Тема "Первоцветы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах.
  2. Активизировать и обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.
  3. Воспитывать ответственное отношение к природным богатствам.

Оборудование: открытки с изображением первоцветов, слоги, словарное слово, предметные картинки, живые цветы (фиалки, сон-травы, мать-и-мачехи), «чудесный мешочек».

Ход урока

I. Оргмомент

(Положительный настрой на урок).

Прозвенел звонок, начался урок.

Книжки, ручки и тетрадки

Всё у вас в порядке?

II. Введение в тему

«Сосчитай до пяти» –

Один маленький подснежник, два маленьких подснежника, …, …, пять маленьких подснежников.

Один звонкий ручеёк, …, …, …, … .

Одна душистая мимоза, …, …, …, … .

(Загадка о весне):

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня … (Весна).

– О каком времени года говорится в загадке?

– Сколько весенних месяцев?

– Назовите их?

– Какие изменения в природе происходят весной?

– Правильно, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются деревья, начинают цвести цветы.

– Ребята, вы любите цветы?

– Знаете их названия?

– Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны из слогов составить слово.

ВО-ТЫ-ПЕР-ЦВЕ (Приложение 1.)

ПЕРВОЦВЕТЫ

III. Основная часть

– Правильно, тема нашего урока – «Первоцветы», цветы весны.

1. Словарное слово: ПЕРВОЦВЕТ (прикрепляется на доску). (Приложение 2.)

– Ребята, как вы понимаете, это слово? (Небольшое растение, которое расцветает ранней весной – первым.)

– Под лучами весеннего солнца начинает таять сугроб. Доберётся весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.

– Как вы понимаете слово, подснежник?

– Правильно, из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет.

– Послушайте стихотворение, которое написал Ян Колос:

Здравствуй, милый, мой цветок,

Леса гость весенний.

Как красиво ты расцвёл

Здесь в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

– Прослушав это стихотворение, что вы почувствовали?

– Какими словами поэт описал цветок?

– Сегодня мы поговорим о цветах-первоцветах. Каждую весну на прогулке, посещая лес, встречаем эти цветы. Мы все ими любуемся, радуемся.

– Какие весенние цветы, вы знаете?

– Давайте познакомимся с ними.

2. Загадка.

Первый вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

– О каком цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка «Сон трава» и живой цветок.) (Приложение 3.)

– Как называется, этот цветок?

– Этот цветок называют «сон трава», из группы цветов – подснежники, это первые цветы нашего леса. Растёт этот цветок только на солнечных полянках.

– Давайте рассмотрим внешний вид этого цветка. (У него есть стебель,он покрыт пушком, (детям предлагается потрогать цветок), пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью, лист продолговатый, вытянутый, цветы бывают белые, жёлтые, голубые, растёт по одному.)

3. Физминутка.

«Быстро встали,

Тихо сели,

Головою повертели.

Сильно, сильно потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок».

4. «Найди отличия». (Приложение 4.)

5. – О каком цветке-первоцвете пойдёт сейчас речь?

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Голубенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)

– О каком весеннем, лесном цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка фиалки и живой цветок.) (Приложение 5.)

В лесу растёт удивительный цветок фиалка. Все лепестки лесной фиалки нежного бледно-голубого цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки.

– Давайте рассмотрим внешний вид фиалки. (Есть стебель, растёт не поодиночке, а кустиками, цветы голубого, фиолетового цвета, листики круглой формы, гладкие.)

(Детям предлагается потрогать цветок.)

6. Гимнастика для глаз.

7. (Показывается картинка цветка «мать-и-мачеха» и цветок). (Приложение 6.)

– Ребята, кто знает, как называется этот цветок?

– Вы затрудняетесь назвать. Я познакомлю вас с весенним первоцветом, а называют его «мать-и-мачеха».

Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. (Детям предлагается потрогать цветок.) Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.

– Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?

– Тёплая сторона мать, а холодная – мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье.

– На какой цветок похожи цветы мать-и-мачеха?

– Правильно, этот цветок похож на одуванчик.

8. 1-й вариант: Игра «Чудесный мешочек». (В «мешочек» коробку кладутся живые цветы. Ребёнок должен назвать цветок, не вынимая из коробки, а затем описать).

2-й вариант: «Найди и покажи». (Один ребёнком описывает внешний вид цветка, а второй ребёнок должен выбрать и назвать цветок и сказать где он растёт.)

IV. Итог урока

– Назовите цветы, о которых говорили на уроке?

– Как их можно назвать одним словом?

– Скажите, когда зацветает: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

– Где растёт: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

– Как выглядит, опиши: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

– Как вы думаете, можно рвать цветы большими букетами?

– Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.

– Что интересного вы расскажете дома, друзьям?

– Дома вы нарисуете понравившийся цветок-первоцвет и принесёте на нашу выставку.

– Оценки за урок.

– Спасибо. Урок окончен.

Литература:

1. Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.

2. Нуждини Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ мир животных и растений.

3. Онегов А. Первый цветок.