Цель урока: повторение и обобщение знаний о цепи переменного тока; выявление качества и уровня овладения знаниями; воспитание аккуратности, дисциплинированности; развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Оснащение: пульт преподавателя, дистанционные пульты учащихся (15 шт.), инфракрасный приемник , CD-ROM с ПО VERDICT 1.2.
Пояснительная записка: в начале урока ставится учебная задача и проводится краткий инструктаж по ее выполнению. На интерактивной доске высвечивается таблица с заданиями (Приложение 1, слайд4, 5). Учащиеся должны заполнить ее в течение 17-18 минут. Для этой цели задания выполняются как на интерактивной доске по вызову учителя, так и в тетрадях, на заранее заготовленных бланках. В процессе работы, результаты обсуждаются всеми учениками и корректируются учителем. По завершении работы над таблицей формулируются окончательные выводы. Далее учителем предлагается тестовое задание в закрытой форме на 15 минут. Тесты составлены из 10 контрольных заданий. Каждое задание представляет собой окно на интерактивной доске, в котором имеются возможные варианты ответов, а также содержатся кнопки голосования. Учащийся выбирает ответ, нажимая соответствующую кнопку на своем пульте. Используемая Система голосования VERDICT 1.2 позволяет после прохождения всех заданий оценить уровень знаний каждого ученика и всего класса в целом.
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин).
Сообщается цель и структура урока (Приложение 1, слайд 1, 2).
Учитель. На прошлых уроках мы выяснили, что переменный ток способен течь в цепи, содержащей как активное сопротивление, так индуктивное или емкостное сопротивление (Приложение 1, слайд 3).
Сегодня на уроке мы приведем в некую систему полученные знания, а также, с помощью системы голосования, выявим качество и уровень ваших знаний.
2. Индивидуальный опрос (17-18 мин).
Вашему вниманию предоставляется таблица, (Приложение 1, слайд 4,5), которую вы должны заполнить. Слева указаны задания к таблице. Заполняем таблицу в тетрадях и на доске. Для выполнения каждого задания к доске вызывается один ученик. В классе мы ответим на часть заданий, а на остальные вопросы вы ответите дома. Для выполнения всех заданий дается 17 минут.
3. Тестовая проверка знаний (15мин.) (Приложение 1,слайд 6)
А теперь, используя систему голосования, получим самую достоверную информацию о ваших знаниях по пройденной теме. Вам дается тест, состоящий из 10 вопросов. На доске, в верхней части экрана, вы видите вопросы и возможные ответы на них. Нижняя половина экрана отведена ответам. Красный кружок означает, что вы ответили на вопрос, серый - ответ недействителен. Пиктограмма (большой палец) появляется в тот момент, когда вы нажимаете кнопку на своем пульте. В правой части экрана появляется таймер, показывающий время, отведенное для ответов. Ваша задача - выбрать ответ и нажать кнопку на своем пульте, направив его на инфракрасный приемник. На задание отводится 15 мин.
Анализ результатов тестирования (2 мин).
Проводится на основе аналитического отчета, выдаваемого Системой голосования на экран.
Подведение итогов урока (2мин).
Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению (1 мин) (см. слайд 5)
Тестовые задания
1. Частота тока увеличилась в 4 раза. Как изменится индуктивное сопротивление?
А – уменьшится в 4 раза.
В – увеличится в 4 раза.
С – не изменится.
2.Как изменится накал лампы включенной последовательно с конденсатором, если частоту тока увеличить?
А – увеличится.
В – уменьшится.
С – не изменится.
3. Электроплитку можно питать постоянным и переменным током. Будет ли разница в накале спирали, если напряжение, измеренное вольтметром для обоих случаев одинаково?
А – будет.
В – не будет.
С – в зависимости от мощности электроплитки.
4. Как изменится емкостное сопротивление двух одинаковых конденсаторов, включенных в цепь переменного тока параллельно, если один из них отсоединить?
А – уменьшится в 2 раза.
В – не изменится.
С – увеличится в 2 раза.
5. Как изменится индуктивное сопротивление катушки, включенной в цепь переменного тока, если в катушку вставить железный сердечник.
А – увеличится.
В – уменьшится.
С – не изменится.
6. Как изменится накал лампочки, если параллельно конденсатору включить еще один конденсатор?
А – не изменится.
В – уменьшится.
С – увеличится.
7. Емкость в цепи переменного тока увеличили в 2 раза, а частоту уменьшили в два раза. Как изменится емкостное сопротивление?
А – увеличится в два раза.
В – уменьшится в 2 раза.
С – увеличится в 8 раз.
8. При включении конденсатора в цепь переменного тока на его обкладках колебания напряжения:
А – отстают по фазе от силы тока на 1/2
В – опережают по фазе силу тока на 1/2
С – совпадает по фазе с колебаниями силы тока.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
А | + | + | + | |||||
В | + | + | + | |||||
С | + | + |
ЛИТЕРАТУРА
- Луппов Г.Д. “Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11” М.: “ Просвещение”, 1996.
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной.- М.:УЦ “Перспектива”, 2000.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.: Сентябрь,1996 (Библиотека журнала “Директор школы”).
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена,1994.
- Конаржевский Ю. А. Анализ урока.- М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
- Горлова Л.А. “Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике”-М.: “ВАКО”, 2006.
- “Физика в школе”.№4-2001;№1-1985;.№4-1989.
- Малафеев Р.И. “Проблемное обучение физике в средней школе”.М.:” Просвещение”, 1980.