Цели:
- закрепить переместительное свойство сложения;
- дать знания о взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения;
- закрепить знание состава числа 9, навыки счета в пределах 9, умение сравнивать выражении;,
- развивать память, математическую речь, внимание, логическое мышление;
- учить детей помогать друг другу, работать дружно.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Сегодня на урок математики к нам пришёл гость. Угадайте кто это?
“Спокойствие, только спокойствие это дело житейское” (Карлсон)
- Ребята он написал слово, но когда летел к нам, то буквы рассыпались. Карлсон просит помощи у нас, чтобы мы помогли ему собрать слово. Но для этого нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание Карлсон дарит нам своё любимое лакомство (варенье или торт)
- Поможем?
2. Актуализация опорных знаний.
а) Над какой большой темой мы работаем?
Как называются компоненты при сложении?
- Сегодня мы продолжим закреплять знания о взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения.
б) Математический диктант.(Работа с наглядным материалом – разрезные карточки с цифрами. Учащиеся выкладывают на парте ответы математического диктанта в линию).
1) число, которое меньше 2 на 1 | - 1 - |
2) к 2 прибавить 1 | - 3 - |
3) последующее числу 4 | - 5 - |
4) 4 увеличить на 2 | - 6 - |
5) я задумала число, которое больше 1 на 3 | - 4 - |
6) 1 слагаемое - 1, 2 слагаемое – 1, найти сумму | - 2 - |
7) сумма чисел 4 и 5 | - 9 - |
8) предыдущее числу 8 | - 7 - |
9) число, которое больше 6 на 2 | - 8 |
- Прочитаем: 1 3 5 6 4 2 9 7 8 хором
(банка варенья)
в) Состав числа 9.(2 ученика работают индивидуально у доски под шторой)
- Расположите числа так, 1 вариант в порядке возрастания, второй вариант - в порядке убывания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
г) Полный состав числа 9.(Работа в парах.)
- Покажите карточку с наибольшим числом (9)
- Как получить число 9?
9 | 9 | ||
1 | 8 | 8 | 1 |
2 | 7 | 7 | 2 |
3 | 6 | 6 | 3 |
4 | 5 | 5 | 4 |
- Объедините результаты в полный состав числа 9.
9 | ||
1 | 8 | |
2 | 7 | Какое важное математическое
свойство мы повторили? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется). |
3 | 6 | |
4 | 5 | |
5 | 4 | Что заметили в 1 столбике, что во 2 столбике? |
6 | 3 | |
7 | 2 | |
8 | 1 | (торт) |
3. Физкультминутка.
Ну, ребята, дружно встанем,
Ручки вверх потянем.
Руки на пояс, наклоны вперёд.
1, 2, 3, 4,5.
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать.
1,2,3,4,5.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
4. “Открытие” нового знания. Работа по учебнику.
Стр. 22 № 1
- Где живёт Карлсон? (на крыше).
- Он будет за нами наблюдать с крыши как мы выполним задания.
Понаблюдайте за выражением в левой части домика, что вы заметили? (1 слагаемое одинаковое, второе увеличивается на 1)
- Что нужно сделать?
- Поднимите руку, кто может самостоятельно выполнить задание?
- Проверяем.
- Что вы можете сказать о сумме? (она увеличивается)
- Почему?
- Почему на 1? (слагаемое увеличивается на 1)
- Нужно ли вычислять все суммы? (нет)
Вывод: если первое слагаемое одинаковое, а второе увеличивается на один, то сумма увеличивается на один.
(банка варенья)
2 домик: | 1 2 3 4 5 6 7 8 | на доске |
+ 1 |
- Назовите числа 1 столбика.
- Что заметили? (слагаемое увеличивается на 1)
- Назовите числа 2 столбика. (1)
- Что же нам делать? Как найти значение выражений?
(прибавить по 1). Решаем столбик самостоятельно.
- Проверяем. Что вы заметили?
Вывод: если первое слагаемое увеличивается, а второе одинаковое, то сумма тоже увеличивается. (торт)
- Посмотрите внимательно на 1 и 2 домики.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
Вывод: если одно из слагаемых одинаковое, а второе увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на один.
- Ребята, в каком случае было легче выполнять задание? Почему?
(банка варенья)
5. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
6. Работа над задачей.
(Составление задачи по картинке .Дети составляют задачу, а учитель записывает текс задачи на доске).
- Карлсон очень любит картинки с цветами. Он принёс ромашку.
Попробуем составить задачу по картинке и решим её.
На ромашке сидели 6 стрекоз и 3 пчелы. Сколько насекомых было на ромашке?
- Прочитаем только условие.
- О ком идёт речь?
- Что такое 6 и 3? (Части) Что нужно найти? (Целое)
- Какой вопрос в задаче?
- Карлсон хитрый, он нарисовал три схемы и теперь не знает какая правильная? (1)
- Почему?
- Как найти целое?
- Запишите решение. 6 + 3 = 9 (н.) 3 + 6 = 9 (н.)
- Прочитаем выражения.
- Почему решение задачи записано разными выражениями?
- Какое свойство использовали при решении?
- В каком случае удобнее считать?
- Ребята, а какая схема ко второму решению? (2)
- Молодцы.
- Ребята, а почему выражения разные, а ответы одинаковые?
- Знание переместительного свойства мы используем при сравнении числовых выражений. (торт)
7. Сравнение числовых выражений.
- Можно ли сравнить числовые выражения не вычисляя их значения?
- Давайте попробуем. Посмотрите внимательно, что вы заметили?
3 + 5 * 3 + 2 (первые слагаемые одинаковые, значит смотрим по вторым: 5 > 2, значит 3+5 > 3+2)
4 + 1 * 8 + 1 (вторые слагаемые одинаковые, а 4 < 8, значит и
4 + 1 < 8 + 1) (банка варенья)
8. Итог.
Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
Если одно из слагаемых одинаковое, а второе увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1.
Вот мы и выполнили все задания Карлсона и помогли ему составить слово. (картинки перевернуть и там слово)
банка варенья |
торт | банка варенья | торт | Банка варенья | торт | Банка варенья |
М | О | Л | О | Д | Ц | Ы |