Задачи:
- Изучить особенности этих видов транспорта; показать их значение в перевозке грузов и пассажиров.
- Выяснить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
- Развивать умение готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
- Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.
Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).
Форма урока: Комбинированный.
Тип урока: Изложение нового материала.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: Карта “ Транспорт России”, статистический материал таблиц учебника, дополнительная литература.
Ход урока
I. Психологический настрой.
Сегодня продолжим изучение водного и других видов транспорта .
Во время работы задавайте себе, нам, товарищам вопросы: Что? Где? Как? Почему?
На занятии вы будете оценивать себя сами, вас будут оценивать товарищи в группе, всё это вы будете фиксировать в листе самооценки, он лежит перед вами.
II. Изучение нового материала. (Работа в группах)
Алгоритм работы в группах:
- 1 этап - сбор необходимой информации;
- 2 этап – оценка собранных данных, формулировка проблемы;
- 3 этап – определение пути решения проблемы методом “мозгового штурма”;
- 4 этап – принятие решения.
1 группа. Морской транспорт.
Задание для 1 группы:
1. Какие перевозки осуществляет морской транспорт?
2. Что такое “каботажные” перевозки?
3. Назовите крупные порты России?
4. Какие грузы перевозят через порты Черного моря?
5. Назовите морской порт, расположенный на реке в удалении от морского побережья на 700 км через который идет отправка лесных грузов?
6. Какие проблемы испытывает морской транспорт в России?
2 группа. Речной транспорт.
Задание для 2 группы.
1. Назовите сухопутные реки России?
2.Какие проблемы испытывает речной транспорт?
3 группа. Авиационный транспорт.
Задание для 3 группы
1. Какие преимущества имеет воздушный транспорт?
2. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта?
3. Какова главная специализация воздушного транспорта?
4 группа. Трубопроводный транспорт.
Задание для 4 группы.
1. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?
2. Почему трубопроводный транспорт вышел на первое место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?
3. Почему трубопроводный транспорт считается экологически чистым?
III. Беседа на понимание содержания материала.
1. В чем особенности морского транспорта?
2. Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России? Почему?
IV. Работа по ИОПам.
Нормативный уровень ( “3”).
1. Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России?
2. Портами Северного Ледовитого Океана являются:
а) Находка и Мурманск;
б) Мурманск и Кандалакша;
в) Кандалакша и Находка.
3. Показать на контурной карте порта Балтийского бассейна.
Компетентный уровень ( “4”).
1. Расскажите об отрицательных и положительных чертах авиационного транспорта.
2. Пользуясь текстом учебника параграфа 36, изобразите в виде схемы состав транспортного комплекса.
Творческий уровень ( “5”).
1. Какую продукцию выгоднее перевозить с экономической точки зрения – дорогую или дешевую?
2. Почему трубопроводный транспорт, несмотря на ограниченный состав грузов, вышел на первое место по грузообороту в России?
V. Экспресс-контроль.
1. Первое место в грузообороте принадлежит:
а) Балтийскому бассейну;
б) Северному бассейну;
в) Тихоокеанскому бассейну.
2. Какой вид транспорта играет важную роль в районах зоны Севера?
а) речной;
б) морской;
в) авиационный.
3. Какой вид транспорта охватывает перевозками почти все районы страны?
а) морской;
б) авиационный;
в) речной.
4. Какой вид транспорта является экологически чистым?
а) трубопроводный;
б) авиационный;
в) морской.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
1. Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
2. На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
3. Какое ощущение у вас в конце урока?