Дополнительно-образовательная программа "Рубеж"

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Целью образовательной программы “РУБЕЖ” является формирование и развитие в сознании, чувствах подростков социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и здорового образа жизни в процессе воспитания и обучения. Название программы является аббревиатурой основных характеристик человека, развиваемых в рамках данной программы:

Р - “разум” - разумно оценивать ситуацию.
У – “умение” - уметь находить правильное решение.
Б – “быстрота” - действовать решительно и четко.
Е – “единение” - искать единомышленников.
Ж – “желание” - стремиться оказать помощь.

Образовательный процесс по данной программе строится как последовательный переход воспитанника с одной образовательной ступени на другую, каждая из которых представляет собой определенный уровень образования, отличающихся задачами, содержанием и способами их решения.

Программа рассчитана на 3 года для юношей и девушек 15-16 лет и предполагает три образовательные ступени.

1 ступень “Истоки” (подпрограмма “Помоги себе сам”) – уровень элементарной грамотности. Содержание образования “погружает” обучающихся в дисциплинарные области, чтобы сформировать устойчивый интерес к деятельности и дисциплинам, предлагаемых образовательной программой. Приоритет по данной ступени отводится коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на создание комфортной для каждого среды взаимодействия.

Результат прогнозируется как устойчивый интерес подростка к деятельности (текущая и по итогам года сохранность контингента, активная позиция обучающихся в деятельности, успешное освоение содержания первой ступени) и как представления по дисциплине учебного плана.

2 ступень “Становление” (подпрограмма “Юный защитник Отечества”) – уровень функциональной грамотности, базовый уровень образования, направленный на расширение знаний по предметам учебного плана, формирование практический умений в области туристской, медико-санитарной, строевой, огневой и тактико-специальной подготовки.

Результат прогнозируется как базовые знания и умения по всем дисциплинам учебного плана, владение навыками туристической, медицинской, строевой подготовки. Предполагается, что в итоге этой ступени у обучающихся формируется общефизические навыки, они проявляют стремление не только получать знания, но и делиться ими с младшими товарищами, оказывать помощь (по мере своих возможностей) тем, кто в ней нуждается. На данной ступени обучающиеся имеют опыт общения и решения коммуникативных ситуаций с ровесниками и взрослыми.

3 ступень “Школа мастерства” (подпрограмма “Щит и меч” – уровень компетентности (допрофессиональной подготовки) в области военных специальностей, уровня углубленного и расширенного образования по дисциплинам учебного плана. На этой ступени приоритет отдается наработке практических навыков, отработке профессиональных умений будущего военного.

Основной педагогической задачей выступает помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Содержание дисциплин повышенной степени сложности, углубление знаний двух образовательных ступеней, расширение и закрепление практических умений и навыков.

Результат прогнозируется как способность выпускника самостоятельно и грамотно применять полученные ЗУН, высокий уровень коммуникативной и физической культуры, готовность к службе в ВС РФ.

Подпрограмма “Помоги себе сам” является первой образовательной ступенью и представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах его деятельности.

Подпрограмма предусматривает формирование у обучающихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, по ликвидации негативных последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае появления опасностей, по вопросам подготовки к военной службе. Она предназначена для развития у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них; формирования у обучаемых внутренней готовности к воинской службе и более быстрой адаптации будущего воина к условиям армейской среды, а также приобретения навыков здорового образа жизни.

Поставленные цели будут достигаться путем решения следующих задач:

  • освоение практических навыков по разделам: основы туристкой подготовки, топография и ориентирование, краеведение и экология, основы гигиены и первая доврачебная помощь, военно-спортивная подготовка, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность, дорожно-транспортная подготовка;
  • привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим и практическим дисциплинам (огневая, строевая, техническая, пожарная подготовка, ПДД);
  • проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях городского и республиканского масштаба;
  • формирование навыков психического и физического здоровья, предупреждение и профилактика асоциального поведения

Подпрограмма включает восемь логически взаимосвязанных разделов. Каждый раздел программы представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру, а также организационно-методические рекомендации

Для проведения занятий предполагается использовать учебные базы воинской, пожарной части, военно-исторических музеев и др.

 Учебно-тематический план
первой образовательной ступени
(Подпрограмма “Помоги себе сам”)

№ п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Основы туристской подготовки 44 18 26
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма 2 2 -
1.2. Узлы. Виды узлов, их применение 8 2 6
1.3. Личное и групповое турснаряжение 4 2 2
1.4. Подготовка к походу, путешествию 4 2 2
1.5. Питание в туристском походе 6 2 4
1.6. Правила движения в походе, преодоление препятствий 4 2 2
1.7 Туристские должности в группе 2 1 1
1.8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий 2 1 1
1.9. Походы выходного дня и многодневные 8 - 8
1.10 Подведение итогов туристского похода 4 2 2
2. Топография и ориентирование 14 4 10
2.1. Топографическая и спортивная карта. Условные знаки 2 1 1
2.2. Ориентирование по горизонту, азимут. Компас, работа с компасом. Азимут 2 1 1
2.3. Ориентирование на местности по карте 4 - 4
2.4. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки 6 2 4
3. Краеведение и экология 18 8 10
3.1. Природно-климатические условия в окрестностях г. Сыктывкара 4 4 -
3.2. Экологическая обстановка в окрестностях г. Сыктывкара: природные факторы, явления 4 4 -
3.3. Флора и фауна в окрестностях г. Сыктывкара 10 - 10
4. Военно-спортивная подготовка 42 8 34
4.1. Общая физическая подготовка 12 2 10
4.2. Огневая подготовка 16 4 12
4.3. Строевая подготовка 14 2 12
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 22 8 14
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний 4 2 2
5.2. Походная медицинская аптечка 4 2 2
5.3. Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего 14 4 10
6. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 24 8 16
6.1. Окружающая среда и факторы риска для здоровья человека. Правила безопасного поведения. 2 2 -
6.2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий 6 2 4
6.3. Гражданская оборона, ее предназначение и задача по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени 16 4 12
7. Пожарная безопасность 28 4 24
7.1. Пожары. Причины возникновения пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности 2 2 -
7.2. Пожарно-техническая продукция 4 - 4
7.3. Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Тушение пожаров 6 - 6
7.4. Боевое развертывание 8 2 6
7.5. Элементы пожарно-спасательского спорта 8 - 8
8. Дорожно-транспортная подготовка 24 4 20
8.1. Правила дорожного движения (ПДД) для пешеходов 14 2 12
8.2. Фигурное вождение велосипеда 10 2 8
  Всего 216 62 154

Содержание программы

Раздел 1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. История туризма в РК.

Теоретические занятия

1.2. Узлы. Виды узлов, их применение

История узлов. Виды узлов. Применение узлов

Теоретические занятия

Вязка узлов

Практические занятия

1.3. Личное и групповое турснаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др.

Теоретические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Практические занятия

1.4. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Теоретические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

1.5. Питание в туристском походе

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Теоретические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Практические занятия

1.6. Правила движения в походе, преодоление препятствий

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Теоретические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Практические занятия

1.7. Туристские должности в группе

Должности в группе постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завхоз), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, куль торг, физорг и т.д. Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды). Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.

Теоретические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

Практические занятия

1.8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Теоретические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

Практические занятия

1.9. Походы выходного дня и многодневные

Выбор маршрута похода. Поход.

Практические занятия

1.10. Подведение итогов похода

Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат. Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам.

Теоретические занятия

Составление отчета о походе. Ремонт, и сдача инвентаря.

Практические занятия

Раздел 2. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических и спортивных карт. Понятие о местных предметах и топографических, спортивных знаках. Изучение топознаков по группам. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Теоретические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

Практические занятия

2.2. Ориентирование по горизонту, азимут. Компас, работа с компасом

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо (“Роза направлений”). Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Теоретические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, “бабочки” и т.п.).

Практические занятия

2.3. Ориентирование на местности по карте

Работа на местности по карте. Обнаружение ЗКП.

Практические занятия

2.4. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда; ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.

Теоретические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам: по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению, местонахождения.

Практические занятия

Раздел 3. Краеведение и экология

3.1 Природно-климатические условия г. Сыктывкара

Абиотические факторы среды. Погодные условия г. Сыктывкара. Особенности климата.

Теоретические занятия

3.2. Экологическая обстановка в г. Сыктывкаре: природные факторы, явления

Теоретические занятия

3.3. Флора и фауна в окрестностях г. Сыктывкара

Изучение флоры и фауны в окрестностях г. Сыктывкара. Экологическая тропа. Экскурсия в Ботанический сад Института биологии УрО РАН

Практические занятия

Раздел 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Теоретические занятия

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Практические занятия

4.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Теоретические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

Практические занятия

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о “спортивной форме”, утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля. Способы транспортировки пострадавшего.

Теоретические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Элементарны способы переноски пострадавшего.

Практические занятия

Раздел 5. Военно-спортивная подготовка

5.1. Общая физическая подготовка

Комплекс упражнений и игр, тренировок, соревнований, направленных на общефизическое развитие обучающихся. Кроссовая подготовка. Метание гранаты на дальность и на точность. Подтягивание на перекладине. Гимнастическая подготовка. Спортивные игры.

Практические занятия

5.2 Огневая подготовка

Техника безопасности при обращении с оружием. Материальная часть автомата Калашникова. Виды оружия по цели назначения. Способы применения. Пневматическая и малокалиберная винтовка, автомат и пулемет Калашникова, снайперская винтовка Драгунова. Устройство и применение.

Теоретические занятия

Пневматические винтовки и организация стрельб из них в учебном помещении, спортивном зале, тире или на открытой местности. Малокалиберные винтовки и организация стрельб из них в учебном помещении, спортивном зале, тире или на открытой местности при наличии соответствующего разрешения и выполнении мер безопасности. Оружие войсковых частей и стрельбы на полигонах в/ч. Разборка-сборка автомата Калашникова в учебном помещении.

Практические занятия

5.3 Строевая подготовка

Понятия строй, колона, шеренга, порядок выхода из строя и движения в колонне. Воинские ритуалы. Строи и управление ими. Обязанности солдата перед построением и в строю. Строевые приемы и движения с оружием и без. Отдание воинского приветствия на ходу. Прохождение торжественным маршем и со строевой песней. Воинское приветствие с оружием и без. Выход из строя и подход к начальнику.

Теоретические занятия

Практические занятия: Овладение обучающимися строевых элементов (построение, перестроение из одношереножного строя в двушереножный строй, выход из строя и подход к начальнику, прохождение торжественным маршем, отдание воинского приветствия в движении, повороты на месте и в движении); умение носить военизированную форму одежды; умение выполнять команды.

Практические занятия

Раздел 6. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

6.1. Окружающая среда и факторы риска для здоровья человека. Правила безопасного поведения.

Окружающая среда, взаимодействие человека с окружающей средой в процессе повседневной жизнедеятельности. Возможные факторы риска в повседневной жизни при проживании в городе, правила поведения (пожары, дорожно-транспортные происшествия, отравления ЧС в транспорте, криминогенные ситуации). Правила безопасного поведения дома (пожарная-, электробезопасность, препараты бытовой химии, криминогенные ситуации в жилище). Правила безопасного поведения в природных условиях (автономное существование человека в природных условиях, ориентирование на местности, разведение костра, питание, сигналы бедствия).

Теоретические занятия

6.2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, обвалы, оползни, сели, бури, ураганы, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары), меры безопасного поведения человека в зонах ЧС природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (пожары, взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих химических веществ, аварии с выбросом радиоактивных веществ, гидродинамические аварии), их причины, правила поведения.

Теоретические занятия

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

Практические занятия

6.3. Гражданская оборона, ее предназначение и задача по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Индивидуальные средства защиты кожи и органов дыхания.

Гражданская оборона как система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, ее структура и задачи. Роль и место ГО в защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Индивидуальные средства защиты кожи и органов дыхания.

Теоретические занятия

Пользование приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Трассировка открытой щели. Аварийный лаз из убежища.

Практические занятия

Раздел 7. Пожарная безопасность

7.1 Пожары. Причины возникновения пожаров. Основные приемы и первичные средства тушения пожаров

Причины возникновения лесных пожаров и пожаров в населенных пунктах. Характер распространения пожаров. Правила поведения и действия при возникновении пожаров. Способы спасения людей. Меры по тушению.

Теоретические занятия

7.2 Пожарно-техническая продукция

Посещение выставки ГУ МЧС России.

Практические занятия

7.3 Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Тушение пожаров

Боевое развертывание. Показ техники. Посещение СЧ-51

Практические занятия

7.4 Элементы пожарно-спасательского спорта

Соревнования по пожарно-спасательному спорту

Практические занятия

Раздел 8. Правила дорожного движения

8.1. Правила дорожного движения (ПДД) для пешеходов

Главные составные части дороги: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Правила поведения участников дорожного движения. Теоретические занятия

Изучение ПДД для пассажиров и водителей категории А и В

Практические занятия

8.2. Фигурное вождение велосипеда

Правила безопасной езды на велосипеде.

Теоретические занятия

Фигурное вождение велосипеда по программе “Безопасное колесо”

Практические занятия

К концу первого года обучения по разделу “Основы туристской подготовки” обучающиеся должны

знать:

  • виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм;
  • виды узлов;
  • типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки;
  • состав и назначение ремонтной аптечки;
  • порядок движения группы на маршруте;
  • должности в группе постоянные и временные.

уметь:

  • укладывать рюкзак, работать со снаряжением;
  • использовать простейшие узлы и технику их вязания;
  • готовить пищу на костре;
  • выполнять временные должностные обязанности во время проведения похода;
  • преодолевать естественные препятствия: склоны, подъемы; организовывать переправы.

По разделу “Топография и ориентирование” должны

знать:

  • масштаб, его виды;
  • рельеф, способы изображения рельефа на картах;
  • топографические знаки;
  • основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З.
  • компас, его виды, устройство компаса;
  • азимут, его отличие от простого угла, виды азимута.

уметь:

  • работать с компасом;
  • работать с картами различного масштаба;
  • определять стороны горизонта;
  • ориентироваться по местным предметам;
  • двигаться по азимуту, определять азимут на заданный предмет (обратная засечка), находить ориентиры по заданному азимуту (прямая засечка);

По разделу “Краеведение и экология” должны

знать:

  • особенности климата Республики Коми и города Сыктывкара
  • особенности экологических факторов Республики Коми
  • особенности флоры и фауны окрестностей г. Сыктывкара

уметь:

  • определять лекарственные растения местной флоры
  • оценивать экологическую обстановку окружающей среды
  • вести климатические и фенологические наблюдения

По разделу “Основы гигиены и первая доврачебная помощь”

знать:

  • гигиенические основы труда, отдыха, занятий физической культурой и спортом, походов и путешествий;
  • сущность закаливания солнцем, воздухом, водой;
  • состав медицинской аптечки;
  • перечень, назначение, дозировка, противопоказания к применению лекарственных препаратов;
  • основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

уметь:

  • соблюдать гигиенические требования в походе;
  • формировать походную медицинскую аптечку;
  • различать ядовитые растения и растения-целители;
  • оказывать первую доврачебную помощь

По разделу “Военно-спортивная подготовка” должны

знать:

  • комплекс упражнений и игр, тренировок, соревнований, направленных на общефизическое развитие;
  • традиционные (закаливание водой, солнцем и т.д.) и нетрадиционные (купание в проруби, обтирание снегом, голодание, хождение босиком и т.д.) методы оздоровления;
  • нормативы по физической подготовке с учетом возраста и личных возможностей.

уметь:

  • контролировать свое физическое здоровье;
  • организовывать и проводить самостоятельные занятия по развитию силы, выносливости, ловкости.

По разделу “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях” должны

знать:

  • опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения, закономерности их проявления, способы защиты от них;
  • организацию Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структуру и задачи;
  • состав и предназначение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • условия безопасного поведения дома, на улице, при ЧС.

уметь:

  • пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
  • надевать и снимать средства индивидуальной защиты, находиться в них.

По разделу “Пожарная безопасность” должны

знать:

  • общие правила пожарной безопасности;
  • пожарно-техническую продукцию;
  • способы тушения пожара;
  • огнегасительные вещества, средства пожаротушения;
  • порядок применения первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, подручных средств).

уметь:

  • применять первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран, подручные средства);
  • создавать противопожарную полосу.

По разделу “Дорожно-транспортная подготовка” должны

знать:

  • главные составные части дороги: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка; дорожную разметку и дорожные знаки;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
  • правила поведения участников дорожного движения.

уметь:

  • применять на практике правила дорожного движения, навыки безопасной езды на велосипеде.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходима следующая материальная база:

  • малый спортивный зал, оборудованный для проведения занятий на туристической полосе препятствий;
  • скалодром;
  • инвентарь и оборудование для занятий по ГО;
  • пожарная полоса препятствий;
  • макеты стрелкового оружия;
  • туристское снаряжение (спальные мешки, туристские коврики, палатки, рюкзаки, компасы, веревки, страховочные системы, рукавицы, каски, карабины, жумары);
  • велосипеды;
  • военная форма;
  • технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, видеокамера).

Формы и методы контроля и самоконтроля:

  • по теоретической подготовке:

- устные опросы;
- контрольные задания;
- самостоятельные работы;
- зачеты;
- тесты;
- кроссворды;
- викторины.

  • по практической подготовке:

- тренинги;
- зачеты, тесты, анкеты;
- выполнение нормативов, упражнений;
- деловые, ролевые игры;
- решение ситуативных задач;
- коллективное творческое дело;
- показательные выступления;
- самоанализ, коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности;
- творческие задания.

Литература:

  1. Аверин А.Н., Выдрин Н.Ф., Ендовицкий Н.К. и др. Начальная военная подготовка. Москва “Просвещение” 1986 г.
  2. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры. – 4-е изд., перераб. и доп. М., 1974.
  3. Васильев В.А. Основы воинской службы. Ростов н/Д: Феникс, 2000,- 416 с.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 128 с.
  5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., 1980.
  6. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях.- М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2001.- 352 с.
  7. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.- 384 с.
  8. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003.- 384 с.
  9. Козлов Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224 с.
  10. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва “Просвещение”, 1988.
  11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманитарный издательский центр – ВААДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
  12. Латчук В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988, - 704 с.
  13. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 230 с.
  14. Пробный учебник для средних учебных заведений под ред. Гоголева М.И. “Основы медицинских знаний учащихся”. Москва “Просвещение” 1991 г.
  15. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника.- М.: Филологическое общество “СЛОВО”.- 1997.- 445 с.
  16. Строевой устав ВС РФ.
  17. Уличев М.В. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005
  18. Учебное пособие по “Основам военной службы”. Выпуск 2. Вооруженные Силы России. Москва – 2001 г.
  19. Устав внутренней службы ВС РФ.
  20. Филиппов А.Е. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям по военно-спортивному многоборью. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005