Цель:
- Формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах.
- Активизировать и обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.
- Воспитывать ответственное отношение к природным богатствам.
Оборудование: открытки с изображением первоцветов, слоги, словарное слово, предметные картинки, живые цветы (фиалки, сон-травы, мать-и-мачехи), «чудесный мешочек».
Ход урока
I. Оргмомент
(Положительный настрой на урок).
Прозвенел звонок, начался урок.
Книжки, ручки и тетрадки
Всё у вас в порядке?
II. Введение в тему
«Сосчитай до пяти» –
Один маленький подснежник, два маленьких подснежника, …, …, пять маленьких подснежников.
Один звонкий ручеёк, …, …, …, … .
Одна душистая мимоза, …, …, …, … .
(Загадка о весне):
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня … (Весна).
– О каком времени года говорится в загадке?
– Сколько весенних месяцев?
– Назовите их?
– Какие изменения в природе происходят весной?
– Правильно, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются деревья, начинают цвести цветы.
– Ребята, вы любите цветы?
– Знаете их названия?
– Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны из слогов составить слово.
ВО-ТЫ-ПЕР-ЦВЕ (Приложение 1.)
ПЕРВОЦВЕТЫ
III. Основная часть
– Правильно, тема нашего урока – «Первоцветы», цветы весны.
1. Словарное слово: ПЕРВОЦВЕТ (прикрепляется на доску). (Приложение 2.)
– Ребята, как вы понимаете, это слово? (Небольшое растение, которое расцветает ранней весной – первым.)
– Под лучами весеннего солнца начинает таять сугроб. Доберётся весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.
– Как вы понимаете слово, подснежник?
– Правильно, из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет.
– Послушайте стихотворение, которое написал Ян Колос:
Здравствуй, милый, мой цветок,
Леса гость весенний.
Как красиво ты расцвёл
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
– Прослушав это стихотворение, что вы почувствовали?
– Какими словами поэт описал цветок?
– Сегодня мы поговорим о цветах-первоцветах. Каждую весну на прогулке, посещая лес, встречаем эти цветы. Мы все ими любуемся, радуемся.
– Какие весенние цветы, вы знаете?
– Давайте познакомимся с ними.
2. Загадка.
Первый вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).
– О каком цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка «Сон трава» и живой цветок.) (Приложение 3.)
– Как называется, этот цветок?
– Этот цветок называют «сон трава», из группы цветов – подснежники, это первые цветы нашего леса. Растёт этот цветок только на солнечных полянках.
– Давайте рассмотрим внешний вид этого цветка. (У него есть стебель,он покрыт пушком, (детям предлагается потрогать цветок), пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью, лист продолговатый, вытянутый, цветы бывают белые, жёлтые, голубые, растёт по одному.)
3. Физминутка.
«Быстро встали,
Тихо сели,
Головою повертели.
Сильно, сильно потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок».
4. «Найди отличия». (Приложение 4.)
5. – О каком цветке-первоцвете пойдёт сейчас речь?
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Голубенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)
– О каком весеннем, лесном цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка фиалки и живой цветок.) (Приложение 5.)
В лесу растёт удивительный цветок фиалка. Все лепестки лесной фиалки нежного бледно-голубого цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки.
– Давайте рассмотрим внешний вид фиалки. (Есть стебель, растёт не поодиночке, а кустиками, цветы голубого, фиолетового цвета, листики круглой формы, гладкие.)
(Детям предлагается потрогать цветок.)
6. Гимнастика для глаз.
7. (Показывается картинка цветка «мать-и-мачеха» и цветок). (Приложение 6.)
– Ребята, кто знает, как называется этот цветок?
– Вы затрудняетесь назвать. Я познакомлю вас с весенним первоцветом, а называют его «мать-и-мачеха».
Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. (Детям предлагается потрогать цветок.) Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.
– Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?
– Тёплая сторона мать, а холодная – мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье.
– На какой цветок похожи цветы мать-и-мачеха?
– Правильно, этот цветок похож на одуванчик.
8. 1-й вариант: Игра «Чудесный мешочек». (В «мешочек» коробку кладутся живые цветы. Ребёнок должен назвать цветок, не вынимая из коробки, а затем описать).
2-й вариант: «Найди и покажи». (Один ребёнком описывает внешний вид цветка, а второй ребёнок должен выбрать и назвать цветок и сказать где он растёт.)
IV. Итог урока
– Назовите цветы, о которых говорили на уроке?
– Как их можно назвать одним словом?
– Скажите, когда зацветает: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Где растёт: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Как выглядит, опиши: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Как вы думаете, можно рвать цветы большими букетами?
– Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.
– Что интересного вы расскажете дома, друзьям?
– Дома вы нарисуете понравившийся цветок-первоцвет и принесёте на нашу выставку.
– Оценки за урок.
– Спасибо. Урок окончен.
Литература:
1. Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.
2. Нуждини Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ мир животных и растений.
3. Онегов А. Первый цветок.