Разработка урока по теме "Портрет времени года. Выполнение "арчимбольдесок"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: изображение конкретного времени года в образе человека.

Задачи урока:  

  • ознакомить детей с творчеством Джузеппе Арчимбольдо, художника-портретиста ХV  века;
  • рассказать о портрете, как о жанре живописи;
  • проявить фантазию и ассоциативное мышление;
  • развить чувство цвета и изобразительные навыки;
  • воспитать интерес и уважение к творчеству художников.

Оборудование урока:

  • зрительный ряд: репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо;
  • музыкальный ряд: "Времена года" Вивальди;
  • материалы и инструменты: бумага, гуашь, палитра, кисти, тряпка.

За доской скрыта тайна урока – копии с пяти портретов живописца. На учительском столе – плетеная корзина, наполненная муляжами овощей, фруктов, грибов. Звучит музыка Вивальди "Времена года".

ХОД УРОКА

- Ребята! Сегодня звуки этой прекрасной музыки помогут нам перенестись в другое время, удаленное от нас более чем на 400 лет. Музыка поможет нам представить, что мы идем по залам старинного дворца, стены которого украшены картинами в потускневших золотых рамах. Мы идем, чтобы увидеть картины удивительного художника по имени Джузеппе Арчимбольдо.
Это был знаменитый портретист, он писал портреты с натуры и по памяти, но прославился портретами, написанными по воображению. С детства Джузеппе любил фантазировать, т.е. придумывать то, чего на самом деле не бывает, а когда стал взрослым, то не переставал это делать в своих работах. Теперь мне интересно, удивитесь ли вы, увидев его картины.
- Раскрываю доску. Ребята весело и оживленно реагируют. Они ожидали увидеть обычные портреты.

<Рисунок 1>

- Посмотрите, в центре портрет германского императора Рудольфа. Император специально пригласил художника, чтобы он поселился во дворце и писал портреты его семьи и знатных особ. Арчимбольдо изобразил Рудольфа    в образе бога садов, сказочного божества плодородия. Весь портрет составлен из даров природы.
-  Попробуйте назвать те из них, которые вы узнали.
Во лбу – патиссон, на плече – артишок, виноград, вишни, сливы – всего не перечесть. Почувствуйте с какой любовью и терпением написан каждый цветочек, каждая ягодка, каждый колосок.
- Можем ли мы сказать, что умение видеть красоту природы помогало художнику создавать этот портрет?
- Да. Это умение – первый помощник художника. Ведь природа является учителем художника.
Вот и в нашей корзине много овощей, фруктов, похожих на те, которых изобразил художник.
- Можем ли мы сказать, что фантазия помогла ему "сочинить" из них портрет?
- Да. Фантазия – второй помощник художника.
- Можем ли мы сказать, что прекрасное умение рисовать и писать то, что мы называем мастерством, помогло художнику?
- Да. Мастерство – третий помощник художника.

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

- Теперь внимательно рассмотрим портреты времен года. Попробуйте узнать, где осень, где зима, где весна и лето?
- Объясните, почему вы так думаете?
 В каждом портрете художник соединил вместе только то, что соответствует времени года.
Его портреты сохранились до наших дней. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей.
 Некоторые художники, восхищавшиеся работами мастера, стали подражать ему, т.е. создавать портреты из даров природы. Такие работы назывались "арчимбольдески".

"Арчимбольдески", созданные учащимися:

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

Выводы:

Знакомство с творчеством Джузеппе Арчимбольдо преследует несколько целей, их можно сформулировать так:

  • освоение духовно-эстетического наследия мирового искусства;
  • углубление представления о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, творческой фантазии художника;
  • создание "арчимбольдесок" как самостоятельное творчество учащихся, при котором полностью раскрывается их воображение и фантазия.