Урок литературы в 3-м классе по системе Л.В. Занкова. А.Фет "Чудная картинка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью других видов искусств,
  • развивать воображение, восприятие, речь,
  • способствовать пониманию понятия “Малой Родины”, восприятия любви к языку, к родине.

Оборудование:

  • запись музыкального произведения Чайковского “Времена года” (январь),
  • картинная рамка.

(Дети сидят по кругу.)

1. Объявление темы урока.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением А. Фета “Чудная картина”. Войдя в лес, мы будем вслушиваться, всматриваться, ощущать, учиться видеть в обычном – необычное.

- Как понимаете слово “необычное”?

Итак, я желаю нам всем удачи, это очень серьезная работа, которая потребует полной самоотдачи.

2. Работа с картиной.

- Откроем учебник, раздел “Картинная галерея” зал №7. Нас ожидает картина “Окно на даче”. Внимательно рассмотрите ее.

- Что вы увидели?

(изображение леса - летний пейзаж, нежная зелень берез, густая темная зелень елей и сосен, стволы березок, крошечные розовые и сиреневые пирамидки цветов, изумрудный наряд травы).

- В какой период лета бывает такая сочная зелень?

  • начало лета
  • разгар лета
  • позднее лето

(начало лета или поздняя весна, возможно, после короткого дождя: природа словно умытая).

- Какие звуки смогли услышать? (Очутитесь на миг там.)

  • шум листвы
  • стрекочет кузнечик
  • полет шмеля
  • кукушка
  • стук дятла
  • комар
  • пение птиц

- Что ощутили?

  • тепло
  • спокойствие
  • умиротворенность
  • дуновение ветра

- А ветер нам принес запахи? Какие запахи смогли вы различить?

  • сирень цветет
  • свежей листвы, травы (т.е. зелени) (цветы, запах лета)

Вот так художник воспринимает этот мир за окном, всем своим существом, каждой клеточкой.

- Как думаете, для чего художник так четко прорисовал саму раму окна?

- Обратите внимание: есть форточка? (нет).

- Почему? Что пытается сделать автор?

(отгородить нас от природы, не дать человеку сломать эту хрупкую чистоту).

Два мира:

- Мир, в котором я живу и мир, который не знаю, но хочу узнать.

- Но что он позволяет нам? (любоваться)

- Обратите внимание на лица в комнате.

- Можно ли их назвать лицами? (маски).

- Обратите внимание на расположение этих масок (друг над другом).

- Почему у них такое расположение?

- Когда мы предметы сдвигаем на парте? (Вы сидите одни, но вот к вам посадили третьего. Вам ... (тесно).

- Вернемся к картине. Почему маски друг над другом?

(ощущение тесноты)

- А за окном? (простор, много воздуха).

- Приглядитесь к занавеске.

Окно и занавеска, маска. Нет ни у кого ассоциации никакой? Может что-то напоминает? Занавеска от слова ...занавес, а где он бывает? (в театре)

- Тогда что получается, к чему призывает художник?

Кто мы в его картине? (зрители и не более).

А кто актер тогда? (сама природа).

Когда можно увидеть, услышать, ощутить этот спектакль? (когда вслушиваешься, всмотришься)

Какими учит быть нас художник?

  • внимательными
  • наблюдательными
  • любознательными

- Только тогда можно увидеть настоящие чудеса.

- Какой цвет преобладает? (зелень).

(Это цвет Мирового дерева, дерева жизни, вечной молодости, цвет сердца).

Вспомните, какое интересное слово придумал А. Вознесенский от слова “сердце”? (сосердцать)

Что это значит? (чувствовать сердцем).

Какой цвет еще большое место занимает? (белый)

Что значит белый цвет? (чистота мыслей).

У А. Вознесенского было еще одно интересное слово ... (пригвоздил).

- Что это значит? (не оторваться).

Скажите об авторе картины, используя эти слова. (Он настолько сосердцал природу, что нас пригвоздил к картине).

А теперь вернемся к К. Паустовскому, к его “Стальному колечку”. Почему Варюша у него не надела перстенек на указательный палец, чтобы повидать другие края?

Прочти ее мысли. (Стр. 18)

- Найди и прочитай картины в тексте, которые ее буквально пригвоздили, не дали уехать. (Стр. 17,15)

Почему вы выбрали именно эти отрывки? (заново открыли весну, не видели такой красоты).

С помощью чего автор создал такую красоту? (красивые слова, выражения).

- Давайте разберемся, какими же приемами он пользуется. Вернемся к нашим отрывкам и найдем в них эти выражения, которые заново раскрывают весну. (Стр. 15,17)

  • олицетворение
  • метафоры
  • сравнения

- Как думаете, в какую главу из I части можно было бы поместить это произведение?

(“Мир, открой меня заново”)

А вот теперь мы раскроем учебник на странице ...9-10

Прочитаем про себя стих. А. Фета “Чудная картина”.

(Найди главные слова, логические паузы, рассмотри внутренним взором кадры, подумай, каким тоном будешь читать, выбери темп, громкость, следи за дыханием).

Музыкальная пауза, (искупайтесь в музыке). Чайковский “Времена года” (Январь)

- Что испытали? (спокойствие).

- Посмотрим, так или не так. (Чтение 1-3 части.)

- Кто хочет поделиться своим взглядом на стих.?

- Найдите строчки, которые можно увидеть.

(снег, луна, ее сияние, сани, дорожки)

- Найди строчки, которые можно услышать.

(хруст снега под санями, колокольчик, топот лошадей, их дыхание).

- Найди строчки, которые могут помочь ощутить запах.(запах мороза)

- Что можно ощутить?

- Прочти 2 последние строчки. Они оживляют, делают ее одушевленной.

Какое главное слово здесь? (одинокий)

Что значит одинокий? Кто оставался один когда-то? (дома, в классе?)

Что он чувствовал? (растерянность, тревогу).

- Что чувствует человек в санях? (холод, тревогу, растерянность, ждут ли его).

- Прочитаем стих. с тревогой, грустью.

- А так ли это? Вернемся к описанию природы.

- Цвет... белый.

- Что значит? (чистые мысли, добрые)

Равнина – это значит ровно (на душе спокойно).

Луна полная. Представь в виде геометрической фигуры. Это круг, замкнутая линия, т.е. откуда ушел, туда и вернулся.

- А ушел откуда? Где жизнь начинается? (из дома, семьи, двора, друзей- малой Родины).

- Свет небес высоких какой?

(искрится, серебряный – цвет волшебный, таинственный). Вернемся к путнику?

Одиноко ли ему? (Он с кусочком Родины, с надеждой).

Изменилось настроение? Какое оно?

- Прочитаем еще раз, переживем то, что он увидел, ощутил, услышал.

- Скажите, почему я взяла на урок 4 разные совершенно произведения?

(одна тема, создают и открывают перед нами мир, который мы видим ежедневно).

Чтобы понять этот мир, что надо нам уметь? (вернуться к началу урока, к словам: вслушиваться, всматриваться, ощущать, обонять). И тогда нам откроется, наверное, окно в мир, в котором мы живем.

- Почему у меня пустая рамка для картины?

(Каждый увидел свою картину). Кто хочет нарисовать то, что он сегодня увидел?

Кому сложно нарисовать, попробуйте найти в произведениях других авторов (проза, стихи- чудные картины) и на следующем уроке ими поделитесь.

А кто-то сам напишет свою чудную картину в форме стих. или прозы, тема свободная. И откроется нам с новой стороны. Ведь вы тоже чудо. Раскройтесь. Спасибо за урок.

Рефлексия

- Чем хотели бы поделиться? Что нового для себя открыли?