Цели:
- Сформировать представление о физико-географическом положении Австралии.
- Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка, особенностями рельефа, климата и необычных фактах этого материка.
- Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- физическая карта Австралии,
- контурные заготовки Австралии,
- наглядности из журнала GEO.
- компьютер с проектором для показа презентации.
1. Организационный момент.
Тема, цели, задачи – будем работать с атласом, слушать сообщения, попробуем найти ответы на наши вопросы и работать с контурными картами.
2. Новая тема:
Сегодня мы начинаем изучение самого маленького материка - АВСТРАЛИЯ. Узнаем много необычного из истории этого материка.
Откроем атласы и определим ЭГП этого материка и назовем особенности, которые Вы увидели.
(Ответы учащихся)
1. Австралия – самый маленький материк Земли.
2. Материк полностью расположен в южном полушарии.
3. Здесь нет действующих вулканов.
4. Австралия – самый засушливый материк. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, и в 8 раз меньше, чем Южная Америка.
5. Около половины её площади занимают пустыни и полупустыни.
6. В окраске континента преобладают красновато – бурые тона.
7. Весь материк занимает одно государство.
8. Австралия позже других была заселена и освоена европейцами.
9. Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический).
10. Австралия – материк, через который проходит южный тропик.
11. Самая высокая гора материка – гора Косцюшко -2230 м.
12. Австралия – материк реликтов- животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.
3. Работа с атласом.
Определите крайние точки материка:
Север – мыс Йорк- 10*, 41` ю.ш.
Юг – мыс Юго – Восточный- 39* 11` ю.ш.
Запад- мыс Стип – Поинт-113*, 05` в.д.
Восток – мыс Байрон – 153*, 39` в.д.
3. Давайте осмотрим береговую линию Австралии. Что мы увидим?
Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.
Проливы – Торресов, Басов.
Заливы – Большой Австралийский, Карпентария.
Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго-Восточный, мыс Северо-Западный, мыс Байрон.
4. Одна из особенностей Австралии – удаленность от других континентов.
Давайте узнаем, как же открыли Австралию.
(доклад учащихся 5 минут)
Запись в тетрадь, путешественники:
Виллем Янсзон.
Л.Торрес.
Абель Тасман.
Джеймс Кук.
5. Мы узнали, что Австралия- материк отдаленный от других континентов громадными океаническими пространствами.
Значит, изучен он был позднее, но это не значит, что материк был необитаем.
? Так кто же жил на материке и почему этот материк называют переселенческим?
(заслушать сообщение учащихся о населении и колонизации материка и включить слайды о населении Австралии)
6. Когда на материке были найдены месторождения серебра и золота Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралия федеративное государство, столица – Камберра, государственный язык – английский.
На материк стало прибывать население, искали новые земли и благоприятные зоны.
Давайте посмотрим на рельеф, где – же оседало население?
Рельеф делится на 3 области:
1. Западно-Австралийское плоскогорье h- 400-500 м.
2. Центр – низменность – озеро Эйр.
3. Средневысотный Большой Водораздельный хребет на востоке с наибольшей высотой материка - гора Косцюшко.
Рельеф Австралии:
1. Преобладание равнин (почти половина площади материка)
2. Низменности- не только вдоль побережья, но и в центре материка.
3. Нет высоких гор и плоскогорий.
Какой вывод можно сделать? Австралия самый низкий из материков.
Национальный компонент: Какие формы рельефа имеются в нашей местности, их высоты. В чем схожесть и различие местности?
7. Есть в Австралии необычная форма рельефа - Красное сердце Австралии.
(Сообщение учащихся на 3 минуты с демонстрацией слайдов)
8. Есть такая шутка: Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался- “выплеснул” в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке?
А чтобы легче было сделать выводы, давайте откроем атлас и учебник и рассмотрим климатограммы.
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
- Каковы температуры?
- Количество осадков?
- какой климатический пояс преобладает?
- Какие воздушные массы преобладают над Австралией? Вдоль восточного побережья Австралии проходит теплое Восточно-Австралийское течение. Над ним формируются теплые и влажные ВМ, которые пассаты приносят на материк. На пути ВМ стоит Большой Водораздельный хребет, он препятствует их проникновению в глубь материка, поэтому ВМ преодолевая его, поднимаются, охлаждаются и отдают свою влагу в виде осадков на восточное побережье, не проникая в глубь материка. Этим и объясняется и сухость материка, бедность внутренними водами и высокие температуры.
(Демонстрация хребта на слайде)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
А теперь давайте еще раз обратим внимание на название темы нашего урока “Австралия-маленький материк с большим сердцем”. Как Вы думаете, почему мы назвали наш урок так, что значит “большое сердце”, и где в ходе изучения данного урока, Вы увидели признаки большого сердца у материка Австралия? (ответы обучающихся)
9. Закрепление:
Ну, вот мы и познакомились с ЭГП и особенностями Австралии. Давайте подведем итог. У вас есть контурные карточки. Закроим атласы и отметим объекты, которые мы изучили на этом уроке.
- Все крайние точки и напишем их название.
- Озеро Эйр.
- Столицу- город Канберра.
- Коралловое море.
- Большой Австралийский залив.
- Остров Новая Зеландия.
- Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко.
Открыли и поверили правильность своих работ.
10. Открыли дневники и записали домашнее задание: читать параграф 35,36.
Оценки за урок.
Приложение 1 (Австралия)
Приложение 2 (Автор)