Тема: "Водный и другие виды транспорта"

Разделы: Технология


Задачи:

  • Изучить особенности этих видов транспорта; показать их значение в перевозке грузов и пассажиров.
  • Выяснить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
  • Развивать умение готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).

Форма урока: Комбинированный.

Тип урока: Изложение нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: Карта “ Транспорт России”, статистический материал таблиц учебника, дополнительная литература.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Сегодня продолжим изучение водного и других видов транспорта .

Во время работы задавайте себе, нам, товарищам вопросы: Что? Где? Как? Почему?

На занятии вы будете оценивать себя сами, вас будут оценивать товарищи в группе, всё это вы будете фиксировать в листе самооценки, он лежит перед вами.

II. Изучение нового материала. (Работа в группах)

Алгоритм работы в группах:

  • 1 этап - сбор необходимой информации;
  • 2 этап – оценка собранных данных, формулировка проблемы;
  • 3 этап – определение пути решения проблемы методом “мозгового штурма”;
  • 4 этап – принятие решения.

1 группа. Морской транспорт.

Задание для 1 группы:

1. Какие перевозки осуществляет морской транспорт?

2. Что такое “каботажные” перевозки?

3. Назовите крупные порты России?

4. Какие грузы перевозят через порты Черного моря?

5. Назовите морской порт, расположенный на реке в удалении от морского побережья на 700 км через который идет отправка лесных грузов?

6. Какие проблемы испытывает морской транспорт в России?

2 группа. Речной транспорт.

Задание для 2 группы.

1. Назовите сухопутные реки России?

2.Какие проблемы испытывает речной транспорт?

3 группа. Авиационный транспорт.

Задание для 3 группы

1. Какие преимущества имеет воздушный транспорт?

2. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта?

3. Какова главная специализация воздушного транспорта?

4 группа. Трубопроводный транспорт.

Задание для 4 группы.

1. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?

2. Почему трубопроводный транспорт вышел на первое место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?

3. Почему трубопроводный транспорт считается экологически чистым?

III. Беседа на понимание содержания материала.

1. В чем особенности морского транспорта?

2. Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России? Почему?

IV. Работа по ИОПам.

Нормативный уровень ( “3”).

1. Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России?

2. Портами Северного Ледовитого Океана являются:

а) Находка и Мурманск;

б) Мурманск и Кандалакша;

в) Кандалакша и Находка.

3. Показать на контурной карте порта Балтийского бассейна.

Компетентный уровень ( “4”).

1. Расскажите об отрицательных и положительных чертах авиационного транспорта.

2. Пользуясь текстом учебника параграфа 36, изобразите в виде схемы состав транспортного комплекса.

Творческий уровень ( “5”).

1. Какую продукцию выгоднее перевозить с экономической точки зрения – дорогую или дешевую?

2. Почему трубопроводный транспорт, несмотря на ограниченный состав грузов, вышел на первое место по грузообороту в России?

V. Экспресс-контроль.

1. Первое место в грузообороте принадлежит:

а) Балтийскому бассейну;

б) Северному бассейну;

в) Тихоокеанскому бассейну.

2. Какой вид транспорта играет важную роль в районах зоны Севера?

а) речной;

б) морской;

в) авиационный.

3. Какой вид транспорта охватывает перевозками почти все районы страны?

а) морской;

б) авиационный;

в) речной.

4. Какой вид транспорта является экологически чистым?

а) трубопроводный;

б) авиационный;

в) морской.

VI. Подведение итогов (рефлексия).

1. Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?

2. На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?

3. Какое ощущение у вас в конце урока?