение итогов (5 баллов).

Итог урока

- Ребята, спасибо за урок! Дед Мороз вам приготовил не только задания, но и маленькие сувенирчики. Команда-победитель получает еще и большой сладкий приз.