Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. У учащихся наблюдается неоднозначное отношение ко всем предметам, в том числе и к географии. А ведь роль географии значительна, так как это единственный предмет в школе, который изучает и природу, и общество в их взаимодействии.
На уроках географии я развиваю познавательный интерес учащихся к предмету. При этом не забываю, что познавательная активность учащихся является основой обучения, и ее развитие стало важной проблемой для всех педагогов.
Познавательный интерес вызывает у учащихся эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность. Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и на качество личности.
Для формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока я использую кроссворды: при закреплении нового материала на уроке, при подведении итогов урока, после изучения больших тем и когда необходима интеллектуальная пауза на уроке. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся развивают память и воображение, лучше ориентируются в понятиях и определяют географические объекты.
Кроссворды полезно составлять, пользуясь интерактивными досками.
По сложности кроссворды можно разделить следующим образом:
- «пятиминутки», тренировочного характера;
- проверка программного материала.
По характеру вопросов:
- знание карты;
- умение определять географические объекты;
- умение ориентироваться в понятиях.
Форма кроссвордов должна быть аккуратной, иметь эстетичный вид и вызывать у учащихся желание с ними работать.
Вниманию предлагаются кроссворды для учащихся 6, 7, 8, 10 классов.